|
С
Раздел III. Обоснование урока
III. 1. Сравнительная характеристика школьных учебников, в которых рассматривается тема «Оттепель»в духовной жизни, науке и культуре (1953 – 1964 гг.)
одержательные единицы
|
История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
|
Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. – 3-е изд. – М.: Веди-принт, 2004.
|
Отечественная история XX- начала XXI века. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
|
1. Структура учебника по теме : «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура».
|
Глава 2. Реформы Н.С. Хрущева.
§5. Политические процессы в СССР в 1953-1964 гг.
§6. Экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
§7. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.: от «духа Женевы» к Карибскому кризису.
§8. «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.
|
Глава 6. Биполярный мир и «холодная война».
§28. Мир на грани ядерной войны.
Глава 7. СССР и социалистические страны Европы.
§ 30. СССР: от Сталина к началу десталинизации
Глава 10. Духовная жизнь.
§ 45. Научно-технический прогресс.
§ 48-49. Культура России: от соцреализма к свободе творчества.
|
Глава 7. Послевоенная
страна (1945-1985 гг.)
§27. «Наследники Сталина и «хрущевская оттепель»
Глава 12. Отечественная культура и наука в XX в.
§46. Культура и наука в 40-80-е гг. XX в.
|
2. Структура материала:
А) Приход к власти Н.С. Хрущева.
|
Данная проблема достаточно хорошо раскрыта в §5, где в пунктах «Борьба за власть», «Приход к власти Хрущева», «Попытка смещения Хрущева и укрепление его власти» рассказывается о том, как Н.С. Хрущев смог оказаться во власти и убрать с политической арены, таких конкурентов как Берия, Г.М. Маленкова и заручиться поддержкой партийного аппарата. В пункте «XX cъезд КПСС» рассказывается о критики Н.С. Хрущева И.В. Сталина, хотя о последствиях такого доклада не было прописано достаточно подробно, лишь в общих чертах.
|
Информацию о приходе к власти Н.С. Хрущева можно найти в главе 7-ой, в §30 «СССР: от Сталина к началу десталинизации». Хотя авторы пишут довольно компактно и все самое главное, им удается преподнести так материал, чтобы ребятам было понятно. На нескольких листах излагается весь период правления Н.С. Хрущева. Конкретно о избрании его первым секретарем ЦК КПСС, прописывается в пункте «Хрущев: реформаторство и утопизм», авторы не только освещают борьбу за власть в верхах, но и пишут о его докладе на XX съезде и какие он вызвал последствия.
|
Материал о приходе Н.С. Хрущева к власти обширно излагается в главе
7 «Послевоенная
страна (1945-1985 гг.) в §27. «Наследники Сталина и «хрущевская оттепель», где подробна дается информация о борьбе Н.С. Хрущева в высших эшелонах власти ( 1953-1955), целый пункт параграфа посвящается XX съезду партии, «секретному докладу» Н.С. Хрущева. Это единственный из трех учебников, где широко прописываются последствия доклада о культе личности И.В. Сталина. Авторы также затронули причины, почему Н.С. Хрущев решил выступить с таким докладом.
|
Б) Демократизация политической и общественной жизни.
|
Этот вопрос лучше всего раскрыт в §8, где сразу авторы учебника пишут об изменении политических условий для страны в сторону большей либерализации режима, которые коснулись прежде всего культурной и общественной жизни. В частности появились новые темы и герои в литературе и кино. («Один день Ивана денисовича» А.И. Солженицын) . В параграфе освещается и деятельность журнала «Новый мир» Твардовского.
|
Этот материал излагается в в главе 7-ой, в §30 «СССР: от Сталина к началу десталинизации». Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что авторы особо не акцентируют внимание учеников на существенной демократизации политической и общественной жизни, а больше обращают внимание на социальную жизнь, на ее улучшение, на развитие промышленности, что же касается политической сферы, то демократизация политической сферы показана итогами доклада Н.С. Хрущева о культе личности И.В. Сталина.
|
В пункте «Оттепель» и новое состояние общественной и культурной жизни в стране, параграфа 27. Об изменениях как в общественной жизни страны, так и в политической, акцентируя внимания на том, что «оттепель» в этих сферах не означала полного отказа от идеологического давления и контроля на обществом. Стоит заметить, что авторы много не пишут о демократизации политической жизни, больше дают материала о реабилитации за политические преступления.
|
В) Отношение власти к новым веяниям культуры.
|
В том же §8, в пункте «Власть и деятели культуры» авторы широко излагают данную проблему. Из нее понятно, что не смотря на некоторое послабление в сфере культуры, искусства, литературе цензура продолжала отыскивать и уничтожать проявления инакомыслия (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»). В пункте также даются понятия самиздат, тамиздат.
