Главная страница

\"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)


Скачать 1.13 Mb.
Название \"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)
страница 5/8
учитель истории
Дата 05.04.2016
Размер 1.13 Mb.
Тип Разработка урока
1   2   3   4   5   6   7   8


III. 3. Целевые установки см. в разработке урока

IV.4. Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к уроку
Изучение темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура» происходит в 11 классе. Это возраст 16-17 лет — рубеж отрочества и юношества.

Особенности подросткового возраста:

-развитие социальных представлений, преломляющихся через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими;

-появление необходимости собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых;

-начинается развитие рефлексивного мышления;

-развитие новых групп интересов (по Л.C. Выготскому):

-начинают формироваться элементы теоретического мышления, рассуждения идут от общего к частному, подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач;

-развитие таких операций как классификация, анализ, мышление;

-приобретение взрослой логики мышления65.

Особенности юношеского возраста:

-основные новообразования - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни;

-появление избирательности к школьным предметам, основной мотив образовательной деятельности - стремление приобрести профессию;

- появление интереса к теоретическим и мировоззренческим проблемам;

-интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов;

-формирование абстрактно-логического мышления;

-появление умения самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

-появление проблемы поиска смысла жизни66.

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании» в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и другие, выбор жизненных ценностей67.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям, удачам. Понимания» одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.

Актуальные (но неосознаваемые самими подростками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне; осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

В возрасте 16 — 17 лет все психические функции в основном сформированы и начинается стабилизация личности. Важным этапом этого периода является кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и др.

Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание, благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.

Отсюда - целесообразно использование следующих технологий и видов занятий:

-дискуссионные занятия;

-интерактивные технологии;

-технология критического мышления;

-работа с текстом учебника;

-работа с дополнительной научной литературой;

-сопоставление фактов, изложенных в тексте учебника, с данными дополнительной литературы;

-использование критериально-ориентированных заданий.

III.5. Обоснование выбора методов обучения и современных педагогических технологий.
Изучение культуры в школе, к сожалению, обычно пропускается учителем в учебном процессе из-за нехватки времени или затрагивается довольно поверхностно, но данная тема урока освещает определенную веху, даже рубеж в дальнейшем развитии Советского общества. Поэтому освоение учениками темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура» является значимым, так как не только отражает результаты нахождения у власти Н.С. Хрущева, но и появление в СССР новых явлений, например, в сфере искусства, литературы, особенно это было значимо в науке, технике, которые зачастую определяли или даже закрепили международное положение страны как сверхдержавы. Конечно, ученики должны знать, как оказался во власти Н.С. Хрущев, его личностные черты, которые повлияли отчасти на послабление в общественной и политической жизни. Несомненно, учащиеся должны знать и понимать значение XX съезда КПСС, а также, о последовавших за докладом Н.С. Хрущева о критике И.В. Сталина, событиях.

Важнейший этап урока, это освоение учениками значение и смысла «Оттепели» в сфере культуры, откуда оно появилось, что под собой подразумевает. Для изучения этой темы есть только относящиеся к ней понятия, термины, например, самиздат, тамиздат, «хрущевка» и др.

Некоторые даты в этой теме просто нельзя поверхностно затрагивать, ученики их должны хорошо знать, например, запуск первого спутника, полет Ю.А. Гагарина в космос, строительство крупных промышленных объектов и т.п.

Материала по этой теме очень много, поэтому стоит полностью урок посвятить данной проблеме. Информация по этому вопросу затрагивает и патриотические чувства ребят, например, изучение НТР в СССР, тем более политика России сейчас направлена на развитие патриотизма среди молодежи. Таким образом, форма урока- изучение нового материала.

Можно отметить, что начало данного урока направленно на выявление остаточных знаний у ребят с 9-ого класса, а затем на более углубленное изучение «Оттепели» с применением работы над документами.

Урок содержит и такую форму, как в работа ребят группе. В основном по изучению документов и посредством их освоения, каждая группа составляет небольшую брошюру и презентуют ее классу, рассказывая о какой-либо проблеме из темы урока. Так ребятам лучше может запомнится на долгое время «Оттепель» в культурной жизни СССР.

