|
Программа по немецкому языку (начальное общее образование) Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по немецкому языку (начальное общее образование)
Пояснительная записка
Данную программу реализует учебно-методический комплект базового уровня «Немецкий язык. 2(3,4) класс» авторов Гальсковой Н.Д. и Гез Н.И.. УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.
Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение немецкого языка в каждом из 2-4 классов составляет 68 часов.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения языкового материала.
Цели обучения немецкому языку
Основными целями обучения немецкому языку в начальной школе являются:
Развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке, что предполагает:
-формирование у учащихся коммуникативной компетенции, ядро которой составляют коммуникативные умения;
-развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, раскованность, способность к социальному взаиымодействию;
Формирование у учащихся минимального уровня владения иностранным языком,позволяющего им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне.
Этому призвано способствовать следующее:
Формирование умения общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;
Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младших школьников, мотивации к дальнейшему овладению немецким языком;
Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру и использования немецкого языка как средства общения;
Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых младшим школьникам для овладения устной и письменной речью на немецком языке;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка, знакомство с миром сверстников, детским фольклором Германии, доступными образцами немецкой художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Организация обучения во 2 классе в соответствии с ФГОС начального общего образования
С сентября 2012 года во 2 классе начинается обучение по новому ФГОС начального общего образования, что нашло отражение в данной программе. Программа учебного предмета «Немецкий язык» предназначена для 2 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В данной программе нашли отражение тенденции в развитии общего образования на его первой ступени, которые закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и прежде всего следующие:
-
личностно ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
значительно больше внимания развитию уже в начальной школе общеучебных умений и универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями ФГОС в структуре планируемых результатов для 2 класса представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Личностные результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных результатов.
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
-
-
-
-
№ раздела
|
Содержание учебного предмета
|
Количество часов
|
Планируемые результаты
|
Предметные результаты
|
Метапредметные результаты
|
1
|
Диалогическая речь
|
|
Вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); » диалог-побуждение к действию.
|
Начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; совершать, читать и заполнять пропуски в диалоге, самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
|
2
|
Монологическая речь
|
|
Уметь пользоваться:
основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей), расшифровывать данные в схемах предложения,
|
Делать монологические высказывания с описанием себя, семьи и других людей, предметов, картинок, и персонажей
совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
|
3
|
Аудирование
|
|
Воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, зачитывать диалоги по ролям за диктором в парах,
|
Реагировать вербально/ невербально.
на предъявляемый текст. Использовать, применять языковую догадку,
совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; воспроизводить на слух рифмованный материал
|
4
|
Чтение
|
|
Читать:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие)
|
Расширять общий лингвистический опыт
Уметь работать с текстом, прогнозировать содержание текста по данным к тексту рисункам;
- уметь пользоваться справочным материалом, в виде таблиц, схем, правил, словарей; списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
|
5
|
Письменная речь
|
|
Владеть:
техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.
|
Уметь выписывать отдельные слова и предложения;
-писать имена собственные заглавными буквами;
- уметь заполнять простую анкету;
-уметь в письменной форме кратко отвечать на вопросы ;
-делать подписи к рисунку по образцу;
Записывать прописью цифры. Заполнять пропуски в словах, совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
|
6
|
Лексическая сторона речи
|
|
Овладеть лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 350 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Использовать простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран.
|
Использует элементы речевого этикета при решении коммуникативной задачи.
совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; пользоваться двуязычным словарём учебника, группировать слова по темам,
|
7
|
Грамматическая сторона речи
|
|
-основными коммуникативными типами предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное (предложение с вопросительным словом и без него, вопросительные слова wer, was, wie).
-порядком слов в предложении:.
утвердительные и отрицательные предложения, простое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gem.), составным именным сказуемым (Meine Familie ist groß.) и составным глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.). . Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами.
- грамматическими формами изъявительного наклонения: Präsens Глагол связка sein. Модальный глагол können,wollen, Неопределённая форма глагола (Infinitiv).
- существительными в единственном и множественном числе с определённым/неопределённым и нулевым артиклем.
- Местоимениями: личные, (ich, du, er).
-Количественными числительными до 12
-Наиболее употребительными предлогами: in, an, auf,
|
Знать понятия существительного, глагола, прилагательного, количественные числительные.
совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
|
8
|
Фонетическая сторона речи
|
|
Знать:
-все звуки немецкого языка.
-нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными).
-дифтонги.
-ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах).
-ритмико-интонационные особенности повествовательного и вопросительного предложений.
-интонация перечисления.
|
- соблюдать ритмико - интонационные особенности повествовательного, вопросительного и побудительного предложений, а так же предложений с однородными членами предложения.
совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
|
Требования к уровню подготовки
Выпускника 3 класса
В результате изучения иностранного языка на начальном уровне по окончании 3 класса ученик должен уметь:
Понимать основное содержание небольших текстов (стихов, песен, рассказов, юмористических историй, загадок);
Понимать небольшие сообщения учителя / сверстников;
Задавать кому-либо вопросы (о погоде, школе, одежде) и отвечать на соответствующие вопросы в свой адрес;
Рассказывать на элементарном уровне (5-8 фраз) о себе, друге, животном, герое книги: возраст, имя, место проживания, любимое занятие, характеристика;
Описывать предмет (название, качество, размер, количество, принадлежность, месторасположение);
Выразительно читать вслух;
Использовать различный опорный материал (серия картинок, ключевые слова, план) для составления своего высказывания или понимания прочитанного;
Уметь писать короткое сообщение о себе, поздравление другу (с Днем Рождения, с Новым Годом, с Рождеством) по образцу.
Выпускника 4 класса
В результате изучения иностранного языка на начальном уровне по окончании 4 класса ученик должен уметь:
Понимать основное содержание небольших текстов (стихов, песен, рассказов, юмористических историй, загадок);
Понимать небольшие сообщения учителя/ сверстников;
Задавать вопросы кому-либо вопросы (о погоде, школе, любимых занятиях ) и отвечать на соответствующие вопросы в свой адрес в настоящем и прошедшем времени.
Рассказывать на элементарном уровне (5-8 фраз) о себе, друге, герое книги: возраст, имя, место проживания, любимое занятие, характеристика;
Описывать предмет (название, качество, размер, количество, принадлежность, месторасположение), уметь сравнивать его характеристики с другим, похожим;
Выразительно читать тексты с распределением по ролям;
Использовать различный опорный материал (серия картинок, ключевые слова, план) для составления своего высказывания или понимания прочитанного;
Уметь писать короткое сообщение о себе, поздравление, приглашение другу на совместный просмотр спектакля, другой совместной деятельности по образцу.
Учебно-тематический план
Содержание учебника для каждого класса состоит из четырёх тем, в каждой из которых имеются три взаимосвязанные подтемы.
Класс
|
№
темы
|
Название темы
по-немецки
|
Название темы
по-русски
|
Кол-во
часов
|
2 класс
|
1
|
Hallo!
|
Привет! Знакомство
|
17
|
|
|
1A. Wie heiβt du?
|
Знакомство
|
|
|
|
1B. Meine Familie
|
Моя семья
|
|
|
|
1C. Meine Freunde
|
Мои друзья
|
|
|
2
|
Kinder wohnen verschieden
|
Дети живут по-разному
|
18
|
|
|
2A. Mein Haus
|
Мой дом
|
|
|
|
2B. Unsere Wohnung
|
Наша квартира
|
|
|
|
2C. Mein Zimmer
|
Моя комната
|
|
|
3
|
Essen und Trinken
|
Еда и напитки
|
18
|
|
|
3A. Was magst du?
|
Что ты любишь?
|
|
|
|
3B. Wir decken den Tisch
|
Мы накрываем на стол
|
|
|
|
3C. Wir machen den Obstsalat
|
Мы делаем салат
|
|
|
4
|
Wir gehen spazieren
|
Мы идём гулять
|
15
|
|
|
4A. Kinderkleidung
|
Детская одежда
|
|
|
|
4B. Wir spielen im Hof
|
Мы играем во дворе
|
|
|
|
4C. Auf der Straβe
|
На улице
|
|
3 класс
|
1
|
Jahreszeiten
|
Времена года
|
17
|
|
|
1A. Jahresuhr
|
Календарь
|
|
|
|
1B. Wie ist das Wetter?
|
Какая погода?
|
|
|
|
1C. Was machen wir heute?
|
Что мы делаем сегодня?
|
|
|
2
|
Feste und Feiern
|
Праздники
|
15
|
|
|
2A. Herzliche Glückwünsche!
|
Сердечные пожелания!
|
|
|
|
2B. Bald sind Weihnachten und Neujahr!
|
Скоро Рождество и Новый год!
|
|
|
|
2C. Zum Geburtstag viel Glück!
|
С днём рождения!
|
|
|
3
|
Tiere
|
Животные
|
21
|
|
|
3A. Haustiere
|
Домашние животные
|
|
|
|
3B. Im Zoo
|
В зоопарке
|
|
|
|
3C. Mein Hund ist krank
|
Мой пёс болен
|
|
|
4
|
In der Schule
|
В школе
|
15
|
|
|
4A. Ich gehe in der Schule
|
Я иду в школу
|
|
|
|
4B. Unser Klassenzimmer
|
Наш кабинет
|
|
|
|
4C. Unsere Klassenzeitung
|
Наша классная газета
|
|
4 класс
|
1
|
Meine Hobbys
|
Мои увлечения
|
17
|
|
|
1A. Was machst du gern?
