Главная страница

\"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)


Скачать 1.13 Mb.
Название \"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)
страница 6/8
учитель истории
Дата 05.04.2016
Размер 1.13 Mb.
Тип Разработка урока
1   2   3   4   5   6   7   8

7. Структура работы. В контрольной работе используются разные виды заданий:

а) 4 задания с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных);

б) 1 задание с открытым кратким ответом (слово, дата);

в) 1 задание на установление правильной хронологической последовательности;

г) 1 задание на установление соответствия;

8. Работа составлена в 2 вариантах.

Эквивалентность вариантов работы обеспечивается как на этапе ее разработки, так и на этапе обработки результатов ее выполнения.

На этапе разработки эквивалентность вариантов обеспечивается:

- формированием работы в соответствии с единой спецификацией;

- включением в разные варианты работы взаимозаменяемых заданий;

- отбором заданий определенного уровня трудности.

На этапе обработки результатов данные выполнения отдельных вариантов, стандартизированы (приведены к единой шкале с одинаковой системой подсчета результатов для каждого варианта).

9. Число заданий в каждом варианте работы – 7.

10. Типы заданий. В работе используются 4 типа заданий:

1) закрытого типа с выбором ответа - 4 (58% от общего числа заданий);

2) с открытым кратким ответом - 1 (14% от общего числа заданий);

3) на установление хронологической последовательности - 1 (14% от общего числа заданий);

4) на установление соответствия -1 (14% от общего числа заданий).

11. Вес заданий. Вес каждого задания с выбором ответа - 1 балл. Вес задания с открытым ответом – 1 балл. Вес задания на установление правильной хронологической последовательности – 1 балл. Вес задания на установление соответствия – 2 балла (допущение одной ошибки – 1 балл, допущение двух и более ошибок – 0 баллов).

Вес каждого задания указан в Инструкции по проверке и оценке выполнения учащимися итоговой работы.

12. Общее время выполнения работы -15 минут.

Время на выполнение заданий «закрытого» типа – 1,5 – 2 минуты (задания №№ 1 – 4).

На выполнение каждого последующего задания добавляется по 0,5 минуты. (соответственно задание №5 – 2,5 минуты, задание №6 – 3 минуты, задание - №7 – 3,5 минуты, и около 3,5 – 4 минут на проверку).

13. Оценка выполнения работы. Оценка зависит напрямую от количество правильно выполненных заданий, и, следовательно набранных баллов.

Максимальное число баллов можно получить - 8.

На оценку «3» - 4 балла;

На оценку «4» - 5-6 баллов;

На оценку «5» - 7-8 баллов;

Если вы набираете меньше 4 баллов, то оценка «2».

Тестирование по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX в.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 15 минут урока. Работа состоит из 4-ех видов заданий. Общее количество заданий 7.

1 тип состоит из 4-ех заданий с закрытой формой ответа

2 тип состоит из одного задания с открытой формой ответа

3 тип состоит из одного задания на установление хронологической последовательности.

4 тип состоит из одного задания на установление соответствия

Все задания направлены направленных на проверку знаний по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX в. в СССР.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Максимальное число баллов можно получить -8.

На оценку «3» -4 балла;

На оценку «4» -5-6 баллов;

На оценку «5» -7-8 баллов;

Если вы набираете меньше 4 баллов, то оценка «2».
Желаем успеха!

Тестирование по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX в.
Вариант I.


  1. Назовите имя писателя, чей сценарий в разгар войны И.В. Сталин расценил как буржуазно-националистический:

    1) Шолохов М.А.;

    3) Довженко А.П.;

    2) Симонова К.М.;

    4) Эренбург И.Г.

  2. Укажите из списка ученых-конструкторов разработчика моделей танков в годы Великой Отечественной войны:

    1) Петляков В.М.;

    3) Шагин В.С.;

    2) Дегтярев В.А.;

    4) Котин Ж.Я.

  3. Назовите деятеля культуры российской эмиграции, кто был готов сотрудничать с фашистской Германией:

    1) Мережковский Д.С.;

    3) Рерих И.К.;

    2) Рахманинов С.В.;

    4) Васильев И.В.