III.6. Пути и средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Урок содержит следующие формы:

-работа с презентацией

-«мозговой штурм»

-работа с учебником

-записи в тетради

-просмотр видеоролика

-работа в группе

-работа с документами

В начале урока учитель активизирует внимание учеников, но перед этим, ставит цели и задачи урока, а также дает сам выбрать ученикам какие возможные проблемы они бы хотели подробно разобрать. Далее следует вступительная речь учителя, главным образом, он сначала излагает тему в общих чертах, чтобы ее напомнить ребятам. Помимо остаточных знаний, которые могли остаться с 9-ого класса, учитель предварительно задал ученикам ознакомиться с текстом параграфа.

Затем учитель задает обобщающие, несложные вопросы ученикам, что окончательно может помочь им вспомнить основное значение «Оттепели». Далее педагог проводит мозговой штурм, посередине доски записывает слово «Оттепель» и от него рисует стрелки, под каждой стрелкой должны располагаться основные понятия, даты, имена, связанные с этим периодом, всю эту схему ученики записывают к себе в тетрадь. Ведется активное обсуждение, что можно написать под стрелками, ученики предлагают свои варианты, все это записывается в тетрадь, при затруднениях учитель объясняет связь каких-либо явлений относящихся к периоду «Оттепели».

Затем он подводит промежуточные итоги, на этом этапе урока ученики окончательно вспоминают тему «Оттепели», ее основные вехи, даже те, кому было лень выполнять опережающее задание по прочтению параграфа с данной темой.

После этого происходит уже конкретное изучение нового материала. Учитель освещает эту тему уже более подробно, раскрывает основные детали вопроса, ученики конспектируют основное из его речи и презентации, которая отображается параллельно речи учителя. После того как педагог изложил материал, который хотел сказать, он еще раз обращает внимание ребят на презентацию, где советует ребятам, что лучше записать в тетради, затем идет короткое обсуждение цитаты И.Г. Эренбурга об «Оттепели», учитель выясняет, как ребята ее понимают.

Затем следует показ короткого видеоролика (длительность 4 мин.), но перед просмотром, учитель обращает внимание ребят, на то, что будут задаваться вопросы и надо быть более внимательными при просмотре видеоролика, обращать на факты, возможно, что-то записывать. Видеоролик показывается ребятам в тот момент, когда после работы с записями и обсуждений цитаты И.Г. Эренбурга следует переключить внимание ребят, а также, чтобы они немного отдохнули. Все вышеперечисленное может вызвать интерес у ребят к теме, а соответственно к дальнейшей работе с документами.

Документы, которые будут предложены ребятам для прочтения это отрывки из постановлений ЦК КПСС, информационных бюллетеней, репортажей, записок отдела культуры ЦК КПСС, постановлений президиума правления СП СССР, писем и т.п.

Перед тем как раздать ребятам документы, учитель говорит им, как анализировать материал, например, при прочтении сразу выделить, то, что понятно, с чем согласны, с чем нет, какие вопросы возникли и т.п. Далее ребята делятся на пять групп, (три ряда, каждый ряд 2 группы), учителем даются общие рекомендации для всех групп, каждая получает свои документы, по конкретным проблемам темы урока, основные идеи которой надо будет раскрыть в брошюре, выступив и итоге перед всеми группами. В конце урока выбирается лучшая работа, которая составлена на основании вопросов к документам часть из них имеет общий характер, другая часть требует ответы основанные на фактах из документов.

Обращаю внимание на то, что урок разработан для гуманитарного класса, с углубленным изучением истории, работа с документами, их анализ, способность составить связный текст по их прочтению и сделать выводы позволит приобрести опыт к заданиям ЕГЭ части B и C.

