Главная страница

\"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)


Скачать 1.13 Mb.
Название \"Оттепель\": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)
страница 3/8
учитель истории
Дата 05.04.2016
Размер 1.13 Mb.
Тип Разработка урока
1   2   3   4   5   6   7   8



С
Раздел III. Обоснование урока

III. 1. Сравнительная характеристика школьных учебников, в которых рассматривается тема «Оттепель»в духовной жизни, науке и культуре (1953 – 1964 гг.)

одержательные единицы




История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. – 3-е изд. – М.: Веди-принт, 2004.

Отечественная история XX- начала XXI века. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

1. Структура учебника по теме : «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура».

Глава 2. Реформы Н.С. Хрущева.

§5. Политические процессы в СССР в 1953-1964 гг.

§6. Экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

§7. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.: от «духа Женевы» к Карибскому кризису.

§8. «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Глава 6. Биполярный мир и «холодная война».

§28. Мир на грани ядерной войны.

Глава 7. СССР и социалистические страны Европы.

§ 30. СССР: от Сталина к началу десталинизации

Глава 10. Духовная жизнь.

§ 45. Научно-технический прогресс.

§ 48-49. Культура России: от соцреализма к свободе творчества.

Глава 7. Послевоенная

страна (1945-1985 гг.)

§27. «Наследники Сталина и «хрущевская оттепель»

Глава 12. Отечественная культура и наука в XX в.

§46. Культура и наука в 40-80-е гг. XX в.

2. Структура материала:

А) Приход к власти Н.С. Хрущева.

Данная проблема достаточно хорошо раскрыта в §5, где в пунктах «Борьба за власть», «Приход к власти Хрущева», «Попытка смещения Хрущева и укрепление его власти» рассказывается о том, как Н.С. Хрущев смог оказаться во власти и убрать с политической арены, таких конкурентов как Берия, Г.М. Маленкова и заручиться поддержкой партийного аппарата. В пункте «XX cъезд КПСС» рассказывается о критики Н.С. Хрущева И.В. Сталина, хотя о последствиях такого доклада не было прописано достаточно подробно, лишь в общих чертах.

Информацию о приходе к власти Н.С. Хрущева можно найти в главе 7-ой, в §30 «СССР: от Сталина к началу десталинизации». Хотя авторы пишут довольно компактно и все самое главное, им удается преподнести так материал, чтобы ребятам было понятно. На нескольких листах излагается весь период правления Н.С. Хрущева. Конкретно о избрании его первым секретарем ЦК КПСС, прописывается в пункте «Хрущев: реформаторство и утопизм», авторы не только освещают борьбу за власть в верхах, но и пишут о его докладе на XX съезде и какие он вызвал последствия.

Материал о приходе Н.С. Хрущева к власти обширно излагается в главе

7 «Послевоенная

страна (1945-1985 гг.) в §27. «Наследники Сталина и «хрущевская оттепель», где подробна дается информация о борьбе Н.С. Хрущева в высших эшелонах власти ( 1953-1955), целый пункт параграфа посвящается XX съезду партии, «секретному докладу» Н.С. Хрущева. Это единственный из трех учебников, где широко прописываются последствия доклада о культе личности И.В. Сталина. Авторы также затронули причины, почему Н.С. Хрущев решил выступить с таким докладом.

Б) Демократизация политической и общественной жизни.

Этот вопрос лучше всего раскрыт в §8, где сразу авторы учебника пишут об изменении политических условий для страны в сторону большей либерализации режима, которые коснулись прежде всего культурной и общественной жизни. В частности появились новые темы и герои в литературе и кино. («Один день Ивана денисовича» А.И. Солженицын) . В параграфе освещается и деятельность журнала «Новый мир» Твардовского.

Этот материал излагается в в главе 7-ой, в §30 «СССР: от Сталина к началу десталинизации». Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что авторы особо не акцентируют внимание учеников на существенной демократизации политической и общественной жизни, а больше обращают внимание на социальную жизнь, на ее улучшение, на развитие промышленности, что же касается политической сферы, то демократизация политической сферы показана итогами доклада Н.С. Хрущева о культе личности И.В. Сталина.

В пункте «Оттепель» и новое состояние общественной и культурной жизни в стране, параграфа 27. Об изменениях как в общественной жизни страны, так и в политической, акцентируя внимания на том, что «оттепель» в этих сферах не означала полного отказа от идеологического давления и контроля на обществом. Стоит заметить, что авторы много не пишут о демократизации политической жизни, больше дают материала о реабилитации за политические преступления.

