|
Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников
Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т.е. владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последней – фонематический анализ слов. По этой причине мы на нем остановимся.
Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребенок должен уметь определить следующее:
- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.);
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа», слышится перед М и какой после М).
Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? » (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. (Напомним, что в процессе записи слова он как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая каждый входящий в состав слова звук в виде соответствующей ему буквы). Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно, появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникает дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа- «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «конно»); добавление букв(таскали – «тасакали»);пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).
Полным фонематическим анализом слов, о котором мы говорили выше, ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости - ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работа над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.
Выявление предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.
У ребенка старшего дошкольного возраста необходимо проверить владение им теми видами звукового анализа слов, которые доступны детям данного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:
1. Узнавание звука на фоне слова.
Ребенок, владеющий этим видом анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «Есть ли звук Р в слове Р-Р-Роза? В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р? (Интересующий нас звук произносится несколько утрированно). Точно так же можно проверить и наличие в словах любого другого звука .
2. Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
а) где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?
б) где ты слышишь звук С в слов ЛЕС-С-С?
в) где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-Сна?
Но прежде чем предлагать ребенку эти задания, необходимо убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало» и конец, поскольку нередко дети дошкольного возраста не видят между этими словами смыслового различия, а значит, отвечают просто наугад.
3. Выделение звука из начала и конца слова.
Здесь предполагается умение ответить на такие вопросы:
а) какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?
б) какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С?
При попытке выделения из начала слова не гласного, а согласного звука (Какой первый звук в слове САХАР?), что является более сложным заданием, ребенок на первых порах вместо звука может выделить целый слог и отвечать, что первый звук здесь СА. То же самое может наблюдаться и при попытке выделения гласного звука из конца слова (например, в слове ЛУНА последним «звуком» ребенок считает слог НА).Именно по этой причине и следует начинать с приведенных выше самых простых заданий.
Проверяется и состояние з в у к о в о г о с и н т е з а. С этой целью ребенку предлагается узнать слово по отдельным звукам, т. е. синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? С-Т-Р-А-У-С? (Можно взять и любые другие слова).
Если ребенок 6-7 –летнего возраста окажется не в состоянии справится с приведенными здесь видами достаточно простых заданий, т.е. если он не имеет даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов, «не слышит» в них никаких отдельных звуков, а воспринимает их как нерасчленимое целое, то это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого нами вида дисграфии. Такой ребенок не сможет в отведенные школьной программой довольно короткие сроки овладеть полным фонематическим анализом слов и неизбежно будет страдать дисграфией на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка рассмотренные здесь простейшие виды звукового анализа слов, которыми он должен владеть в старшем дошкольном возрасте. То есть речь опять-таки идет о выравнивании «западающего звена», или об устранении уже имеющихся предпосылок дисграфии.
Для этой цели используются упражнения, подобные приведенные выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребенка к звуковому составу слова, дать ему возможность внимательно вслушаться в отдельные составляющие слово звуки, выделить в нем хотя бы некоторые из них. Для максимального облегчения этой задачи выделяемые звуки, как это было выше, произносятся несколько утрированно. Систематически упражняя ребенка в выполнении тех трех типов заданий, с которыми он не справился при обследовании, постарайтесь добиться свободного выполнения каждого из них. Это позволит обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребенка старшего дошкольного возраста.
А далее самым первым шагом на пути к полному звуковому анализу слова может стать следующий. Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующее крик «А-У!» в лесу. Каждый из звуков произносится длительно. Ребенок должен определить, какой из звуков он слышал первым, а какой – вторым. Если дошкольник справится с этой задачей, то звуки затем меняются местами (У-А!) и имитируют плач ребенка. Снова предлагается определить последовательность звуков. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (« эффект проговаривания»). Кроме того , можно предложить ему посмотреть на положение губ взрослого при произнесении одного и другого звука, то есть подключить и зрительный анализатор. В дальнейшем же нужно будет опираться только на слуховое восприятие и постепенно сокращать продолжительность звучания звуков.
Далее переходим к звуковому анализу обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС). В обратном слоге звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (типа ХА), поэтому ребенку их значительно легче расчленить. Он также должен определить, какой звук слышится первым, а какой после него. При успешном выполнении этого задания можно попытаться предъявить для анализа и прямые слоги − ХА, СА, МА и другие, где на первом месте находится согласный звук. Каждый из звуков произносится несколько удлиненно. Ребенок также определяет их последовательность.
Предлагаются упражнения и на синтез слов из звуков, то есть на узнавание слов по отдельно предъявленным звукам, как это делалось в процессе обследования.
Если еще в дошкольном возрасте ребенок овладеет хотя бы этими «подступами» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями, приводящими к появлению рассматриваемого здесь вида дисграфии. Ее предпосылки будут ликвидированы.
Литература.
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991г-224с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. - 367с.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997
|
|
|