III.7. Организационные формы занятий по теме

Изучение данной темы может проходить на уроках разного типа:


  • изучение нового материала

  • повторительно-обобщающий

-комбинированный урок (по теме «Оттепель» в духовной жизни общества. Развитие науки и образования»);

Организационные формы занятий тоже могут быть различными:

-проблемная лекция (например, по теме «Оттепель» или «лёгкие заморозки»?)

-семинар (например, «Научно-технические достижения СССР 1953-1964 гг.» на основе докладов учащихся)

-текущая лекция (например, по теме «Духовная жизнь общества 50-60-е гг.»)

- урок-дискуссия (например, по теме «Оттепель»! А «оттепель» ли?)

Целесообразной организационной формой проведения учебного занятия является изучение нового материала. Но если рассматривать второй вариант проведения урока, то стоит обратить внимание на тот факт, что не всегда получается учителю проводить два объединенных урока по данной теме, а так как тема «Оттепель: духовная жизнь, наука и культура» обширная и достаточно сложная по объему фактического материала, то необходимым условием ее изучения будет максимальное использование времени урока для объяснения основных постулатов именно учителем. Если брать во внимание, тот факт что во многих школах на изучение данной темы отводится 2 часа, то второй урок (который может быть только на следующей неделе) уже может быть комбинированным, где часть временного промежутка тратится на проверку домашнего задания и краткого повторения пройденного материала. При изучении заданной темы отлично подойдут интерактивные элементы урока, учитывая необходимость демонстрации изображений как персоналий, творивших, в широком смысле, новые веяния в искусстве, литературе, так и сцен ее действительности. Данный тип урока поможет ребенку увидеть и запомнить тему необезличенной. Задействует зрительную (визуальную) память.

III.8. Дидактические средства обучения по теме «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)
При изучении избранной нами темы имеет смысл использование сле­дующих дидактических средств обучения:

1. Портреты и фотографии исторических личностей, сопровож­даемые описанием их биографии, деятельности, оценками совре­менников, например:

  • Н.С. Хрущёва;

  • И.В. Сталина;

  • Ю. Гагарина;

  • Б. Пастернака;

  • А. Солженицына и др.

2. Кинофильмы периода «Оттепели»:

  • «Карнавальная ночь»,

  • «Застава Ильича»,

  • «Весна на Заречной улице»,

  • «Идиот»,

  • «Я шагаю по Москве»,

  • «Человек-амфибия»,

  • «Добро пожаловать, или Посторонним ход воспрещен».

3. Литературные произведения:

  • Роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»;

  • Поветь Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»;

  • Сборник стихов Леонида Мартынова ( Стихи М., Молодая гвардия, 1955).

4.Тестовые задания, разработанные для проверки усвоения учебного материала: 2 варианта по 7 заданий в каждом
III.9. Возможность использования межпредметных связей

При изучении темы «Оттепель» в духовной жизни. Развитее науки и об­разования» использование межпредметных связен и проведение интегрирован­ных уроков возможно в полной мере, т.к. она затрагивает различные обдаст искусства и науки.

При ее изучении на уроках истории осуществляете связь:

1) между историей и литературой, а именно, отражение идейных исканий русского общества в произведениях многочисленных поэтов и литераторов (В.Померанцев, А. Твардовский, Н. Эренбург, В. Дудинцев);

2) историей и физикой при изучении вопроса о научно-техническом про­грессе СССР, освоении космоса;

  1. историей и химией, изучая проблему развития военно-промышленного комплекса страны, а именно поиска средств доставки ядерного оружия;

  2. историей и философией, при изучении вопроса о том, что резкой критике

за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т.п. регулярно подвергались известные советские философы;

  1. историей и мировой художественной культурой, а именно при изучении вопроса о культурных достижениях «оттепели» и их вкладе в мировую художественную культуру в целом;

- в музыкальном искусстве;

-скульптуре;

-кинематографии и т.д.
III.10-11. Функциональный компонент учебного материала.