|
Что ты охотно делаешь?
|
|
|
|
1B. Schatzkiste
|
Коллекция
|
|
|
|
1C. Bücher, Bücher, Bücher
|
Книги
|
|
|
2
|
Tagesablauf
|
Распорядок дня
|
15
|
|
|
2A. Wie spät ist es?
|
Который час?
|
|
|
|
2B. Mein Arbetstag
|
Мой рабочий день
|
|
|
|
2C. Am Samstagsabend
|
В субботу вечером
|
|
|
3
|
Reise nach Deutschland
|
Путешествие по Германии
|
21
|
|
|
3A. Post aus München
|
Письмо из Мюнхена
|
|
|
|
3B. An der Landkarte Deutschlands
|
У карты Германии
|
|
|
|
3C. Ich fahre nach…
|
Я еду в…
|
|
|
4
|
Schulalltag
|
Школьные будни
|
15
|
|
|
4A. Wir haben eine Idee
|
У нас идея
|
|
|
|
4B. Die Kinder spielen Theater
|
Играем в театр
|
|
|
|
4C. Wir fahren ins Grüne
|
Мы едем на природу
|
|
Особенности обучения учащихся с ЗПР
Особое внимание в организации учебной деятельности по реализации данной программы уделяется школьникам, обучающимся по программе 7 вида. Таковые имеются практически в каждом классе. При работе с ними необходимо учитывать следующие аспекты:
1. При опросе школьникам с ЗПР дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома,
больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5.В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание таких учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке учащимся даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8.При организации домашней работы для учащихся с ЗПР подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Организация учебного времени.
Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, выделение в группе подвижных подгрупп с разным уровнем обученности, учёт индивидуальных интересов и склонностей при выборе текстов для чтения и при определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.
Приложение 1
Оценивание результатов учебной деятельности по иностранному (немецкому) языку
Результаты учебной деятельности учащихся по иностранному языку оцениваются в соответствии с заданными целями и программными требованиями.
Оценка результатов учебной деятельности – это выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции, включающей в себя речевые, языковые и социокультурные знания, умения и навыки.
Обучение иностранному языку как средству общения предполагает овладение всеми видами иноязычной речевой деятельности: говорением, восприятием речи на слух, чтением и письмом. Каждый вид речевой деятельности оценивается дифференцированно.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся необходимо учитывать этапы усвоения учебного материала. При выставлении отметки за четверть преимущественное внимание уделяется отметкам, выставленным на этапе развития умений, так как он наиболее полно отражает всестороннюю речевую подготовку учащихся, а также отметкам, полученным при проведении тематического и промежуточного контроля.
Отметки за четверть (или полугодие), учебный год, а также экзаменационная отметка по предмету должны отражать в комплексе уровень подготовки учащихся по всем видам речевой деятельности.
Итоговая отметка учащимся выпускных классов, которые сдают экзамен по иностранному языку, выставляется на основе годовых и экзаменационных отметок в соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по всем видам речевой деятельности применяются для базового уровня изучения предмета в соответствии с программными требованиями.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
В качестве видов контроля выделяются:
текущий,
промежуточный,
итоговый.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников.
Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной, базовой и средней школе (устная форма контроля: чтение, восприятие речи на слух и говорение)
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать ( понимать значение) незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание прочитанного (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
- разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются
1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ
|
Оценка «3»
|
Оценка «4»
|
Оценка «5»
|
Контрольные работы
|
От 50% до 69%
|
От 70% до 90%
|
От 91% до 100%
|
Самостоятельные работы, словарные диктанты
|
От 60% до 74%
|
От 75% до 94%
|
От 95% до 100%
|
2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
|
Приложение 2
к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок»
|
Схема выставления годовой отметки обучающимся 2х-9х классов
I чт
|
II чт
|
III чт
|
IV чт
|
Годовая отметка
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
Приложение 3
СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
При проведении контроля по различным видам речевой деятельности оценка выставляется дифференцированно. При выполнении от 91% до 100% заданий 1 и 2 уровней ученик получает оценку «3». При выполнении 91%-100% заданий 1-4 уровней ученик получает оценку «4». При выполнении 91%-100% заданий всех пяти уровней ученик получает оценку «5».
Виды заданий по проверке грамматических и лексических навыков
Уровень
|
Виды заданий
|
1
|
Выберите правильный вариант (из 2)
Подчеркните в предложении ту или иную грамматическую структуру (артикли, настоящее время, суффиксы с отрицательным значением и т.д.)
|
2
|
Поставьте глаголы в правильную форму (даны варианты)
Выберите правильный вариант (из 3)
Найдите словообразовательные суффиксы в словах, обозначьте части речи
Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных
|
3
|
Поставьте глаголы в скобках в правильную форму (используя образец)
Заполните пропуск подходящим по смыслу словом (слова даны)
В приведенном тексте допущено (…) ошибок грамматического и лексического плана (указываем количество). Исправьте их.
