Главная страница

Система работы по правовому воспитанию дошкольников


Скачать 1.48 Mb.
Название Система работы по правовому воспитанию дошкольников
страница 3/8
Дата 14.02.2016
Размер 1.48 Mb.
Тип Методическая разработка
1   2   3   4   5   6   7   8

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Что означают наши имена»

(с использованием мультимедиа и презентации детско – родительского проекта «Что означает мое имя»).

Приоритетная образовательная область - «Познание».

Интегрируемые образовательные области - «Социализация», «Коммуникация»,

«Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное

творчество».

Цель образовательной деятельности: Помочь детям в познании и принятии собственного имени.

Задачи:

Область «Познание»

  1. Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “свидетельство о рождении”.

2. Дать представление о важности права на имя. Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого имени.

Область «Социализация»

  1. Способствовать воспитанию доброго отношения к себе, уважения друг к другу,

чувства самоуважения и уважения к другим окружающим людям.

2. Развивать умение детей применять «право на имя» в жизни.

3. Формировать гендерную принадлежность. Углублять представления детей о себе в прошлом, настоящем и будущем.

.Область «Коммуникация»

1. Формировать умение быть доброжелательным и корректным собеседником,

2.Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения (чтобы, когда, если бы).

3.Упражнять в образовании полных имён и имен с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Саша, Сашенька, Александр и др.).

4.Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей.

5. Активизировать и обогащать словарь: «Конвенция», «Право», « Право на имя», «свидетельство о рождении», новорожденный, полное имя, значение имени, (Ирина – мир, покой, Варвара – скромная, терпеливая, трудолюбивая, Евгений – благородный…).

Область «Физическая культура»

1. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

2. Формировать правильную осанку.

3. Закреплять умение быстро перестраиваться на месте, подниматься высоко на носки, с разным положением рук, развивать ориентировку в пространстве (делать повороты вправо, влево), легко прыгать на двух ногах на месте.

4. Воспитывать стремление активно участвовать в коллективных играх.

Область «Чтение художественной литературы»

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочному образу. Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного имени литературного персонажа (Снегурочка – девочка из снега, Незнайка – мальчик, который ничего не знает, Белоснежка – девушка, белая, как снег).

Область «Художественное творчество»

  1. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать рисунки (автопортреты детей), радоваться достигнутому результату.

  2. Формировать эстетическое отношение к индивидуальному самовыражению в

процессе творческой деятельности детей.

  1. Развивать умение представлять многообразие и красоту форм при изображении начальной буквы своего имени.

Оборудование и материалы: мультимедиа - проектор, экран, ПК, слайды, глобус, веселое солнышко, лучи, автопортреты, символ «право на имя», клубочек из золотистых нитей, книжки – сказки: «Снежная королева», «Доктор Айболит», «Приключение Незнайки и его друзей», « Кошкин дом», «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Дюймовочка, книга «Тайна вашего имени», воздушные шарики с написанными именами.

Ход НОД:

Воспитатель: Добрый день, дети!

Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных и пригожих я приглашаю в путешествие.

(Раздается стук в дверь. Входит Кот Леопольд).

Кот Леопольд:

Здравствуйте, дети. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Леопольд, а ты кто? (дети называют свои имена).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это в руках у нашего гостя?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Нам нужен глобус, чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая. На ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга. Каждый человек неповторим. Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Люди отличаются ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Кот Леопольд загадает загадку, а я думаю, что вы догадаетесь, о чём она?

Кот Леопольд: Нас не было - оно было.

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть:

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать, надо вслух назвать

Дети: Имя.

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (ответы детей)

Воспитатель: По имени человека определяют кто он: мужчина или женщина, молодой или старый. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к

имени прибавляем отчество, тем самым, проявляя к нему уважение. Обращаясь к товарищам, подругам называем их по имени: Лена – Леночка - Ленуся.

Воспитатель: Кто дал вам имя?

Дети: Нам имя дали родители.

Воспитатель: Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки. А когда дают ребенку имя?

Дети: Имя дают, когда рождается ребенок. (мультимедийный показ слайдов)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет? (малыш, маленький) Да, так плачет новорожденный. Новорожденные в основном всегда спят и их трудно отличить друг от друга. Чтобы их мамы не перепутали, им на ручки прицепляют бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно было бы, если вас называли бы цифрой?

Дети: Нет. Мы хотим, чтобы нас называли по имени. Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают (читает стихотворение):

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва.

У него уже с пеленок

Появляются права.