Воспитательный потенциал учебного материала

Пути его реализации

Данный исторический материал способствует:
-развитию ценностного отношения к историческим событиям и явлениям
-развитию эстетического вкуса
-формированию представлений об основных тенденциях в развитии русской культуры, искусства, науки периода 1954-1964 годах, причинах их возникновения
-воспитанию у учащихся любви, интереса к культурному наследию страны, к искусству в целом.
-осознанию ценности каждого этапа культурно-исторического развития
-понимаю значения национального в культурном развитии страны


- знакомство с иллюстративным материалом (репродукции картин, фотографии, иллюстрации произведений скульпторов, архитекторов)
- знакомство с художественными текстами (некоторые произведения писателей, поэтов)
-знакомство с музыкальными произведениями
-знакомство с дополнительной научной литературой по теме
Современные педагогические технологии:

Ролевые игры:

-«Встреча Н.С. Хрущева и А.Т. Твардовского по поводу разрешения публикации произведения А.Н. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

-«Заседание ученых АН СССР по вопросу проблем и перспектив развития советской науки»

-«Круглый стол представителей общественности, деятелей культуры и политиков по вопросу определения места СССР в мировом культурном пространстве»
Технологии:

- «Техника аквариума»

- «Дискуссионная вертушка»

- учебный спор-диалог (дебаты)

- «Уголки»

Развивающий потенциал учебного материала

Пути его реализации

Данный исторический материал способствует:

-умению прослеживать причинно-следственные цепочки, логически мыслить
-развитию умений работать с дополнительными источниками информации
-осознанию существования непрерывности (преемственности) в развитии культуры, ее связи с общественно-политической ситуацией.
-развитию умения работы в команде, поощрение духа здоровой конкуренции.
-активизации творческого подхода к предлагаемому вопросу.


-работа с текстом учебника, презентацией, видеороликом.
-работа с дополнительными источниками информации.
Современные педагогические технологии:

-самостоятельная работа в малых группах по изучению учебного материала;

-урок с использованием технологий критического мышления;

-модели «Эксперты», «Зигзаг»;

-модель «Обмен знаниями»

-модель «Пронумерованные участники»;

-RAFT – технология;

-«Шесть шляп мышления»;

-ПОПС- формула;

-кластер;

-альманах.


III.12. Диагностика результатов изучения данной темы

В связи с неоднозначностью изучаемой темы, с требованиями современной педагогики и методики преподавания истории в школе возможны различные варианты диагностики результатов изучения темы:

-зачётная «вертушка»;

-ПОПС - формула;

- ассоциативная таблица;

-RAFT – технология;

-«Шесть шляп мышления»;

-дискуссионные технологии;

-«Живая линия»;

-«Техника аквариума»;

-«Дискуссионная вертушка»;

-учебный спор - диалог (дебаты);

-ролевые игры;

-тест по теме «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования»


Спецификация итоговой работы по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX века в СССР для учеников 11-ого класса средней общеобразовательной школы.
1. Назначение работы – выявить дифференцированные уровни подготовки учеников 11 класса по теме «Развитие культуры и науки в 40-80-е гг. XX века».

2. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов:

- Требования к уровню подготовки по новой истории семиклассников;

-Обязательный минимум содержания среднего исторического образования в 10-11 классах.

- История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

3. Апробация урока. Большинство заданий апробируется в школах и откорректировано по результатам проверки и с учетом отзывов экспертов (методистов, опытных преподавателей) в соответствии с их замечаниями и предложениями.

4. Условия применения. Работа рассчитана на учащихся 11 класса общеобразовательной школы, изучивших в курсе истории данную тему, в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по истории.

5. Валидность и надежность работы. Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий Обязательным минимумам содержания основного и среднего (полного) общего образования по истории.

Валидность обеспечивается также использованием банков проверочных заданий по отечественной истории.

Надежность работы обеспечивается надежностью включенных в нее проверочных заданий, по которым показаны достаточно стабильные результаты в рамках различных проверок подготовки учащихся по отечественной истории.

6. Требования к кадрам на этапах проведения и проверки работы. Использование общей инструкции по проведению работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий проведения контрольной работы без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

На этапе проверки результатов выполнения учащимися нет необходимости привлекать специалистов по истории.
1   2   3   4   5   6   7   8