|
ПТЕНЕЦ
На выявление степени зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую.
Что делать птенцу?
Нормальные ответы
"Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку",
"Полетит к маме, потому что испугался",
"Полетит к папе, потому что он сильней",
"Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".
Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.
Ответы, требующие внимания
"Не умеет летать, поэтому останется на земле",
"Попытается взлететь, но у него ничего не получится",
"Погибнет во время падения",
"Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)",
"О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и т.д.
При негативных ответах ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.
Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.
Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности - в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.
Другой фактор формирования независимости - в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период - отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя "большим". Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.
Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.
ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ
Для выяснения того, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать - отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.
Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад.
Что произошло, почему он ушел?
Типичные нормальные ответы.
"Пошел за цветами для мамы",
"Пошел немного поиграть",
"Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один",
"Ему надоело находиться на празднике",
"Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)".
Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.
Ответы, на которые следует обратить внимание.
"Ушел, потому что разозлился",
"Хотел остаться один",
"Ему стало грустно (одиноко)",
"Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти".
При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.
При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.
|
|
|