Воспитатель: Одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в этой книге (показ слайда). Она называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. При рождении ваши родители дают вам имя, которое сопровождает вас в течение всей жизни. При рождении человека выдается «свидетельство о рождении» (показ слайда), в нем прописано имя ребенка, отчество и фамилия

Воспитатель: Значит, какое есть у вас право?

Дети: У нас есть « Право на имя».

Кот Леопольд: Я пришел сегодня к вам, чтобы познакомиться с вами, узнать ваши полные имена. Почему вам дали такие имена? Ведь каждое имя еще имеет свое значение. Кто из вас знает смысл своего имени?

Воспитатель: Посмотри, пожалуйста, Кот Леопольд, дети покажут свой автопортрет и назовут свои имена. Запоминай.

Игра «Цепочка имен» (показ рисунка с автопортретом ребенка – домашнее задание). Ирина – мир, покой? Варвара – скромная, терпеливая, трудолюбивая,

Евгений – благородный; Илья – верующий; Степан – корона, венок; Ксения –гостеприимная; Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская, Даша – сильная, побеждающая; Даниил – мой Бог судья; Егор – земледелец; Антон – вступающий в бой; Ваня – милость Божья; Кирилл – маленький господин, Денис – знание.

Кот Леопольд: Очень красиво звучат имена мальчиков. Как славно звучат имена

девочек. Постараюсь запомнить.

Воспитатель: Молодцы, а я приготовила для вас вот такие эмблемы «Право на имя». Вы их приклеите к рисунку и запомните, что вы имеете полное право на свое имя.

Кот Леопольд: Дети, у меня тоже есть вот такие портреты, вы внимательно посмотрите и угадай те, кто это?

Игра «Угадай-ка». Посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован? И как называется сказка?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка. (называют сказки с героями)

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет, Снегурочка – девочка из снега, Незнайка – мальчик, который ничего не знает, Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Двигательная активность.

В небе солнышко взошло (поднимаются на носки, руки вверх)

И всем улыбнулось (повороты вправо, влево)

Нам вдруг стало хорошо (прыжки, руки на поясе по желанию детей)

И больше не взгрустнулось. (ходьба на месте)

Воспитатель: А вы хотите, чтобы оно было всегда веселое? Давайте подарим

солнышку лучики с начальной буквой вашего полного имени. А сейчас, кот Леопольд, я приглашаю тебя и вас, дети, к столам. (По очереди берут приготовленные лучики и пишут на нем фломастером первую букву своего имени, отражая свои впечатления, украшая свое имя по желанию, и выкладывают лучи к солнышку - солнышко с веселым лицом).

Воспитатель: Какое солнышко?

Дети: Яркое, счастливое, веселое (дети называют прилагательные).

Воспитатель: Теперь солнышко будет к нам заглядывать чаще, оно очень обрадовалось и подарило вам такой золотой клубочек. Он откроет вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени; нежно, ласково, красиво. Человек сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково?

Дети: Да. Мы хотим, чтобы нас называли ласково.

Воспитатель: Игра «Клубочек». Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем.

Кот Леопольд:

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно, хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить! Каждому по солнцу подарить!

Воспитатель: Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право? (показ слайда с написанием памятки).

- Не дразниться;

- Не придумывать клички;

- Обращаться друг к другу вежливо, ласково;

- К взрослым обращаться по имени, отчеству;

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения. Воспитатель: О чем мы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что расскажите дома о праве на имя? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (ответы детей)

Кот Леопольд: Вам дети, я приготовил сюрприз: яркие воздушные шарики, на которых написаны ваши имена. Мы с вами отпустим эти шары и все узнают, что есть такой детский сад «Росточек», в котором живут такие дружные ребята с красивыми именами.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам подготовиться к празднику «Редких имен». Ведь среди нас встречаются дети с очень редкими именами, как например, Розалия, Валерия и др. Вы должны узнать у родителей, не только почему вас так назвали, но и должны рассказать о своих увлечениях, о любимых праздниках; можете поделиться с нами своими секретами. Вот об этом поговорим в следующий раз.


Приложение № 6

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему ««Моя семья»

(с использованием детско – родительского проекта «Моя родословная» и выставки семейных фотографий).

Приоритетная образовательная область - «Познание»

Интегрируемые образовательные области - «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель образовательной деятельности: Обобщать и систематизировать знания детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

Область «Познание»

  1. Познакомить детей с правом жить и воспитываться в семье: о праве знать своих родителей и право на их заботу.

