Главная страница

Роль игры на логопедических занятиях (из опыта работы)


Скачать 57.9 Kb.
Название Роль игры на логопедических занятиях (из опыта работы)
Дата 12.02.2016
Размер 57.9 Kb.
Тип Документы

РОЛЬ ИГРЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ (из опыта работы).

О роли игры в жизни ребенка писали еще великие педагоги прошлого Ж. Руссо, К. Ушинский, А. Макаренко.

Игра на моих коррекционных занятиях является и методом, и формой обучения младших школьников. Мною подобрано большое количество разнообразных по содержанию игр, картотека ежегодно пополняется, на каждое занятие обязательно включаю одну из них.

Используя игру в педагогическом процессе, стремлюсь перенести радость от игровой деятельности в радость учения. Всегда с готовностью делюсь своей методической копилкой с учителями начальных классов, т.к. работая с ними в тесном контакте, извлекаем из нашей работы одну цель: помочь ребенку учиться с желанием и дать ему качественное обучение.

Хотя в последние годы и появилось много специальной литературы, но логопеды и учителя испытывают большие трудности в оснащении своих кабинетов дидактическими играми, в этом я убедилась на собственном опыте. Поэтому связь через интернет с коллегами, практикующими логопедами, обмен опытом это великое дело, за что большое спасибо организаторам и создателям сайтов для учителей логопедов. Заимствую у своих коллег для себя что-то новое, особенно яркий наглядный материал, который потом использую по-разному на своих занятиях.

За годы своей работы я пыталась по-разному систематизировать собранные мною материалы, и считаю наиболее целесообразной систематизацию игр и наглядных пособия в привязке к лексическим темам.

Логопеды практики согласятся со мной, что с помощью игры в большей степени развивается и устная, и письменная речь ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи.

В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.

Каждая игра и игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается по возможности сюжетом в соответствии с изучаемой лексической темой

При демонстрации наглядного материала использую «липучки», магниты, фланелеграф, что позволяет использовать его в разных местах логопедического кабинета, находя более выгодное: на доске, съемных стендах, наборном полотне.

Предлагаю вам небольшую часть моей игротеки в представленных фрагментах уроков.

  1. Тема: «Деление слов на слоги» (закрепление). (Стук в дверь). Логопед: «Кто это? Давайте откроем дверь!»

(логопед заносит закартонированную фигурку гнома с сундучком). Это ГНОМ, наш с вами гость, Посадим его на почетное место. В его сундучке много слов картинок и он предлагает вам поиграть в игру «Отгадай». Сейчас я достану из сундучка несколько, посмотрю их и хлопну в ладоши столько раз, сколько в них слогов, вы же попробуете их отгадать и дать ответы нашему гостю (использовать 3 или 4 картинки). Логопед по очереди отхлопывает количество слогов в каждой картинке и на доске демонстрирует карточку схему, который дает детям Гном в качестве подсказки (в схеме используются полоски и кружочки по количеству букв в слове)

Такой схеме может соответствовать много слов, и многие из них вы уже назвали Молодцы! А теперь будьте внимательны, Гномик вытащит из своего волшебного сундучка картинку, я вам ее показываю, а вы отчетливо произносите это слово, сразу разделяя его на слоги (.3 или 4 картинки). Картинки выставляются по мере их называния сверху над доской. Сейчас же вы все в тетради, а 1 человек у доски запишите слова в виде схем.

2.Тема: Слова признаки. Игра «Игрушечный магазин».

Логопед : «Сегодня мы с вами отправляемся в игрушечный магазин, где каждый может выбрать себе любимую игрушку. Девочки любят играть в куклы, а у мальчиков есть свои, в которые они любят играть (на фланеграф вывешиваются картинки с игрушками.

Какие игрушки вы себе выберите? (дети подходят и снимают картинки).

Учащимся даются указания рассказать о своей игрушке, описав ее (игрушка какая?) Кукла: красивая, большая, пластмассовая. Волосы у нее :.длинные, пушистые, мягкие и т.д.

3.Тема: Слова признаки. «Сказочные герои пришли на урок».

Логопед загадывает детям загадки о сказочных героях.

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё,
А ну подскажи, как звали её?
(Красная шапочка.)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
(Буратино.)

Меня назвали странной игрушкой безымянной
К которой в магазине никто не подойдет...
(Чебурашка.)

(На фланелеграф поочередно прикрепляются фигурки героев)

Дети вместе с логопедом выделяют характерные черты сказочных героев (Красная шапочка – добрая, любит бабушку и маму, смелая; Буратино – веселый, жизнерадостный, смелый, ловкий; Чебурашка – добрый, спокойный, хороший друг и т.д.).

4 Игра «Нелепица». Данная игра может быть использована на фрагментах любых тематических уроков. Она предназначена для развития психических процессов. На фланелеграфе составляются разные нелепые картинки (грибы растут на дереве, ежик летает в облаках, летом дети катаются на лыжах и т.д.). Дети исправляют картинки на фланеграфе, убирая детали или меняя их. Рассуждают, что неправильно и почему.

Фланелеграф на своих занятиях я использую очень часто. Любая картинка на нем как бы оживает, предметы можно обыгрывать в различных ситуациях. С помощью фланелеграфа можно подвести ребенка и к пониманию сначала простого сюжета картины, а потом и более сложного. Учащимся легче понять сюжет, который на его глазах и создается.

5. Тема: Транспорт.

В этой игре участвуют таз с водой, счетные палочки, из которых выкладывается железная дорога. Дети выбирают игрушки, изображающие транспорт и выясняют как все это передвигается (по воде, по воздуху, по дороге, по железной дороге). Затем перемещают водный транспорт в таз с водой, железнодорожный на «рельсы», наземный на «дорогу», воздушный подвешивают на ниточках. Все действия сопровождаются речью (отрабатываются слова действия).

6. Тема: Предлоги. Игра «Куда села птичка». Птичка магнит садится по просьбе логопеда при действии ребенка НА стул, ПОД шкаф, В окно и т.п.

Картинки магниты размещаются на магнитной доске. Одновременно отрабатывается и тема Мебель».

7. Тема: Дифференциация звуков. «Волшебные часики». У каждого ребенка картонные часы со стрелками, на которых указаны цифры и звуки. Логопед останавливает вращающую стрелку напротив одного из звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова , в которых данный звук находится в середине и в конце. Сосед по парте переводит стрелку на одну из цифр, и ребенок должен повторить это слово столько раз, на какой из них стрелка остановилась.

8. Тема: Дифференциация звуков. «Рассели животных».

На рабочем столе логопеда стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

9. Тема: Автоматизация поставленных звуков в связной речи.

На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим интересом вспоминают содержание рассказа).

10 . Тема : Гласные и согласные звуки. “Мы пришли в гости ”. На магнитной доске 2 человечка: красный и синий, которых зовут Гласный и Согласный. Один к другому приходит в гости, “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.

Это далеко не все игры, используемые в моей работе по устранению устной и письменной речи. Они помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Торговичева Ольга Валерьевна

МОУ «Большереченская СОШ №1, Омской области