Главная страница

\"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)


Скачать 1.13 Mb.
Название \"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)
страница 2/8
учитель истории
Дата 05.04.2016
Размер 1.13 Mb.
Тип Разработка урока
1   2   3   4   5   6   7   8
Раздел II. Методические разработки по теме «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)»
II. 1. Методическая разработка урока

Класс: 9

Раздел изучаемой темы: общая характеристика эпохи Н.С. Хрущева.

Тема урока: «Оттепель: духовная жизнь, наука и культура» (2 часа).

Цели урока:

Образовательные:

-сформировать понятие об «оттепели»;

-указать предпосылки, причины ее появления;

-раскрыть, как повлияла «оттепель» на жизнь людей;

- выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1964 годах;

-указать особенности в отношениях власти и деятелей культуры;

- познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели»;
Воспитательные:

- вызвать заинтересованность в изучаемом периоде;

- пробудить любознательность;

- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;

- побудить учащихся к активности;

- закрепить уверенность учеников в их деятельности;
Развивающие:

- умение аналитически мыслить;

- навык работы с документами;

-формирование опыта по самостоятельному отбору информации;

-умение работать в группе/коллективе;

- способствовать развитию коммуникативных способностей;
Основные понятия/персоналии:

«Оттепель», Культ личности, Журнал «Новый мир», повесть И. Эренбурга «Оттепель», журнал Самизда́т, «хрущёвка», VI всемирный фестиваль Молодежи, XX съезд КПСС", «реформа образования", А.И. Солженицын, А.Т. Твардовский

Оборудование урока:

  • История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А. И. Уткин. А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.

  • презентация

  • листы А4

  • документы

  • доска

  • Карандаши, фломастеры, клей

Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь

-приветствие учеников

- тетради, ручки, учебники

II. Переход к изучению нового материала

Учитель рассказывает ученикам о задачах предстоящего урока и предлагает им самим определить проблемные стороны изучаемой темы.:

-На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели в сфере культуры.

Наша задача на этом уроке восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, а также изучить новый материал по теме и в итоге оценить место и роль “Оттепели” в истории страны.
Краткий ответ учеников:

-неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И.В. Сталина (середина 1950-х – начало 1960-х годов).

  • либерализация режима;

  • ослабление тоталитарной власти;

  • появление некоторой свободы слова

  • относительная демократизация политической и общественной жизни;

  • большая свобода творческой деятельности.

Название связано с пербыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева (1953-1964).

Слово «оттепель» связано с одноименной повестью Ильи Эренбурга.
Проведём небольшой мозговой штурм и вспомним даты, понятия, имена, связанные с этим периодом.
Примерные ответы учеников:

-это была для того периода невосполнимая утрата, весь советский народ скорбил, но с другой стороны многие ждали послабление режима и появление чего-то нового в политической, экономической жизни страны.
- нельзя говорить о возможно координально других путях развития Советского общества после смерти И.В. Сталина. СССР по-прежнему двигалось по пути социализма к достижению коммунизма, но вопрос в том будет ли это достигаться прежними метадами.
- ХХ съезд КПСС, явившийся значительным событием в жизни партии и Советской страны, оказал большое влияние на все виды идеологической деятельности.

Съезд призывал к всемерному развитию активности и инициативы во всех областях культуры, науки и искусства, к смелой постановке новых вопросов, к поискам путей ускорения строительства коммунистического общества.
Учитель на середине доски пишет слово “Оттепель”, затем вокруг записывает понятия, даты, имена, которые называют дети, объясняя их связь с данным периодом.