  2. Закрепить имеющиеся представления о родственных отношениях.

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная. Область «Социализация»

  1. Воспитывать уважительное заботливое отношение к старшим, к близким и

родным людям.

  1. Формировать такие качества: как сочувствие, отзывчивость, справедливость.

  2. Совершенствовать умение помогать друг другу, стремление радовать старших

хорошими поступками.

Область «Коммуникация»

1. Развивать коммуникативные и творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы.

2. Закрепить умение использовать средства выразительности ( поза, мимика, движения, жесты) при разыгрывании ситуаций, таких как «Бабушка устала», «Братик ушибся» и др.

3. Развивать связную речь, продолжать совершенствовать умение составлять рассказы по плану.

4. Активизировать словарь детей: «право жить и воспитываться в семье», забота, сочувствие, благополучная дружная семья, род, родословная, проявлять почтение, поколение, согласная семья, обязанность.

Область «Чтение художественной литературы»

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

2. Закрепить умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять образный язык пословиц, поговорок о семье.

Область «Художественное творчество»

1.Закрепить навыки аккуратного наклеивания предмета на лист бумаги, развивать

творчество, самостоятельность.

2. Проявлять самостоятельность в выборе темы композиции (эмблема своей семьи),

уметь видеть красоту созданного изображения.

Материалы и оборудование: Альбом семейных фотографий, символы знакомых детям прав, эмблема «Право жить и воспитываться в семье», схема «Семейного древа», варианты готовых образцов «Генеалогическое древо семьи», без фотографий на каждого ребенка (домашнее задание: в виде кораблика, елочки, и домика и другие варианты на творчество родителей), аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки, цветные карандаши, клей.

Ход НОД:

Воспитатель: предлагает детям послушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка».

Вопросы: Кого ищет мамонтенок? Скажите, куда вернется мамонтенок?

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Для чего люди создают семью? (Ответы детей) Что такое семья?

Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Воспитатель: Молодцы. Семья объединяет родных: родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

(Воспитатель предлагает выбрать среди других символов на права ребенка символ «Семьи» и вывешивает его над деревом - символ «Семейного древа».)

Воспитатель: Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте с вами их вспомним.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

- Родительское сердце - в детках.

- Дети не в тягость, а в радость.

- Семья сильна, когда над ней крыша одна.

- Кто живёт ладно, у того всё складно.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья. Мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, выучили стихи. Сегодня мы постараемся составить вместе свою родословную.(домашнее задание). Родословная-слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, об истории семьи.

Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную?

Дети: С дедушки и бабушки.

Воспитатель: Почему нужно начать с дедушки и бабушки?

Дети: Потому что они самые старшие.

Воспитатель: Я выкладываю свою родословную. Сначала прикрепляем фотографии всех бабушек и дедушек. Следующий ряд будет отец и мать, брат отца. Третий ряд – сыновья, дочь, племянница и племянник. (Дети работают одновременно с воспитателем по готовым «Семейным древам», наклеивают фотографии на готовые макеты).

Вот и выстроились фотографии тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на

поколение: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей и поколение детей. Каждое поколение объединяет людей примерно одного возраста.

Воспитатель: Дети, кто хочет рассказать о своей семье, о своей родословной?

Предлагается план: Кто изображён на фотографиях? Чем вы любите заниматься вместе? Вы должны знать имена всех членов своей семьи, правильно называть себя по отношению к родственникам.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Двигательная активность. «Мы не скажем, а покажем». Дети делятся на команды и получают задание: команда должна показать имитирующие движения: жестами, мимикой, разыграть ситуацию, а другая команда угадать их действия и назвать. Затем команды меняются ролями.

Разыгрывание ситуаций: «Бабушка устала», «Братик ушибся».

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о всех членах семьи. А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей).

Игра “Наши добрые дела”.

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по - одному и приклеивают лепесток, вырезанный из бумаги; рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки. Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи; прикрепить к своей родословной и рассказать, что он означает (Дети под мелодию «Мама для мамонтенка» рисуют символы).

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Оформляется вместе с детьми выставка на тему «Моя родословная».

Приложение № 7

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в форме КВН на тему «У меня есть права»

Приоритетная образовательная область - «Социализация».

Интегрируемые образовательные области - «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Цель образовательной деятельности: Формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи: Область «Социализация»

1. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, стремление активно участвовать в играх – соревнованиях.

2. Вырабатывать умение действовать в команде, быть доброжелательными и отзывчивыми.