Немного освещается этот вопрос и в §5 в разделе «XX съезд»
|
В той же главе 7-ой, в §30 «СССР: от Сталина к началу десталинизации», в конце пункта «Хрущев реформаторство и утопизм», авторы пишут об отношении власти к деятелям культуры, так например, дается информация о реабилитации некоторых деятелей культуры, о разрешении Н.С. Хрущева публиковать в «Новом мире» (редактор А.Т. Твардовский) повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
В главе 10 «Духовная жизнь», в § 48-49 «Культура России: от соцреализма к свободе творчества», отношение власти в новым веяниям в сфере культуры также можно проследить, например, разрешение писать о лагерной теме, критически отображать время при И.В. Сталине.
|
В пункте «Оттепель» и новое состояние общественной и культурной жизни в стране, параграфа 27 авторы много пишут о деятелях культуры, в частности о повести «Оттепель» Н.Г. Эренбурга, о выходе многих произведений, оказавших огромное влияние на состояние умов, саму атмосферу эпоху. Такие произведения, не затрагивающие настоящую власть, разрешались. Много дается материала о реабилитации деятелей культуры, например, о возращении в печать многих писателей, поэтов, например, М. Цветаевой, И. Бабеля и др. С другой стороны авторы пишут о критике Н.С. Хрущева по отношению к писателям, тем кто не понял существо критики «культа личности», авторы отмечают также неприятие Нобелевской премиии Б. Настернака.
|
Г) Духовное и культурное взаимодействие СССР и Запада.
|
Этот вопрос дается авторами фрагментарно. Материал (его часть) можно найти и в §7, где дается информация об отношениях СССР между Западом, которые не смотря на напряженность, смогли наладить относительно дружественные отношения. В следующем параграфе уже даются конкретные итоги о культурном взаимодействии в разделе «Власть и деятели культуры». Все значимые мероприятия международные (всемирный фестиваль молодежи, выставка картин П. Пикассо и др). Но однако, авторы не делают каких-либо выводов по этому вопросу .
|
В данном учебнике эта информация представлена очень слабо. Ее можно проследить в главе 6 «Биполярный мир и холодная война» в §28 «Мир на грани ядерной войны». Авторы несколько раз пишут о том, что отношения между СССР и странами Запада были напряженные и основанные на жесткой конкуренции. Много материала дается об отношениях СССР и США, однако, и тут говориться о борьбе за влияние в «третьем мире».
|
В том же пункте, авторы отмечают приоткрытие «железного занавеса» между СССР и Западом в области культуры, так, например, отмечают проведение в Москве летом 1957 года Всемирного фестиваля молодежи и студентов, открытие в Москве выставки П. Пикассо- экспозиция современного западного искусства. Однако события в Венгрии, конфликт на Ближнем Востоке не позволяет привести это взаимодействие на более высокий уровень, отмечают авторы.
|
Д) Развитие образования и науки в период «Оттепели».
|
Кроме §8, который указывает на возникший интерес общества к науке в Советском обществе и строительстве крупных научных центров, освоения космоса, много материала по НТР дается в §6.В нем ученики могут узнать о развитии космической техники, освоении, месторождений нефти и т.п.
Что же касается образования, то этот материал можно найти в §8. Авторы отмечают возрастающий престиж в ВУЗы, пишут о реформе образования, выводы дают как «+», так и «-».
|
Развитие образование в период «оттепели» не представлено, хотя и дается характеристика социального развития страны. По-другому материал излагается в области развития науки. В главе 10 «Духовная жизнь» в § 45 «Научно-технический прогресс» читателям дается довольно широкое представление о развитии атомной энергетики, ракетостроения, космонавтики, в частности о запуске первого искусственного спутника Земли в 1957 г., а появление в небе реактивных пассажирских авиалайнеров.
|
Авторы учебника традиционно подробно не пишут о реформах в сфере образования. При этом широко отмечается развитие индустриального потенциала СССР: испытание водородной бомбы, развитие ракетной отрасли и др. В отдельном пункте «Основные черты НТР и ее проявления в СССР» авторы подробно пишут о важнейших направлениях НТР, говоря о том, что по многим направлениям НТР СССР находился на самых передовых, отмечают авторы.