В) Отношение власти к новым веяниям культуры.

В том же §8, в пункте «Власть и деятели культуры» авторы широко излагают данную проблему. Из нее понятно, что не смотря на некоторое послабление в сфере культуры, искусства, литературе цензура продолжала отыскивать и уничтожать проявления инакомыслия (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»). В пункте также даются понятия самиздат, тамиздат.

Немного освещается этот вопрос и в §5 в разделе «XX съезд»

В той же главе 7-ой, в §30 «СССР: от Сталина к началу десталинизации», в конце пункта «Хрущев реформаторство и утопизм», авторы пишут об отношении власти к деятелям культуры, так например, дается информация о реабилитации некоторых деятелей культуры, о разрешении Н.С. Хрущева публиковать в «Новом мире» (редактор А.Т. Твардовский) повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В главе 10 «Духовная жизнь», в § 48-49 «Культура России: от соцреализма к свободе творчества», отношение власти в новым веяниям в сфере культуры также можно проследить, например, разрешение писать о лагерной теме, критически отображать время при И.В. Сталине.

В пункте «Оттепель» и новое состояние общественной и культурной жизни в стране, параграфа 27 авторы много пишут о деятелях культуры, в частности о повести «Оттепель» Н.Г. Эренбурга, о выходе многих произведений, оказавших огромное влияние на состояние умов, саму атмосферу эпоху. Такие произведения, не затрагивающие настоящую власть, разрешались. Много дается материала о реабилитации деятелей культуры, например, о возращении в печать многих писателей, поэтов, например, М. Цветаевой, И. Бабеля и др. С другой стороны авторы пишут о критике Н.С. Хрущева по отношению к писателям, тем кто не понял существо критики «культа личности», авторы отмечают также неприятие Нобелевской премиии Б. Настернака.

Г) Духовное и культурное взаимодействие СССР и Запада.

Этот вопрос дается авторами фрагментарно. Материал (его часть) можно найти и в §7, где дается информация об отношениях СССР между Западом, которые не смотря на напряженность, смогли наладить относительно дружественные отношения. В следующем параграфе уже даются конкретные итоги о культурном взаимодействии в разделе «Власть и деятели культуры». Все значимые мероприятия международные (всемирный фестиваль молодежи, выставка картин П. Пикассо и др). Но однако, авторы не делают каких-либо выводов по этому вопросу .

В данном учебнике эта информация представлена очень слабо. Ее можно проследить в главе 6 «Биполярный мир и холодная война» в §28 «Мир на грани ядерной войны». Авторы несколько раз пишут о том, что отношения между СССР и странами Запада были напряженные и основанные на жесткой конкуренции. Много материала дается об отношениях СССР и США, однако, и тут говориться о борьбе за влияние в «третьем мире».

В том же пункте, авторы отмечают приоткрытие «железного занавеса» между СССР и Западом в области культуры, так, например, отмечают проведение в Москве летом 1957 года Всемирного фестиваля молодежи и студентов, открытие в Москве выставки П. Пикассо- экспозиция современного западного искусства. Однако события в Венгрии, конфликт на Ближнем Востоке не позволяет привести это взаимодействие на более высокий уровень, отмечают авторы.

Д) Развитие образования и науки в период «Оттепели».

Кроме §8, который указывает на возникший интерес общества к науке в Советском обществе и строительстве крупных научных центров, освоения космоса, много материала по НТР дается в §6.В нем ученики могут узнать о развитии космической техники, освоении, месторождений нефти и т.п.

Что же касается образования, то этот материал можно найти в §8. Авторы отмечают возрастающий престиж в ВУЗы, пишут о реформе образования, выводы дают как «+», так и «-».

Развитие образование в период «оттепели» не представлено, хотя и дается характеристика социального развития страны. По-другому материал излагается в области развития науки. В главе 10 «Духовная жизнь» в § 45 «Научно-технический прогресс» читателям дается довольно широкое представление о развитии атомной энергетики, ракетостроения, космонавтики, в частности о запуске первого искусственного спутника Земли в 1957 г., а появление в небе реактивных пассажирских авиалайнеров.

Авторы учебника традиционно подробно не пишут о реформах в сфере образования. При этом широко отмечается развитие индустриального потенциала СССР: испытание водородной бомбы, развитие ракетной отрасли и др. В отдельном пункте «Основные черты НТР и ее проявления в СССР» авторы подробно пишут о важнейших направлениях НТР, говоря о том, что по многим направлениям НТР СССР находился на самых передовых, отмечают авторы.