Учитель конкретизирует ответы учеников:

- журнал «Новый мир» (именно этот журнал публикует статьи, которые стали говорить о новых переменах в обществе)

- повесть И. Эренбурга «Оттепель» (это произведение дало наименование всему хрущевскому десятилетию)

- XX съезд КПСС (ускорил процесс духовного раскрепощения)

- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» ( критика писателя, после публикации этого романа означала, что управление всеми видами искусства была не пушена на самотек страной)

- неофициальный журнал Самизда́т (распространял запрещенные государством литературные произведения)

- VI всемирный фестиваль Молодежи и Студентов в Москве (железный занавес приоткрылся и дал возможность нашим студентам жителям познакомиться ближе с людьми из других стран)

- А.И. Солженицын (открыл запретную тему сталинских репрессий своими произведениями)
Учитель подводит промежуточные итоги:

- Итак, мы восстановили в памяти общие знания по Оттепели. Однако возникают вопросы, почему именно так назван этот период, с какими проблемами сталкивалось общество? И наконец, какова сама личность Никиты Сергеевича Хрущева, ведь порой именно от его настроения многое зависело.



-ученики вместе с учителем формируют дополнительные проблемы к основным вопросам, которые поднимает учитель.


- Как вы думаете, что означает слово «оттепель»?

Учитель спрашивает ребят на следующие вопросы:


-Какое значение для жизни советского общества имела смерть И.В. Сталина?

-Обозначьте возможные пути развития советского общества после смерти "вождя" всех времен и народов?

-Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд КПСС?





-ученики называют имена, даты, термины и объясняют их связь с данным периодом:

- журнал «Новый мир»

- повесть И. Эренбурга «Оттепель»

- XX съезд КПСС

-- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

- журнал Самизда́т

- VI всемирный фестиваль Молодежи

- А.И. Солженицын


III. Изучение нового материала

А. Просмотр презентации, записи в тетради

Вступительное слово учителя:

Обратите внимание на презентацию, она вам может помочь при ответе на вопросы

- время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества.

Этот особый период развития культуры вы уже изучали в 9-ом классе, тем более я вам давал опережающее задание на прочтение данного параграфа.


-ребята слушают учителя, конспектируют основное из его речи и презентации.

Б. Просмотр видеоролика «Хрущевская оттепель без ретуши», ответы на вопросы к нему

- Слушаем внимательно, так как я буду задавать вопросы и спрошу некоторых учеников


Примерные ответы учеников:

- либерализация режима, практически всех сфер советского общества: культуры, науки, политики получила название «оттепель».
- из-за сталинского режима многие сферы жизни людей не могли достаточно развиваться.
- в 1953 году Н.С. Хрущев стал первым секретарем ЦК КПСС, а в 1958 – Председателем Совета Министров всего СССР (занимал должность до 1964 года). За время правления в биографии Н.С. Хрущева проводилась борьба с культом личности Сталина, а также реабилитация жертв его репрессий.
Слово учителя:

Прослушав видеоролик, ответив на вопросы, мы окончательно вспомнили материал темы, и переходим к следующему этапу работы – анализ документов дополнительной информации.

- Просмотр небольшого видеоролика (отрывок их документального фильма «Хрущевская "оттепель" без ретуши») по данной теме.
Вопросы к видеоролику:
- почему именно так назван этот период?

- с какими проблемами сталкивалось общество?
-какова сама личность Никиты Сергеевича Хрущева, ведь порой именно от его настроения многое зависело?


В. Работа с документами

Учитель раздает ребятам тексты документов и дополнительные материалы по теме.

После того как учитель раздал документы и тексты дополнительной информации по изучаемой теме, он предлагает следующую форму работы:

Вы знакомитесь с документами и дополнительными материалами и делаете пометки (можно прямо в тексте):

(учитель пишет на доске условные обозначения)

+” – согласен ( вы полностью согласны с данным утверждением, цитатой и у вас это не вызывает споров)

V – это известно (этот материал вы уже слышали на этом уроке или уже знаете их прошлых уроков, или из СМИ)

? – непонятно (эта информация не слишком понятна для группы, незнакомые определения, сложность написания, непонятная терминология)

-” - не согласен (эта часть материала вызвала споры участников группы, они заметили некоторую неточность дат, понятий, излагаемого материала)

! – не известно ( эту информацию встретили впервые)

Если вы могли заметить уже после каждого документа предлагается список вопросов, на то, как вы поняли новый материал.