|
Е) Взаимоотношения власти и церкви.
|
Материал по данному вопросу встречается только в §8, в пункте «Новый виток борьбы с религией». Авторы дают адекватную оценку происходящему на тот момент «взаимоотношению» власти и церкви. Вопрос раскрыт достаточно хорошо.
|
Этой проблеме в параграфе
уделено немного места. Автор отмечает возобно-вление гонений на Право-
славную церковь.
|
Авторы учебника ничего не пишут об этой проблеме.
|
3. Иллюстрации и фотографии
|
В данном учебнике содержится наибольшее количество иллюстраций по интересующей нас теме. Следует отметить, что все они качественные и самое главное их размер позволяет разглядеть, то что и хотят показать авторы, обычно фотографии имеют достаточно большой размер (на полстраницы). Обращу ваше внимание на то, что, если в учебнике размещаются фотографии картин, плакатов, то все они выполнены в цвете, хотя и присутствуют и черно-белые фотографии, но качественная печать и хорошие листы, это восполняют. Без цвета выполнены фотографии различных культурных деятелей.
В целом иллюстрации и фотографии в учебнике представлены на высоком уровне.
|
В учебнике «Россия и мир» иллюстрации представлены очень бедно, все фотографии черно-белые, по интересующей нас теме представлено всего 4 фотграфии.
|
В учебнике содержится не так много иллюстраций, все фотографии представлены в черно-белом цвете. По интересующей нас теме представлено 4 фотографии. Стоит обратить внимание на небольшой размер изображений, который не позволяет многое рассмотреть в деталях. Однако, учебник содержит вкладку из цветных фотографий.
|
4. Документы
|
После каждого параграфа, авторы размещают ряд документов.
Параграф 8 «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура» содержит документы и сведения по литературе:
-«Посмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС», где автор письма рассказывал, что в сталинский период уничтожали всякое инакомыслие во все сферах общества.
-Письмо скульптора Э.И. неизвестного Н.С. Хрущеву», пишет, что ему пора начинать работать с монументальными произведениями.
-«Отрывок выступления Н.С. Хрущева на встрече с деятелями литературы и искусства», по поводу о том, какие темы лучше освещать, а какие не стоит.
-«Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии жилищного строительство в СССР»- о продолжающихся проблемах многих советских людей с жильем.
|
В учебнике отсутствуют документы по данной теме.
Однако в заданиях к параграфу 30 приводится отрывок из мемуаров Н.С. Хрущева о качестве развития науки и техники и о техническом отставании СССР.
|
По интересующей нас теме в учебнике представлен один документ: «Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду КПСС «О культе личности и его последствиях». 25 февраля 1956 г.В В отрывке приводится прямая критика Н.С. Хрущева по отношению к И.В. Сталину.
|
5. Карты и картосхемы.
|
По интересующей нас теме никаких карт и картосхем практически нет. Однако есть карта «Экономическое развитие СССР во второй половине 40-х- первой половине 60-х гг.», которая дает представление о развитии НТР.
|
По интересующей нас теме никаких карт и картосхем практически нет. Однако есть карта «Экономика Советского Союза в 1960-1970-х гг.», которая дает представление о развитии НТР.
|
По интересующей нас теме никаких карт и картосхем нет.
|
6. Вопросы и задания.
|
Вопросы размещены как в начале параграфа, обычно они направлены на остаточные знания еще с 9-ого класса, так вопросы содержатся и в конце параграфа, и чаще всего носят разнообразнейший характер. Особенно хочу отметить, творческие задания, что несомненно, могут повлиять на возникновения интереса у учащихся, например, учебно-исследовательская работа.
Вопросы и задания выполнены на высоком уровне.
|
Вопросы и задания в данном
учебнике приводятся в конце параграфов. Стоит отметить, что они строго разделены на вопросы и задания. Вопросы носят не только обобщающий характер, но и позволяют мыслить в ширь, узнать не только последствия доклада Н.С. Хрущева, но и сделать предположение о историческом значении XX съезда КПСС.
