Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте
в старшей группе для детей с ОНР
"Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»"
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепление навыков правильного произношения звуков [С] и [Ш] в речи.
- Обучение детей давать сравнительную характеристику звуков [С] и [Ш].
Коррекционно – развивающие:
- Обучение детей умению дифференцировать звуки [С] и [Ш].
- Развитие фонематического слуха.
- Тренировка речевого дыхания (сильная воздушная струя).
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие речи, мышления, внимания.
Коррекционно – воспитательные
- - Воспитание доброты и стремления к взаимовыручке.
Материал и оборудование. Ширма-карта с изображением речки, яблони, печки. Картонные фигурки девочки, мальчика и гусей-лебедей на магнитах. Печка и картинки с изображением солнца, снежинки и стрелок, направленных вверх и вниз. Яблоня и яблоки из ткани, на обратную сторону которых липучкой прикреплены картинки. Две тарелки, на которые прикреплены буквы С и Ш. Речка из ткани и бревнышки из картона с написанными на них буквами С и Ш. Домик – избушка на курьих ножках. Картинки по сюжету сказки. Корзина с яблоками.
Ход НОД
Орг. момент.
Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. В пути мы будем выполнять задания, чтобы помочь сказочным героям. Устроимся поудобнее и послушаем сказку «Гуси-лебеди». (Дети садятся на стулья.)
Жили-были муж с женой, и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу, никак не может найти братца. Поможем ей, ребята? Но сначала давайте посмотрим, какой путь нам предстоит (Логопед указывает на ширму-карту.) Дети перечисляют предметы, изображенные на карте. (Печка, яблоня, речка, избушка на курьих ножках.)
Осн. часть.
Логопед. Посмотрите ребята – а вот и печка стоит у дороги. (Указывает на печку.)
- Матушка-печка, покажи нам дорогу к бабе-Яге!
- С удовольствием, но сначала помогите мне. Не горит у меня огонь, не могу я пирожки испечь. Разожгите огонек, чтобы я смогла испечь пирожки.
- Ребята, подуйте на угольки. Когда мы произносим звук [с], где находится язычок? (Внизу, за нижними зубками.) А где находится язычок, огда мы произносим звук [ш]? (Наверху, за верхними зубками.) Если увидите карточку со стрелочкой, направленной вниз, то дуйте со звуком [с], а если увидите карточку со стрелочкой, направленной вверх, то дуйте со звуком [ш].
А теперь поднесите кисть к ротику. Подуйте со звуком [с]. Какая воздушная струя? (Холодная.) Подуйте со звуком [ш]. Какая воздушная струя? (Теплая.) Если увидите карточку со снежинкой, то дуйте со звуком [с], а если увидите карточку с солнышком, то дуйте со звуком [ш].
- Молодцы, ребята! Вы мне помогли разжечь огонь, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда!
Логопед. Посмотрите ребята – а вот яблоня стоит у дороги. (Указывает на яблоньку.)
- Яблоня-матушка, помоги нам, укажи дорогу к Бабе-Яге!
- Выполните мое задание, тогда и помогу, - сказала яблоня. – Соберите мои яблочки.
- А яблочки, ребята не простые, а волшебные. На обратной стороне каждого яблочка – картинка. Если в названии картинки слышится звук [с], то яблочко кладем в тарелку с буквой, обозначающей звук [с], а если в названии картинки слышится звук [ш], то яблочко кладем в тарелку с буквой, обозначающей звук [ш]. ) (Дети срывают с яблони яблоки.)
Физминутка. Дети выходят на ковёр и выполняют движения, соответствующие словам логопеда.
Яблонька, яблонька выросла в лесу.
(Ходят по кругу.)
К яблоньке, к яблоньке в гости я приду.
(Идут к яблоньке.)
Ветерок качает веточки её,
(Поднимают руки вверх, покачивают ими.)
А листочки шепчут: «Как нам хорошо!»
(Перебирают пальцами.)
Наберём мы яблочек, угостим друзей,
(Опускают руки, приседают.)
Громко, громко скажем мы «спасибо» ей!
(Наклоняются вперёд.)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда!
Встретилась детям на пути молочная речка - кисельные берега.
Логопед. Посмотрите ребята – а вот речка, да не простая, а молочная речка-кисельные берега. (Указывает на речку.)
Речка-матушка, спрячь нас.
Перекиньте мостик, по которому можно пройти, - сказала речка, - тогда и помогу.
Поможем девочке, выполним задание речки.
- Для того чтобы перекинуть через речку мостик, нужно придумать слова со звуками [с] или [ш]. Эти слова должны обозначать то, что можно приготовить из молока. Если в придуманном слове есть звук [с], то берем бревнышко с буквой, обозначающей звук [с], а если в придуманном слове есть звук [ш], то берем бревнышко с буквой, обозначающей звук [ш]. (Дети придумывают слова, например, каша, простокваша, суп, сметана, сливки, сыр, масло, и строят мостик через речку.)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда!
Логопед. Ребята, а вот и избушка бабы-Яги. А вот и сама баба-Яга.
- Выполните мое задание, - сказала баба-Яга, - тогда отпущу мальчика. Придумайте предложение, чтобы в этом предложении были слова со звуками [с] и [ш]. (Дети придумывают предложения: Машина едет по шоссе. Саша варит кашу. Даша сварила молочный суп.)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием, отпущу я мальчика подобру-поздорову.
Логопед. Дети благополучно добрались до дому. А тут и родители приехали.
Итог.
Давайте вспомним всю сказку от начала до конца и разложим соответствующие картинки. (Гуси-лебеди унесли мальчика на крыльях. Потом девочка побежала искать своего братца, спрашивала дорогу сначала у печки, потом у яблоньки и затем у речки.)
За то, что вы все задания выполнили и помогли сказочным персонажам, яблонька приготовила вам в подарок полную корзину яблок. На этом наше путешествие в сказку закончилось, а вместе с ним и наше занятие.
|