Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Искренне ответив на предлагаемые ниже вопросы, Вы поможете нам глубже вникнуть в суть данного вопроса и наметить пути его эффективного разрешения.
Спасибо!
1. Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими?
_____________________________________________________________________
2. Какими, по Вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:
______________________________________________________________________
3. Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:
- Конвенция о правах ребенка
- Трудовой кодекс РФ
- Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
- Закон РФ «Об образовани)
- Уголовный кодекс РФ
4. Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка? (Подчерните.)
- Да.
- Нет.
- Не всегда.
5. Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что…
_____________________________________________________________________
6. Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:
- Сколько раз тебе повторять?
- У всех дети как дети, а ты ...
- А как ты считаешь?
- Ну что за друзья у тебя?
-Давай подумаем ...
- И в кого ты такой уродился?
-я в твои годы ...
- Какой ты молодец! (Какая ты умница!)
7. Какие наказания применяли родители по отношению к Вам в детстве? (Подчеркните.)
- Могли дать пощечину, высечь ремнем, шлепнуть по попе, дать подзатыльник, посадить в темную комнату, оставить одного, поставить в угол, лишить сладкого или удовольствия, обозвать, не разговаривать, другое.
8. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?
______________________________________________________________________
9. Почему Вы прибегаете к наказаниям? Выберите вариант:
- «Мои родители тоже меня наказывали, поэтому и результат налицо».
- «Только через наказание или лишение удовольствия можно корректировать поведение ребенка».
- Я не знаю других методов воздействия на ребенка».
- «Я принципиальный противник наказания и никогда не наказываю ребенка».
10. Вы считаете себя нервным человеком:
- да;
- нет;
- в зависимости от обстоятельств.
11. Считаете ли Вы, что в детском саду соблюдаются все права ребенка?
- Да.
- Нет.
12. В чем Вы видите нарушение прав ребенка в детском саду?
______________________________________________________________________
13. Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?
Приложение № 14
Анкета для родителей «Мой ребенок»
В каждой паре утверждений надо обвести букву, соответствующую тем высказываниям, с которыми они в большей степени согласны.
1 a) если ребёнок не хочет что-то выполнять, всегда можно его заставить;
б) не стоит навязывать ребёнку, если он чего-то не хочет; лучше подумать: вдруг мы сами что-то делаем не так?
2 а) капризы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо»;
б) при возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребёнка на что-то другое.
3 а) негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы;
б) насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
4 а) детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых;
б) эмоции взрослых независимо от их желания влияют на состояние детей, передаются им, вызывают ответные чувства.
5.а) ребёнок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее, опытнее;
б) сотрудничать с детьми -это значит быть с ними « на равных»,в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять сказки вместе с ними.
6 а) подчёркивая ошибки ребёнка, мы избавляем его от них;
б) отрицательная оценка вредит благополучию ребёнка.
7 а) делая что-либо, ребёнок должен отдавать себе отчёт в том, хороший он или плохой с точки зрения взрослых;
б) ребёнок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
8 а) детей надо учить, указывая на подходящие примеры;
б) у детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
9 а) ребёнок должен постоянно быть предметом внимания и симпатий взрослых;
б) ребёнок, окружённый повсеместной симпатией и вниманием, отягощён неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
10 а) чем старше ребёнок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых;
б) ребёнку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.
Анализ результатов анкетирования.
Если в ответах родителей преобладают варианты б),то в семье реализуется демократичный тип воспитания, характеризующийся предоставлением ребёнку разумной свободы действий, учитывающий право ребёнка на собственное мнение.
Приложение № 15
Консультация «Как мы нарушаем права ребёнка?»
Что нам мешает в общении с ним?
1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".
6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!"
8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
9. Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.
Ребенок тоже человек!
Безусловно, соблюдать права детей невозможно с помощью только одних законов. Очень важно, чтобы каждый взрослый изменил свое психологическое восприятие ребенка как кого-то, не имеющего ни прав, ни обязанностей. К сожалению, сегодня права маленького гражданина как нечто реальное, а он сам - как самоценная личность многими еще не осознаются. Даже бытует мнение, что детям не стоит рассказывать об их правах, иначе они и вовсе окажутся "неуправляемыми". Однако чувство собственного достоинства, разрушенное и униженное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, и особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные.
И напоследок хочется напомнить, что каждый человек имеет столько прав, сколько хочет их иметь.
Приложение № 16
Консультация «Можно ли обойтись без наказаний?»
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом», «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком да в спину – то и приголубьте сыну».
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребёнка. Нормативными документами о защите прав ребёнка являются «Конвенция о правах ребёнка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Кроме того, недопустим считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребёнка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребёнку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».
Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребёнка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребёнка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нём воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Руководство родителей освобождает ребёнка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
Одна из характерных черт последних столетий – отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении, дрессировке. Болевые методы, не оправдавшие даже себя в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей, затягивают дрессировку животного.
Что такое боль? Это сигнал острой опасности для организма, требующий немедленных и энергичных мер, чтобы избежать этой опасности сейчас и наперёд, остерегаться её. Боль – биологически целесообразный сигнал.
Суть воспитания сегодня – создание у ребёнка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Ребёнка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха.
Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка.
Часто взрослые грозятся отдать ребёнка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т.д. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребёнок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребёнка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребёнок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.
Психологи посвятили много исследований самоанализу человека, который называется по-разному: восприятие себя, образ себя, оценка себя, а чаще – самооценкой. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастит с положительным отношением к себе. Если же ребёнок постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. каждый ребёнок ждёт подтверждения, что он – хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. Это – естественные стремления всякого человека, составляющего отношение к себе.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.Л.Леви:
- наказание всегда должно исходить из мотива поступка;
Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжёлым, хотя мотив, которым руководствовался ребёнок, был положительным. Например, ребёнок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
- основание для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.;
- чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины;
- наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей;
- следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребёнку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощён, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
- нельзя наказывать и ругать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы;
- нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается;
- следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны;
- наказание не должно вредить здоровью;
- за один проступок – одно наказание.
К педагогическим оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
- выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребёнка чего-либо приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.
Приложение № 17
Консультация «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую
душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
*Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
*Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
*Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
*Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах:
«Конвенция ООН о правах ребёнка» даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
«Уголовный кодекс РФ» предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
«Семейный кодекс РФ» гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
Приложение № 18
Памятки для родителей
«Четыре заповеди мудрого родителя»
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
|