Задания представлены в более творческом ключе, например, составить рассказ о картине, раскрыть определение или придумать свое и т.п.
|
Вопросы и задания в учебнике не разделены, а представлены вместе. Стоит обратить внимание, что творческие задания отсутствуют, большинство задание направлены конкретно на тему не заставляют учеников связывать события всей страны, осуществлять их взаимосвязь.
|
Для изучения материала по теме «Оттепель» в духовной жизни, науке и культуре (1953-1964 гг.). Развитие науки и образования» мы выбрали учебник История России, 1945-2008 гг. А.И. Уткина, А.В. Филиппова, С.В. Алексеева. Так как в данном учебнике наиболее полно представлен материал по исследуемой теме, он соответствует возрастным особенностям детей в 11 классе, имеет дополнительный источниковый материал. Кроме того, данный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (№746) в соответствии с Приказом Министерства Образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года63.
Но у данного издания есть и свои минусы, например, отсутствие материала о притеснении церкви, который очень бы не помешал при изучении темы, связанной с искусством и культурой.
Кроме того, при изучении выбранной нами темы можно так же использовать следующий учебно-методический комплекс:
1 )Учебники:
История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. – 3-е изд. – М.: Веди-принт, 2004.
Отечественная история XX- начала XXI века. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2) Методические пособия:
Шинкарчук СЛ. Справочник по истории России с вопросами для самопроверки. 8-11 классы. СПб.: 2011.
Северинов К.М. История в схемах и таблицах. СПб.: 2011.
Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории, - 2-е изд. - СПб.:
2008.
3) Исторические источники:
1) Документы:
Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями деятелями литературы и искусства;
Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца».
2) Монографии:
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. -М, 1998.
Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время. М. 1989.
Наше Отечество. Опыт политической истории, ч. 2. - М, 1991.
3) Иллюстративный аппарат (портреты, фотографии, изображения);
Все элементы данного учебно-методического комплекса отвечают требованиям Государственного стандарта основного общего образования по истории от 31 января 2065 г., так как содержат обязательный минимум содержания основных образовательных программ в разделе «История России»64.
III. 2. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала.
Структурный компонент содержания учебного материала
Факты первого порядка
|
Факты второго порядка
|
Факты третьего порядка
|
Приход к власти Н.С. Хрущева
«Оттепель»
Снятие запретов с деятельности публицистов и литераторов
Первое послесталинское десятилетие ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни
Политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне конкретные границы
Научно-технические достижения закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США
Недостаточно кадров для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий
|
Десталинизация, критика личности И.В. Сталина
неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов).
Открытие новых периодических изданий, публикация запрещенных произведений
Рождение нового направления в литературе- обновленческого.
Необходимость изменения стиля руководства Союзом писателей
Ослабление идеологического давления на музыкальное искусство
Появление новых кинофильмов
Резкая критика властей за «идеологическую сомнительность», «формализм» и т.д.
Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса
Закон о новой структуре образования
|
XX съезд (1956 г.), речь Н.С. Хрущева
-некоторая либерализация режима
-ослабление тоталитарной власти
-появление некоторой свободы слова
-относительная демократизация политической и общественной жизни
-открытость западному миру
-большей свободой творческой деятельности
- журнал «Новый мир»
-В. Панова «Времена года»
-И. Эренбург «Оттепель»
- А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- В. Померанцев «Об искренности в литературе»
- И. Эренбург «Оттепель»
- В. Панова «Времена года»
-Ф. Панферов «Волга- матушка река»
-предсмертное письмо А. Фадеева
-В Дудинцев «Не хлебом единым»
-Д. Гранин «Искатели»
-Е. Дорош «Деревенский дневник»
- постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельниций», «От всего сердца»
-М. Калатозов «Летят журавли»
- Г. Чухрай «Чистое сердце»
-«Дело Пастернака»
-Критика писателей и поэтов
( А. Вознесенского,
Д. Гранина,
В. Дудинцева)
- критика режиссеров
(Э. Неизвестного,
Р. Фалька, М. Хуциева)
- Опала А. Фадеева
- Создан Объединенный институт ядерных исследований
-Образовано Сибирское отделение академии наук СССР
- Запуск в космос первого искусственного спутника Земли
- Создание самого мощного синхрофазотрона
- Полет спутников к Луне
-Первый полет человека в космос и т.д.
-Создана обязательная восьмилетняя политехническая школа
- Среднее образование после окончания школы рабочей молодежи без отрыва от производства, либо техникума при восьмилетках
- Введение обязательного производственного стажа для желающих продолжить обучение в ВУЗе.
|
|
|
|