На прошлом уроке, я просил принести листы А4, карандаши, фломастеры, клей. После того как вы обобщили материал, кратко его излагаете в буклете

Рекомендации учителя для всех групп:

Внимательно изучите литературу, документы, которые указаны ниже (рас­пределите между собой работу над материалом). Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду.

На это задание я уделяю минут 18-20 минут.

Пред тем как приступить к новому заданию, ребята делятся на группы, чтобы не создавать волокиты группы делятся по рядам (их три в классе), а каждый ряд на две группы.

-ребята внимательно слушают условия выполнения работы, задаю вопросы.

Общие условия к выполнению работы

-Итак, отведенное время прошло (но до этого учитель предварительно сообщает, что до конца задания остается 3 минуты, чтобы ребята смогли уже окончательно собраться с мыслями)

-После окончания времени, представители групп начинают презентовать результат задания – буклет, объясняя его структуру и какие проблемы он затрагивает, далее уже по отдельности участники группы раскрывают коротко основные проблемы их темы.

I. Группа

Примерные ответы группы:

- мы думаем, что развитие литературы в период «оттепели» было наибольшим. Существующая, но значительно ослабшая цензура представляет людям больше свободы в творчестве. Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в литературе- обновленческого. Завоевывает популярность жанр научной фантастики. Но не все радостно принимают новые веяния. Примером отрицания новых идей является А.Фадеев.

Сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры-Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и др. На период «оттепели» приходится расцвет творчества молодых композиторов, бардовской песни, оперных постановок.

Первая группа получает материал по развитию художественной литературы и культуры

Дополнительная литература.

Документы:

  1. Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.

  2. Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия":

  3. Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.

(см. приложение к конспекту урока)

Вопросы для группы:

  • Как относились власти к новым веяниям культуры?

  • Как осуществлялся контроль за деятелями литера­туры?

  • Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологи­ческих недостатков?

  • Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку за его роман «Док­тор Живаго»?

  • Все ли писатели радостно восприняли идеи «оттепели»?

II. Группа.

Примерные ответы группы:

--60-е годы принесли с собой новое явление и даже во многом были сформированы им - песни бардов. Барды - поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице - пели приблизительно то же самое, что комсомольцы, но их песни были искренни, неформально лиричны и отчаянно прославляли свободу.


Вторая группа получает материал по развитию музыки в данный период

Дополнительная литература

Отрывок из документов:

  1. Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»

Вопросы для группы:

  • Как относились власти к ранее репрессированным композиторам?

  • Как осуществлялся контроль за деятелями искусства?

  • Каковы направления и идеология популярных песен?

  • Что осуждалось, а что поощрялось в постановке музыкальных произведений?

Сделайте вывод.

III. Группа

Примерные ответы группы:

- изучив материалы и документы, мы пришли к выводу, что советских людей очень интересовала жизнь Запада. Этот интерес мог быть удовлетворен после снятия жестких ограничений на западную культуру. При подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве было предпринято активное изучение иностранных языков советским народом, чтобы общаться с иностранными делегациями. Интерес со стороны Запада был не меньшим. Но различие в политическом строе, длительная изоляция капиталистического и социалистического обществ привели к разному восприятию политических, бытовых и эмоциональных сторон жизни советского народа. Граница, разделяющая два политических лагеря несколько десятилетий была открыта в период хрущевской «оттепели».

Третья группа получает материал по культурному, духовному взаимоотношению советского общества и Запада

Дополнительная литература

Отрывок из документов:

  1. Документы о Всемирном фестивале молодежи и студентов.

Вопросы для группы:

  • Были ли советские люди заинтересованы в жизни Запада?

  • Каким образом шла подготовка в СССР к фестивалю?

  • Как представляли зарубежные гости советское общество?

  • Какие черты советских людей отмечают гости фестиваля?

Сделайте вывод.


IV. Группа

Примерные ответы группы:

- Проработав документы и учебный материал, мы решили, что образование в период «оттепели» было сильно реформировано. Это было необходимо в связи с быстрым развитием науки и техники. Но реформа образования противоречила развитию экономики на данном этапе.