  4. Отметьте из предложенного списка художника, который участвовал в «Бульдозерной выставке»:

    1) Беленок П.И;

    3) Нисский Г.Г.;

    2) Пименов Ю.И.;

    4) Дейнека А.А.


  5. Прочитайте отрывок из статьи Ю.В. Пиманенок «Хрущевская оттепель в культуре» и назовите деятеля культуры, о котором идет речь:

«… это убедительно подтвердилось в 1958 г., когда развернулась жесткая критика __________________, получившего Нобелевскую премию по литературе…»

  1. Укажите в хронологической последовательности возникновение следующих произведений культуры:

    1) «Священная война»;

    3) Картина «Весна»;

    2) «Современник» (журнал);

    4) Цикл картин «Русь».

  2. Установите правильное соответствие имен деятелей культуры с названиями созданных ими произведений:

Писатели/поэты

Произведения

1) Б.А. Ахмадулина;

А) «Исчезли солнечные дни»;

2) А.Ф. Абрамов;

Б) «Третья рёакета»;

3) В.В. Быков;

В) «Не забывай»;

4) Р.Г. Гамзатов;

Г) «Сказки о дожде»;




Д) «Братья и сестры».

Тестирование по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX в.
Вариант II

  1. Укажите автора текста песни «Священная война»:

    1) Лебедев В.Н.;

    3) Русланова А.А.;

    2) Шульженко К.И.;

    4) Утесов Л.О.

  2. Укажите из списка ученых-конструкторов разработчика пулеметов и автоматов в годы Великой Отечественной войны:

    1) Курчатов И.В.;

    3) Дегтярев В.А.;

    2) Шпагин Г.С.;

    4) Котин Ж.Я.

  3. Выберите деятеля культуры российской эмиграции, выступившего с поддержкой СССР:

    1) Ильин И.А.;

    3) Рерих Н.К.;

    2) Краснов П.И.;

    4) Мережковский Д.С.

  4. Укажите архитектора башни телецентра в Останкино:

    1) Бурдин Д.И.;

    3) Руднев А.В.;

    2) Чернышев Г.Б.;

    4) Королев С.П.

  5. Прочитайте отрывок из статьи М.В. Харитоновой «100 великих памятников» и назовите деятеля культуры, о котором идет речь.:

«…__________________ выдающийся мастер XX века в 1937 году, когда ее скульптура из нержавеющей стали увенчала павильон Советского Союза на Международной выставке в Париже.»

  1. Укажите в хронологической последовательности создание следующих произведений культуры:

    1) «Листы боевого карандаша»;

    3) Телевизионная башня в Останкино;

    2) «Украина в огне»;

    4) Самиздат.

  2. Установите правильное соответствие имен деятелей культуры с их архитектурными и скульптурными произведениями:

Архитекторы/скульпторы

Произведения

1) Бурдин Д.И.;

А) здание МГУ;

2) Руднев А.В.;

Б) памятник-ансамбль Советский воин;

3) Черкашев С.Е.;

В) телевизионная башня в Останкино;

4) Вучетин Е.В.;

Г) вокзал в Оренбурге;




Д) здание КГБ на Лубянке.

Инструкция по проверке и оценке итогового тестирования по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX в. для учеников 11-ого класса.

Вариант I


п/п

Правильный ответ

Количество баллов

1.

3

1

2.

2

1

3.

1

1

4.

1

1

5.

Б.Л. Пастернак

1

6.

1,3,2,4

1

7.

1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

2

(допущение одной ошибки – 1 балл, допущение двух и более ошибок – 0 баллов).


Вариант II

п/п

Правильный ответ

Количество баллов

1.

1

1

2.

2

1

3.

3

1

4.

1

1

5.

В.И. Мухина;

1

6.

1,2,4,3

1

7.

1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

2

(допущение одной ошибки – 1 балл, допущение двух и более ошибок – 0 баллов).


Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальное число баллов можно получить -8.

На оценку «3» -4 балла;

На оценку «4» -5-6 баллов;

На оценку «5» -7-8 баллов;

Если меньше 4 баллов, то оценка «2».


