|
Урок. В рыцарском замке. Цель и задачи учебного занятия
класс
|
6Б 6А
|
Учебная тема, название учебного занятия
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне.
Урок. В рыцарском замке.
|
Цель и задачи учебного занятия
|
Доказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
-
Образовательная: познакомить учащихся с организацией жизни рыцарства, их местом на феодальной лестнице, культурными и военными традициями.
Развивающая: развивать навыки работы с иллюстративным материалом, схемами.
Воспитывающая: продолжать воспитывать уважение и интерес к культурным ценностям других эпох, возможностью их применения в современном мире.
|
Тип и вид учебного занятия
|
Комбинированный урок
Групповая работа.
|
Методические приёмы
|
Рассказ учителя, беседа, работа в группах, работа с иллюстрациями учебника и презентации.
|
№
|
конспекта учебного занятия
|
|
I.Организационный момент Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать тему: Феодалы и крестьяне.
II.Мотивация познавательной деятельности. Коварный вопрос: по какой лестнице нельзя ходить? (по феодальной лестнице)
Слайд 1. Феодальная лестница.
- кто был сеньором короля? (господь Бог)
-кто из феодалов не являлся одновременно и сеньором, и вассалом? (рыцари)
В бою отважный рыцарь,
Он свой прославил меч,
Сильнейшие герои
С ним опасались встреч.
-что вы знаете о рыцарях? (где жили, что ели, чем занимались)
-а что бы вы хотели узнать еще?
-давайте сформулируем тему урока.(о рыцарях, в рыцарском замке, жизнь рыцарей).
-Давайте запишем тему урока в тетрадь. (Ученики в тетради рисуют таблицу):
План урока
|
Что узнали
|
Хотим узнать больше
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Актуализация необходимых знаний.
Слайд : План урока.
Эту таблицу мы будем заполнять в течение урока.
V. Организация познавательной деятельности
Слайд
Замок- это жилище феодала и его крепость.
-посмотрите на слайды и ответьте на вопросы:
-Из чего строились замки? - из камня.
- где строились замки? на острове или на возвышенном месте.
-что такое донжон? самая высокая башня.
Групповая работа: представим, что мы рыцари. Сейчас вы разделитесь на 2 отряда и выберите главных рыцарей, которые будут отвечать за выполнение задания
Задание по группам:
Группа 1 – подумайте и скажите, как бы вы действовали, если бы хотели овладеть замком? Трудно ли было это сделать?
Группа 2 – подумайте и скажите, как бы вы обороняли свой замок? Что бы вы для этого использовали?
( из параграфа 12 п.1 выписывают ответы на задания)
Заполняют в тетради таблицу:
Молодцы! Справились с заданием! Вывод: замок - это крепость феодала.
Снаряжение рыцаря. Слайд
-замок феодалов был хорошо укреплен и защищен.
- а какое снаряжение было у рыцаря?
Рассказ учителя:
Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом, а так же длинным копьем, нередко он пользовался также боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщением на конце. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Слайды Тело защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец( иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы-доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Слайд Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождал оруженосец и несколько, конных и пеших воинов. Конь и снаряжение стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым крестьяне.
- а сейчас я предлагаю вам побыть рыцарями.
- слайд о доспехах.
Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена
-а сейчас как вы думаете в чем была сила, а в чем слабость рыцаря как воина на поле боя? (1.неуязвим- железные доспехи, мощные удары2. Неповоротлив: упав с лошади не мог самостоятельно подняться).
Вывод: рыцарь был хорошо вооружен и защищен, но был неповоротлив и тяжел.
Доспехи рыцаря защищали его в бою от меча и копья.
Главное занятие рыцаря-война.
Воспитание рыцаря слайд
- как вы думаете, любой человек мог стать рыцарем?
- а почему феодалы готовились к военной службе с детства?
- какой единственный в жизни удар мог получить рыцарь , не ответив на него?
-как вы думаете, чем в основном занимались рыцари?
Вывод: рыцари готовились к посвящению с 7 лет, до 15 прислуживали феодалу, потом были оруженосцами и только после длительной службы или воинских подвигов становились рыцарями.
Герб, флаг, девиз. слайд с изображением рыцарей.
- как вы думаете что изображено на слайде?
- все рыцари облачены в доспехи, забрало опущены. Как можно их различить? По изображению на щите.
- как правило на щите был изображен герб.
Герб— эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Изучением гербов занимается геральдика.
На каждом гербе был девиз – краткое изречение.
Что вы можете сказать о рыцарях, у которых были такие девизы:
«Исполнить или умереть»
«Лучше смерть, чем бессилие»
- а как в бою рыцари определяли местоположение своего командира?
Слайд . Как вы понимаете данное высказывание рыцаря «Позор и срам мне страшны - не кончина», взятое из произведения «Песнь о Роланде» (XI - XIIвв.)?
Давайте обратимся к тексту учебника стр.98, и ответим на вопросы:
- Какими качествами обладал рыцарь?
- Что представлял из себя кодекс рыцарской чести?
- Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?
- Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?
Слайд . Задание послушайте отрывок из немецкой поэмы XII века «Кудруна» и ответьте на вопросы:
- Какими качествами обладал данный рыцарь?
- Можно ли его назвать идеальным? Докажите свое мнение фразами из текста поэмы и необходимыми рыцарскими качествами?
Вывод: у каждого рыцаря был свой герб, девиз, флаг. Рыцари жили по кодексу рыцарской чести.
План урока
|
Что узнали
|
Хотим узнать больше
|
1.Замок феодала.
|
донжон
|
|
2.Снаряжение рыцаря.
|
Кольчуга, латы, шлем, забрало, меч, копье, щит, палица.
|
|
3.Воспитание рыцарей.
|
Посвящение в рыцари в 21 год
Благородство
неграмотные
|
|
Герб, девиз, флаг.
|
Девиз-краткое изречение
Герб-отличительный признак.
|
|
V.Подведение итогов: VI.рефлексия. Что понравилось на уроке? Что было трудным? Хотели бы вы узнать о рыцарях больше?
VII.Домашнее задание: Параграф 11. Творческие задания: нарисовать рыцаря, замок, или рыцарский герб, придумать девиз
|
|
|
|