Е) Взаимоотношения власти и церкви.

Материал по данному вопросу встречается только в §8, в пункте «Новый виток борьбы с религией». Авторы дают адекватную оценку происходящему на тот момент «взаимоотношению» власти и церкви. Вопрос раскрыт достаточно хорошо.

Этой проблеме в параграфе

уделено немного места. Автор отмечает возобно-вление гонений на Право-

славную церковь.

Авторы учебника ничего не пишут об этой проблеме.

3. Иллюстрации и фотографии

В данном учебнике содержится наибольшее количество иллюстраций по интересующей нас теме. Следует отметить, что все они качественные и самое главное их размер позволяет разглядеть, то что и хотят показать авторы, обычно фотографии имеют достаточно большой размер (на полстраницы). Обращу ваше внимание на то, что, если в учебнике размещаются фотографии картин, плакатов, то все они выполнены в цвете, хотя и присутствуют и черно-белые фотографии, но качественная печать и хорошие листы, это восполняют. Без цвета выполнены фотографии различных культурных деятелей.

В целом иллюстрации и фотографии в учебнике представлены на высоком уровне.

В учебнике «Россия и мир» иллюстрации представлены очень бедно, все фотографии черно-белые, по интересующей нас теме представлено всего 4 фотграфии.

В учебнике содержится не так много иллюстраций, все фотографии представлены в черно-белом цвете. По интересующей нас теме представлено 4 фотографии. Стоит обратить внимание на небольшой размер изображений, который не позволяет многое рассмотреть в деталях. Однако, учебник содержит вкладку из цветных фотографий.

4. Документы

После каждого параграфа, авторы размещают ряд документов.

Параграф 8 «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура» содержит документы и сведения по литературе:

-«Посмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС», где автор письма рассказывал, что в сталинский период уничтожали всякое инакомыслие во все сферах общества.

-Письмо скульптора Э.И. неизвестного Н.С. Хрущеву», пишет, что ему пора начинать работать с монументальными произведениями.

-«Отрывок выступления Н.С. Хрущева на встрече с деятелями литературы и искусства», по поводу о том, какие темы лучше освещать, а какие не стоит.

-«Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии жилищного строительство в СССР»- о продолжающихся проблемах многих советских людей с жильем.

В учебнике отсутствуют документы по данной теме.

Однако в заданиях к параграфу 30 приводится отрывок из мемуаров Н.С. Хрущева о качестве развития науки и техники и о техническом отставании СССР.

По интересующей нас теме в учебнике представлен один документ: «Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду КПСС «О культе личности и его последствиях». 25 февраля 1956 г.В В отрывке приводится прямая критика Н.С. Хрущева по отношению к И.В. Сталину.

5. Карты и картосхемы.

По интересующей нас теме никаких карт и картосхем практически нет. Однако есть карта «Экономическое развитие СССР во второй половине 40-х- первой половине 60-х гг.», которая дает представление о развитии НТР.

По интересующей нас теме никаких карт и картосхем практически нет. Однако есть карта «Экономика Советского Союза в 1960-1970-х гг.», которая дает представление о развитии НТР.

По интересующей нас теме никаких карт и картосхем нет.

6. Вопросы и задания.

Вопросы размещены как в начале параграфа, обычно они направлены на остаточные знания еще с 9-ого класса, так вопросы содержатся и в конце параграфа, и чаще всего носят разнообразнейший характер. Особенно хочу отметить, творческие задания, что несомненно, могут повлиять на возникновения интереса у учащихся, например, учебно-исследовательская работа.

Вопросы и задания выполнены на высоком уровне.

Вопросы и задания в данном

учебнике приводятся в конце параграфов. Стоит отметить, что они строго разделены на вопросы и задания. Вопросы носят не только обобщающий характер, но и позволяют мыслить в ширь, узнать не только последствия доклада Н.С. Хрущева, но и сделать предположение о историческом значении XX съезда КПСС.

Задания представлены в более творческом ключе, например, составить рассказ о картине, раскрыть определение или придумать свое и т.п.


Вопросы и задания в учебнике не разделены, а представлены вместе. Стоит обратить внимание, что творческие задания отсутствуют, большинство задание направлены конкретно на тему не заставляют учеников связывать события всей страны, осуществлять их взаимосвязь.


