Главная страница

Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Почемучки» Возраст обучающихся: 9-11лет


Скачать 137.28 Kb.
Название Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Почемучки» Возраст обучающихся: 9-11лет
Дата 25.02.2016
Размер 137.28 Kb.
Тип Образовательная программа

МОУ ДОД Новодугинский Дом детского творчества

Утверждено приказом директора ДДТ №

От « » ___________ 2013

Директор ДДТ____________
Образовательная программа

дополнительного образования детей

детское объединение «Почемучки»
Возраст обучающихся: 9-11лет
Срок реализации:1 год

Педагог дополнительного образования:

Мельниченко Нина Александровна

2013-2014учебный год

Программа дополнительного образования
«Почемучки»

Пояснительная записка

Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа – все вызывает множество вопросов «почему?»
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.
Задачи:
1. воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
3. формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации;
4. обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
5. учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
6. обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
7. развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
8. развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.

Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
При реализации программы применяются образовательные технологии:
развивающее обучение;

проблемное обучение;
исследовательские, проектные методы обучения;
технология игрового обучения;
обучение в сотрудничестве (групповая работа);

ИКТ;
здоровьесберегающие технологии.
Учебный материал адаптирован соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического, научно-популярного и художественного характера.
Используются разнообразные методы обучения, способствующие выявлению творческих способностей детей, и предоставляется максимальная возможность для их реализации.
Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;
- специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наглядный и дидактический материал;
- инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ;
- раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);
- наличие компьютера.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Учебно-тематический план




Содержание

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Человек часть природы

9

1

8

3

Природа наш дом

16

4

12

4

Домашние любимцы

12

4

8

5

Оранжерея на окне

6

2

4

6

Зеленые друзья

10

2

8

7

Пернатые друзья

6

2

4

8

Итоговое занятие

4

2

2

9

Культурно-массовые мероприятия

8

2

6




итого

72

20

52

 Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Основы экологической культуры.

  • Некоторые особенности природы своего края.

  • Основные признаки времен года.

  • Значение природы для человека.

  • Группы растений и животных.

  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края.

  • Правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  • Выполнять правила личной гигиены.

  • Различать изученные растения, животных.

  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.

  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.


Содержание

1. Введение(1+1)

Теория.

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология?".
2. Человек - часть природы.(1+8)

Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

Практика. Практикум «Вопросы Почемучки»

Игра «Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета?»

Игра «Как работает ухо».

Игра «Что такое человеческие зубы?

Путешествие по организму.

Доктор Айболит советует….

Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

Правила здорового образа жизни.

Рисунки, плакаты, загадки, кроссворды. Работа с муляжами.
3. Природа - наш общий дом

Теория.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Микроскоп и другие увеличительные приборы. Правила работы с микроскопом. Человек - часть природы.
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю". Работа с микроскопом и другими увеличительными приборами.
Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни. Каким животным поставлены памятники и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». "Почему погибла дубрава?"

Игра «Давайте поиграем в пищевые цепочки».
Мир полон хищников

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" Мини исследования.
И на хищника управа есть

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки? Мини исследования
Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки».

1.Экологическая сказка.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

4.Самостоятельная фантазия.

Существует ли дружба в природе.

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

Тайны живой природы.

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки».

Виртуальное путешествие «Тайны живой природы»..

Игра "Секреты леса"

В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.

А мы тоже пахнем?

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки». "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов). Работа с презентациями. Мини исследования
4. Домашние любимцы. Дикие животные 12

Домашние животные. Кошки, собаки, рыбки, попугайчики, морские свинки, лошади, свиньи, куры, кролики и др. Условия содержания. Правила ухода, кормления.
Дикие животные
Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных Видео экскурсия: «Животный мир различных природных зон».


Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки»

Практическая деятельность: Составление пищевых цепей.

Работа по созданию презентации «Дикие животные».
Сочинение-рассуждение «Хочу котенка

Составление презентаций.

Просмотр видеофильма. Работа с литературой. Мини исследования

5.Оранжерея на окне 6

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

Знакомые незнакомцы.

Практика. Мини исследования

Растения вокруг нас. Игра «Правда ли это»
Комнатные растения

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.
Энергетические «доноры» и «вампиры». Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.). Фитонциды.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки»

Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений.

Мини исследования «Родина растений»
Демонстрации: предметы ухода за растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Демонстрации: Правила расстановки комнатных растений.
Видеоэкскурсия в цветочный магазин.
Составление памятки для любителей комнатных джунглей.

Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки».

Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

Мини исследования
6.Зеленые друзья10ч

Деревья
Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки»

Составление гербария листьев некоторых деревьев. Зарисовка веточек различных деревьев.

Игра «Угадай, чей листочек?»

Демонстрации: Гербарий веточек лиственных и хвойных деревьев.  
Экскурсия в парк около школы.

Мини исследования
Деревья, которые не могут жить без животных


Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» Игра «Кто больше?» (Составление природных связей между животными и деревьями).

Демонстрации: Иллюстрации данных видов деревьев в книге «100 великих загадок живой природы».


Лесные растения

Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений. Красная книга Смоленской области.

Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» Составление гербария лесных травянистых растений.

Необычные растения
«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д. (Сведения энциклопедий и книги «Рекорды животных»)

Демонстрации: Иллюстрации лесных растений, занесенных в Красную книгу.
Экскурсия в березовую рощу.
Видеофильм «Удивительные растения».

Сочинение-загадка о любом интересном растении. Мини исследования

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов»
Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.
Практика.

Практикум «Вопросы Почемучки» Составление памятки «Как вести себя в лесу».

Демонстрации: Видеоматериал «Лесной пожар».


7. Пернатые друзья 6ч
Пернатые друзья.

Отряды птиц. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

Практика
Демонстрации: «Красная книга. Птицы».
Видеофильм «Птицы» .

Прослушивание голосов птиц средней полосы России.

Презентация «Птицы».

Практикум «Вопросы Почемучки» Игра «Кто, где живет?».

Рисунки птиц по сказкам. Наблюдения за птицами.

Мастерская «Кормушка для птиц»

Составление презентаций. Мини исследования.
8.Итоговые занятия в конце учебного года. Экологический марафон. Неделя детского творчества.
9.Культурно-массовые мероприятия

Экологический светофор.

Путешествие по царству Гигиены.

В гостях у Берендея.

Маленькие тайны большой компании.

Литература
Для педагога


  1. Непомнящий Н.Н.100 великих загадок живой природы. – М.: Вече, 2007.

  2. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  3. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

  4. Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10

  5. Ресурсы Интернета


Для детей:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО « Астрель»: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999