|
Методическая разработка урока по истории Отечества в 9 классе с применением на этапе актуализации знаний метода Шольца. Тема урока: «Подготовка Советского Союза и Германии к войне» Цель
Маса Н.Ю.Методическая разработка урока по истории Отечества в 9 классе с применением на этапе актуализации знаний метода Шольца.
Тема урока: «Подготовка Советского Союза и Германии к войне»
Цель: сформировать представление об основных чертах внешней политики СССР накануне второй мировой войны; показать наличие проблем во внешней политике, приведших к заключению пакта Молотов – Риббентроп, нарастание неизбежности войны между Германией и СССР; проанализировать состояние вооружённых сил СССР и Германии к 22 июня 1941 г.
Продолжить работу над формированием умений: рецензировать устный ответ, анализировать историческую информацию в различных знаковых системах, составлять тезисы ответа, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, обобщать.
Продолжить работу по воспитанию патриотизма, неравнодушного отношения к отечественной истории.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: план «Барбаросса», блицкриг, всеобщая воинская повинность, суммарная мощь войск Германии и её союзников.
Персоналии: С.К. Тимошенко – народный комиссар обороны; Г.К. жуков – начальник Генштаба.
Этапы
урока
|
Содержание и методы работы учителя
|
Ожидаемый результат
|
1. Орга-низация
|
Подготовить класс по методике Шольца: доски, фломастеры, мел, расставить стулья.
|
2. Актуа-лизация знаний
|
1) У доски и за партами (7 человек) отвечают письменно по вопросу:
|
Какие мотивы подтолкнули руководство СССР к заключению пакта о ненападении и секретного протокола к нему?
В это же время:
|
Учащиеся называют:
1) неудача переговоров с Англией и Францией;
2) оттянуть начало войны;
3) избежать войны на втором фронте (с Японией);
4) разграничение сфер влияния в Европе с Германией.
|
2) 1-2 учащихся отвечают на вопросы к документам (с. 177-178 учебник Н.В. Загладин и др. «История Отечества.XXв.):
|
Учащиеся называют:
|
а) Что понимается под термином «территориально-политическое переустройство»?
|
- изменение статуса суверенных государств, захват территорий.
|
б) Какие сферы влияния Германия признавала за СССР?
|
- Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Восточная Польша, Бессарабия.
|
в) Какими методами СССР добивался своих целей?
|
- применение угрозы силы.
|
3) а) монологическое сообщение о пакте Молотова – Риббентропа:
|
Акцентировать внимание класса на причинах заключения пакта и его последствиях.
|
Прослушав сообщение, учащиеся сделают вывод.
|
б) Если нет сообщения:
|
1 учащийся из класса рецензирует записи на доске и делает вывод о причинах пакта и его последствиях.
|
Этапы
урока
|
Содержание и методы работы учителя
|
Ожидаемый результат
|
3. Изучение нового материала
(анализ текста учебника)
|
1) Дипломатические манёвры:
Итак, один из результатов пакта для СССР –передвижение границы на 250 км на запад, а для Германии – развязывание войны в Западной Европе.
Задать вопрос: Какая ситуация сложилась в Западной Европе к лету 1940г.? Если не вспомнят, то направить к тексту учебника, с.179.
|
Учащиеся вспоминают знания по всемирной истории и читают учебник (с. 179), отвечают на вопросы:
- какие страны Германия захватила в Западной Европе весной-летом 1940 г.?
- какие методы Гитлер решил использовать для завоевания Англии?
- почему не состоялось присоединение СССР к Тройственному пакту?
|
2) План «Барбаросса» (рассказать коротко)
|
Оцените реальность этого плана (если трудно – с. 180 сверху)
|
Наглядность: первая цветная вкладка, карта «Образование СССР».
|
На что же рассчитывал Гитлер, если его план выглядит авантюрой с самого начала?
Учащиеся делают выводы:
а) внезапность
б) проблемы в Красной Армии(репрессии)
в) непопулярность сталинского режима
г) межнациональные конфликты – взрыв национализма
|
3) Подготовка СССР к войне:
а) увеличение военной продукции, программа перевооружения должна была закончиться в 1942 г.
|
Анализ данных таблицы о состоянии вооружений к началу ВОВ: сравните суммарную мощь Германии и её союзников с СССР (механизированные соединения на стадии формирования)
|
б) введение всеобщей воинской повинности и ужесточение трудовой дисциплины – отмена выходных с лета 1940 г.
в) урегулирование отношений с Японией, договор о нейтралитете апр. 1941 г.
|
|
4. Обобщение и домашнее задание
|
Д/З: § 23 (в. 1 – 3*), приготовить сообщения о битвах ВОВ для выступления на следующих уроках.
|
Сделаем вывод: в какой степени СССР был готов к войне с Германией. Каковы факторы слабости и силы?
|
|
|
|