Для изучения материала по теме «Оттепель» в духовной жизни, науке и культуре (1953-1964 гг.). Развитие науки и образования» мы выбрали учебник История России, 1945-2008 гг. А.И. Уткина, А.В. Филиппова, С.В. Алексеева. Так как в дан­ном учебнике наиболее полно представлен материал по исследуемой теме, он соответствует возрастным особенностям детей в 11 классе, имеет дополнитель­ный источниковый материал. Кроме того, данный учебник входит в федераль­ный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и нау­ки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в об­щеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (№746) в соответствии с Приказом Министерства Образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года63.

Но у данного издания есть и свои минусы, например, отсутствие материала о притеснении церкви, который очень бы не помешал при изучении темы, свя­занной с искусством и культурой.

Кроме того, при изучении выбранной нами темы можно так же использовать следующий учебно-методический комплекс:

1 )Учебники:

  • История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  • Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. – 3-е изд. – М.: Веди-принт, 2004.

  • Отечественная история XX- начала XXI века. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.


2) Методические пособия:

  • Шинкарчук СЛ. Справочник по истории России с вопросами для само­проверки. 8-11 классы. СПб.: 2011.

  • Северинов К.М. История в схемах и таблицах. СПб.: 2011.

  • Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории, - 2-е изд. - СПб.:

2008.
3) Исторические источники:

1) Документы:

  • Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями деятелями литературы и искусст­ва;

  • Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца».


2) Монографии:

  • Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. -М, 1998.

  • Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время. М. 1989.

  • Наше Отечество. Опыт политической истории, ч. 2. - М, 1991.


3) Иллюстративный аппарат (портреты, фотографии, изображения);

Все элементы данного учебно-методического комплекса отвечают требо­ваниям Государственного стандарта основного общего образования по истории от 31 января 2065 г., так как содержат обязательный минимум содержания ос­новных образовательных программ в разделе «История России»64.


III. 2. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала.
Структурный компонент содержания учебного материала


Факты первого порядка

Факты второго порядка

Факты третьего порядка

Приход к власти Н.С. Хрущева

«Оттепель»

Снятие запретов с деятельности публицистов и литераторов
Первое послесталинское десятилетие ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни

Политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне конкретные границы

Научно-технические достижения закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США

Недостаточно кадров для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий

Десталинизация, критика личности И.В. Сталина
неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов).

Открытие новых периодических изданий, публикация запрещенных произведений

Рождение нового направления в литературе- обновленческого.

Необходимость изменения стиля руководства Союзом писателей

Ослабление идеологического давления на музыкальное искусство

Появление новых кинофильмов


Резкая критика властей за «идеологическую сомнительность», «формализм» и т.д.

Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса


Закон о новой структуре образования

XX съезд (1956 г.), речь Н.С. Хрущева

-некоторая либерализация режима

-ослабление тоталитарной власти

-появление некоторой свободы слова

-относительная демократизация политической и общественной жизни

-открытость западному миру

-большей свободой творческой деятельности
- журнал «Новый мир»

-В. Панова «Времена года»

-И. Эренбург «Оттепель»

- А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- В. Померанцев «Об искренности в литературе»

- И. Эренбург «Оттепель»

- В. Панова «Времена года»

-Ф. Панферов «Волга- матушка река»
-предсмертное письмо А. Фадеева

-В Дудинцев «Не хлебом единым»

-Д. Гранин «Искатели»

-Е. Дорош «Деревенский дневник»
- постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельниций», «От всего сердца»
-М. Калатозов «Летят журавли»

- Г. Чухрай «Чистое сердце»

-«Дело Пастернака»

-Критика писателей и поэтов

( А. Вознесенского,

Д. Гранина,

В. Дудинцева)

- критика режиссеров

(Э. Неизвестного,

Р. Фалька, М. Хуциева)

- Опала А. Фадеева

- Создан Объединенный институт ядерных исследований

-Образовано Сибирское отделение академии наук СССР

- Запуск в космос первого искусственного спутника Земли

- Создание самого мощного синхрофазотрона

- Полет спутников к Луне

-Первый полет человека в космос и т.д.
-Создана обязательная восьмилетняя политехническая школа

- Среднее образование после окончания школы рабочей молодежи без отрыва от производства, либо техникума при восьмилетках

- Введение обязательного производственного стажа для желающих продолжить обучение в ВУЗе.
1   2   3   4   5   6   7   8