3. Формировать умения детей применять права, с которыми они знакомы, в жизни.

Область «Познание»

1. Уточнить и обобщить начальные правовые знания у детей через чтение литературных произведений.

2. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей.

Область «Коммуникация

1. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками. 2. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

3.Формировать умение отстаивать свою точку зрения в решении проблемных ситуаций.

4. Обогащать словарь: «Дом прав», проблемные ситуации. Область «Физическая культура»

1. Совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений.

2. Формировать правильную осанку во всех видах деятельности, умение осознанно и творчески выполнять движения по заданию, указанному в стихотворном тексте (наклоны вправо-влево, бег на носках, приседание, ходьба и т.д.)

Область «Художественная литература»

1. Формировать нравственные отношения и интерес, эмоциональный отклик на изображение сказочного образа.

2. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, пополнять литературный багаж сказками, стихами, загадками.

Область «Здоровье» 1. Расширять представления детей о значении двигательной активности.

2. Развивать умение использовать специальные упражнения для укрепления органов зрения, слуха и т.д.

3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Область «Музыка

1.Развивать музыкально-двигательные способности детей, чувство ритма и памяти, речевой интонации, певческих навыков, музыкального слуха.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам, рисунок генеалогического древа, свидетельство о рождении, кроссворд на листе ватмана, карточки-липучки, папка с рисунками детей «Конвенция о правах ребенка, глазами детей», дипломы, магнитофон, кассета с записью отрывков из сказок, музыка к песне.
Ход НОД:

Воспитатель: Люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут делать люди и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня наш КВН посвящаем правам детей.

У нас две команды. Выберем жюри. Они будут оценивать наши конкурсы. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе. Итоги подведем в конце.

Первое задание для команд - это приветствие. Слово предоставляется капитану первой команды.

Капитан: Наша команда называется:

Все: «Солнышко»

Капитан: Наш девиз:

Все: Мы, ребята - дошколята!

Очень умные ребята.

Мы покажем на делах,

Что мы знаем о правах.

Воспитатель: Хорошо, с одной командой мы уже познакомились. Теперь очередь капитана второй команды.

Капитан: Наша команда называется:

Все: «Улыбка»

Капитан: Наш девиз!

Все: А мы тоже хороши,

Вам расскажем от души:

Есть права у всех детишек,

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

Жизнь похожую на сказку.

Воспитатель: Молодцы. Жюри оценивает приветствие команд.

В небе солнышко взошло.

И всем улыбнулось.

Всем нам стало хорошо.

И больше не взгрустнулось!

Воспитатель: Второй конкурс «Домашнее задание». Вам нужно было вместе с родителями приготовить сообщение о правах: команде «Солнышко» - «Право на имя», а команде «Улыбка» - «Право на семью». (Слушаем сообщения детей с применением свидетельства о рождении и Генеалогического древа)
Воспитатель: Внимание! Следующий конкурс «Разминка». Давайте прогуляемся по страницам любимых книжек и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Где и какие права нарушены? Сейчас будет зачитан отрывок из сказки, а вам нужно отгадать название произведения и назвать, какое право здесь нарушено. Готовы?

- Первый отрывок для команды «Солнышко». Включается запись: «…Идет она лесом, а навстречу ей – Серый Волк. Очень ему захотелось съесть девочку, да только не посмел - где-то близко стучали топорами дровосеки….» - (Сказка «Красная Шапочка». Право на жизнь).

- Задание команде «Улыбка». Включается запись: «…Какой гадкий, - сказал петух, - он совсем не похож на нас…» - (Сказка «Гадкий утенок» Г. Хр. Андерсен. Право на индивидуальность).

Задание команде «Солнышко»

Включается запись:

«Вот идет Гиппопотам

Он идет из Занзибара,

Он идет к Килиманджаро

- И кричит он, и поет он:

«Слава добрым докторам! - (Сказка Корнея Чуковского «Айболит» Право на медицинский уход).

- Задание команде «Улыбка». Включается запись: «…Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким то и попала девочка. Она осталась сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили…» - (Сказка «Хаврошечка» . Право : Дети не должны использоваться в качестве рабочей силы).

- Задание команде «Солнышко». Включается запись: «…Самый старший и самый трудолюбивый из братьев решил построить крепкий дом. Он привез на тачке целую груду кирпичей. Стройка началась…» - (Сказка «Три поросенка» Право на жилище).
1   2   3   4   5   6   7   8