Тестирование по развитию культуры и науки в 40-80-е гг. XX в.

Инструкция для проводящего тестирование.

Предлагается два варианта теста. Каждый учащийся получает свой вариант работы и чистый лист для ответов. На чистом листе ученики указывают свою фамилию и вариант. На выполнение теста отводится 15 минут. По возможности учащиеся рассаживаются по одному.
Экспертное заключение на тест Николая Николаевича Медведева.

Тема: «Развитие культуры и науки в 40-80-е гг. XX в.».

Тест на тему «развитие культуры и науки в 40-80-е гг. XX в.». Тест рассчитан на учеников 11-го класса. По сложности вопросов тест соответствует возрасту и подготовленности класса. В целом, оба варианта теста сопоставимы, вопросы параллельны. В большинстве своем, вопросы равноценны, кроме 5-х. В первом надо назвать одного писателя, во втором - двух деятелей искусства, да еще и разного рода. Вопросительных или отрицательных формулировок вопросов нет. Есть несколько довольно корявых или не согласованных формулировок. А так же некоторый разнобой в оформлении работы. Что касается самого теста. В 5 вопросе 1 варианта не лучшим образом выбран цитируемый отрывок. Словно из контекста вырван. Репродуктивная деятельность. Не зная, кто получил Нобелевскую премию по литературе за 1958 г., на вопрос не ответишь. В 6 вопросе 1 варианта дистракторы нужно привести к единообразию. 7-й вопрос сложный. 5-е вопросы, как уже говорилось выше, не равноценны в разных вариантах. В 6 вопросе 2-го варианта неправильно выбраны варианты ответа – два литературных произведения, одно архитектурное сооружение и явление культуры, характерное для длительного периода времени. Главным минусом теста является его направленность на проверку сугубо знания фамилий деятелей культуры, науки и искусства. Только репродуктивная деятельность. Иные умения и навыки и даже аспекты истории культуры.
Список использованной литературы:
1. Андрухов Н.Р. Борьба КПСС за народность и коммунистическую партийность советской художественной литературы в период строительства коммунизма (1961-1965 гг.): Дис…канд. ист. наук. М., 1983.

2. Аннинский Л. Шестидесятники и мы: кинематограф, ставший и неставший историей. М.: СК СССР, 1991.

3. Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии// Отечеств. история. 1996. №5. С. 164.

4. Буртин Ю. «Вам, из другого поколения…» К публикации поэмы А. Твардовского «По праву памяти»// Октябрь. 1987. № 8. С. 191-204.

5. Варшавский Я. Эстетика честности// Молодые режиссеры советского кино. 1986 . № 5. С. 40-66.

6. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Рус. лит. Зарубежье. М.: Кн. палата, 1991.

7. Горчаков Н.М. режиссерские уроки Вахтангова. М.: ВТО, 1957; Зорская Н.М. Евгений Вахтангов. М.: Знание, 1963.

8. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки//Вопр. Истории. 1991. №2-3. С. 22

9. Данилов А.А. Возрождение российского либерализма // Политические партии России: Уч. М.: РОССПЭН, 2000.

10. Доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС. M.: РОССПЭН, 2002.

11. Зимин А.А. О книгах, театре, кино и прочем: из архивного наследия//Отечеств. история. 2002. №1.С. 19, 20.

12. История советского драматического театра/ Редкол. А. Анастасьев и др.: В 6 т. Т.6. 1953-1967. М.: Наука, 1971.

13. История советского кино: В 4 т. Т. 4. 1952-1967/ Редкол. Х. Абул-Касымова и др. М.: Искусство, 1978.

14. История советской многонациональной литературы: В 6 т. Т.5/ Отв. ред. Г.И. Ломидзе. М.: Наука, 1974.

15. История русской советской литературы в 3-х т. Т.3. 1941-1957 гг./Отв. Ред. А.Г. Дементьев. М.:АН СССР, 1961.

16. История советского кино/ ВГИК. М.: Искусство, 1969.

17. История русской советской литературы: В 4т. Т.4. 1954-1965./ Под. Ред. Л.И. Тимофеева, А.Г. Дементьева. М.: Наука, 1971.