Составьте предложения из данных слов
Вставьте артикль, где необходимо
Вставьте предлог, послелог, где необходимо (допускается выбор)
Образуйте новые слова, используя суффиксы (суффиксы даны)
Переведите с русского на иностранный язык (даны ключевые слова)
|
4
|
Поставьте глаголы в скобках в нужную форму с ориентацией на контекст
Заполните пропуск одним подходящим по смыслу словом (слова даны)
В приведенном тексте допущены лексические и грамматические ошибки. Исправьте их (указано их количество)
Составьте повествовательные распространенные предложения из данных слов
Перефразируйте предложения, используя данные в скобках слова, сохранив смысл исходных предложений
Вставьте артикль, предлог, послелог, где необходимо, в соответствии с контекстом (от данных в скобках)
Образуйте производное слово, подходящее по смыслу предложения
Переведите на иностранный язык слова, данные в скобках, в контексте предложения
Напишите подходящие по смыслу фразы-стимулы к данным ответам (даются подсказки)
Заполните пропуски в предложениях, используя следующие слова (количество слов больше, чем пропусков)
Найдите слово, которое не должно быть в предложении
|
5
|
Поставьте глаголы в скобках в нужную форму (наиболее трудные случаи употребления)
В приведенном тексте допущены ошибки, исправьте их
Составьте разные типы предложений из данных слов
Перефразируйте предложения, сохранив смысл исходных предложений
Напишите подходящие по смыслу фразы-стимулы к данным ответам
Переведите предложения с русского на иностранный язык
|
Виды заданий по проверке навыков аудирования
Уровень
|
Виды заданий
|
1
|
Соотнесите текст с рисунком (схемой, фотографией)
Подчеркните о ком, о чем текст, где происходят события (даны варианты)
Просмотрите и выберите из данных слов те, о которых вы прочитали в тексте
Выберите главные действующие лица текста (2-4 варианта ответа)
|
2
|
-
Соотнесите рисунок предмета с его описанием в тексте
Прочитайте и выберите из данных предложений те, которые встречались в тексте
Дайте правильный ответ на альтернативный вопрос по основным фактам текста
Выберите и запишите правильный вариант окончания предложения (2-3 варианта)
Ответьте на вопросы по тексту (да, нет)
|
3
|
Продолжите предложения (4 варианта)
Соотнесите приведенные ключевые утверждения с абзацами
Соотнесите место действия с описанием в тексте
Соотнесите письма и ответы на них (2 текста, дополняющие друг друга)
Определите следующие высказывания как правильно, или не правильно
Исправьте последовательность предложений
Допишите пропущенные слова в текст
Расположите в логической последовательности разрозненные предложения (5-7)
Ответьте на специальные вопросы по основным фактам текста
Выберите только правильные утверждения
Соотнесите людей и их действия
Соотнесите заголовок с текстом (2-3 варианта)
|
4
|
Продолжите предложение (без вариантов)
Ответьте на вопросы, используя основные факты текста и некоторые детали
Исправьте ошибки по содержанию текста
Нарисуйте карту (схему), таблицу с помощью информации из текста
Расположите в логической последовательности разрозненные предложения (7-8)
Подберите подходящий русский эквивалент к следующим фразам и предложениям
Объясните, почему….(даются ключевые слова)
Докажите, что….(даются утверждения по основному содержанию текста)
Соотнесите людей и их действия
Напишите вопросы к ответам (по основному содержанию текста)
Дайте расширенный ответ на вопросы (по 2-3 предложения на вопрос)
Сформулируйте идею текста, абзаца (даются предложения на выбор)
Выберите правильный развернутый ответ
Выразите свое отношение по следующим пунктам (2-3 предложения)
Заполните анкету
Переведите предложения из текста (по основному содержанию)
|
5
|
Исправьте ошибки по содержанию текста, включая его детали
Объясните, почему…. Используйте детали текста
Выберите предложения, которые не соответствуют содержанию текста
Докажите, что….(даются утверждения, включая детали текста)
Соотнесите людей и их действия (включая детали текста)
Переведите предложения из текста (включая детали текста)
Напишите вопросы к ответам (включая детали текста)
Дайте расширенный ответ на вопросы (по 3-4 предложения на вопрос)
Сформулируйте идею текста, доказав ее фактами из текста, своими суждениями
Выберите правильный ответ, доказав это текстом
Найдите причины, почему….(2-3 предложения)
Передайте основное содержание текста на иностранном языке
|
|
|
|