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно принес плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).

Наибольшее внимание руководство СССР уделяло развитию науки и образования. Советский Союз получил мировое признание благодаря своим ученым, новым и смелым исследованиям. Важнейшей чертой периода «оттепели» стала научно-техническая революция. Однако достижения науки использовались в основном в военно-технической области.

Четвертая группа получает материал по развитию ­ образования, науки.

Дополнительная литература

Отрывок из документов:

  1. Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г.

  2. Владимир Войнович (р. 1932), писатель. Из воспоминаний.

Вопросы для группы:

  • Какие реформы были проведены в образования?

  • Как развитие образования противоречило развитию экономи­ки?

  • Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве?

  • Какие проблемы в образовании не были решены?

  • Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?

  • В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?

  • Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?

  • Появляются ли новые отрасли науки?

Сделайте вывод.

V. Группа

Примерные ответы группы:

- После работы с представленным материалом мы пришли к выводу, что позитивное отношение государства к Церкви, которое было после ВОВ, в период оттепели сменяется антирелигиозной работой. В СССР рассматривается Патриархия как своеобразная часть системы в государстве.

В результате противоборства антирелигиозного и государственного подходов к проблемам Церкви происходит уничтожение церквей, храмов, монастырей. Эти действия оправдываются установкой партийного руководства на развернутое строительство коммунизма.

Мы считаем, что в период оттепели Советский Союз утратил много религиозных культурных ценностей. Это нанесло большой урон духовной культуре СССР.

Пятая группа получает материал, который освещает взаимоотношения ­ власти и церкви

Дополнительная литература

Отрывки из документов:

-Постановление ЦК "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения".

- "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения"

-Циркулярное письмо Совета по делам Русской Православной Церкви от 8 декабря, 1955 года.

Вопросы для группы:

  • Каковы были взаимоотношения Церкви и государства, начиная с момента прихода большевиков к власти?

  • Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?

  • Почему изменилась политика власти по отношению к Церкви?

  • Какую цель преследовали гонения на духовенство и верующих?

  • Почему потерпела неудачу попытка окончательно уничтожить религию в СССР?

Сделайте вывод.

IV. Итоговое закрепление.

Учитель подводит общие итоги.

(некоторые тезисы вывода учитель диктует ребятам)

Основные выводы:

Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер. Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования. Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Либерализация многих областей жизни советского народа, наступившая после смерти Сталина, не обошла стороной и его культурную и духовную сферу.

При этом следует отметить определенную противоречивость в процессе развития литературы и искусства в период хрущевской "оттепели". С одной стороны, были реабилитированы репрессированные в годы сталинского режима деятели советской культуры, наблюдался расцвет публицистики, значительно расширялись рамки "дозволенного". Все это готовило общественное сознание для будущих крупных перемен. Поэтому, несмотря на ряд положительных сдвигов, тоталитарная система по-прежнему продолжала жестко контролировать духовную сферу жизни советского народа.

После вывода учитель отдельно оценивает наиболее активных учащихся и дает общую оценку работы класса.

-ученики слушают, конспектируют тезисы, те что рекомендует учитель.

V. Рефлексия




Учащиеся голосуют за самый лучший буклет и за самое лучшее раскрытие темы.

Команда-победитель получает поощрительный приз.

VI. Инструкция по домашнему заданию

Учитель поясняет как составить глоссарий:

-Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой. Как составить глоссарий?
- Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1.точная формулировка термина в
именительном падеже;


2.содержательная часть, объемно
раскрывающая смысл данного термина.


При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил: - стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

-излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария – это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включать не только ключевые слова и термины, но и целые фразы.

На основе, полученных знаний на уроке, а также после прочтения параграфа 8, главы 2-ой подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

Какие изменения произошли в советской многонациональной художественной культуре в период «оттепели»?

Задание на дополнительную оценку:

-сделать глоссарий по пройденному материалу
1   2   3   4   5   6   7   8