18. Кинословарь: В 2-х тт. М.: Совет. энцикл., 1966-1970.

19. Культурное строительство Азербайджанской ССР: Стат. сб. Баку, 1961.

20. Культурное строительство Казахской ССР: Стат.сб. Алма-Ата, 1960.

21. Кутузова Л.Ф. Партийное руководство идейным воспитанием художественной интеллигенции на Дальнем Востоке в период между XX и XXII съездами КПСС: Дис… канд. ист. наук. М., 1970.

22. Краткая история советского кино/ ВГИК. М.: Искусство, 1969.

23. Краткая литературная энциклопедия/ Гл. ред. А.А. Сурков: в 9 т. Т. 1. М.: Совет. энцикл., 1962.

24. Кротова Л.К. Политическое воспитание художественной интеллигенции в современных условиях: Дис…канд. ист. наук. М., 1973.

25. Марков П.А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1977.

26. Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (Краткий очер истории художеств. кино): Учеб. пособие. М., 1988.

27. Мейерхольд В.Э.Статьи. Письма, речи. Беседы/ Сост. А.В. Февральский: В 2 ч. М.: Искусство, 1968.

28. Молева Н.М. Манеж. Год 1962: Хроника-размышление. М.: Совет. писатель, 1989; Она же. Хрущев в Манеже// Совет. музей. 1990. №1. С. 33-38.

29. Молодые режиссеры советского кино. М.; Л.: Искусство, 1962.

28. Музыкальный современник. Вып. 1-6. М.: Совет. композитор, 1973; Из истории русской и советской музыки/ Ред. А. Кандинский. М.: Музыка, 1971.

29. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2004.

30. Мызников С.Н. Идейно-политическое воспитание художественной интеллигенции (на материалах партийной орг. Свердлов. обл. 1959-1965 гг.): Дис… канд. наук. Свердловск, 1969.

31. Мысовский В., Фейертаг В. Джас. Л., 1960; Баташев А. Советский джаз. М., 1972.

32. Назаров Б.А., Гриднева О.В. К вопросу об отставании драматургии и театра//Вопр. философии. 1956. №5. С. 85-94.

33. Наука и техника CCCP. 1917 - 1987. Хроника. - M., «Наука». 1988.

34. Некрасов В.П. Слова «великие» и простые// Искусство кино. 1959. № 5. С. 55-61.

35. Немирович-Данченко Вл. И. Повести и пьесы. М.: Гослитиздат, 1958.

36. Паламарчук П.Г. Александр Солженицын: Путеводитель. М.: Столица, 1991.

37. Печать в СССР за 40 лет (1917-1957): Стат. материалы. М., 1957.

38. Поляков Д.И. Идеологический прессинг в сфере художественной культуры// XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991. С. 322.

39. Померанцев В. Об искренности в литературе// Оттепель. 1953-1956: Страницы русской советской культуры/ Сост. С.И. Чупринин. М.: Моск. рабочий, 1998.

40. Рудницкий К.Л. Спектакли разных лет. М.: Искусство, 1974.

41. Смелянский А. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене совет. театра 70-х годов. М.: Искусство, 1981

42. Стандарт основного общего образования по истории// ПИвШ. – 2004. - №6. С. 25-27.

43. Станиславский К.С. Собрание сочинений; В 8-и т./ Гл. ред. М.Н. Кедров. М.: Искусство, 1954-1961.

44. Таиров А.Я. О театре. Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М.: ВТО, 1970.

45. Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год//URL: http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=92888 (дата обращения 15.02.2012)

46. Хайченко Г.А. Советский театр. Пути развития. М.: Знание, 1982.

Приложение к уроку «Оттепель: духовная жизнь, наука и культура».

Документы.
Развитие художественной литературы и культуры годы «Оттепели»
Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.

...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомер­ное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обы­вателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым пу­тям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превра­тил свое имя и свою деятельность в полити-

ческое оружие в руках реакции. При­суждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Жи­ваго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реак­ционных кругов...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.).

Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)

Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…".
1   2   3   4   5   6   7   8