Главная страница

Название методики


Скачать 1.29 Mb.
Название Название методики
страница 2/15
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЕТОДОМ ЛЮШЕРА


Исследование адаптации методом Люшера - определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.

         

         

Инструкция

1. Посмотри внимательно и ответь на вопросы, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.
2. А дома в выходные дни?
3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?
4. А когда отвечаешь у доски?
5. А перед контрольной или проверочной работой?
6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?
7. Когда с учителем разговариваешь?

            А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям


При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.
При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.
При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).
При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение "позиции ребенка".

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.
Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.
Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

Интерпретация результатов

ЦВЕТ

Красный

Желтый

Зелёный

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Чёрный

Серый

Место цвета
в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета
в выборе ребёнка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2

ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 +1 + 3 + 2= 18

20 < ЭС < 32 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 < ЭС < 18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 < ЭС < 8 - преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Анализ

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях "самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем" - ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета - 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого - 1 балл.

Высокий уровень адаптации: ответы ребенка оцениваются в 6-7 баллов - общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Средний уровень адаптации: ответы оцениваются в 4-5 баллов - возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Низкий уровень адаптации: ответы оцениваются в 0-3 балла - у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ


Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1. Вариант "А" - для девочек, Вариант "Б" - для мальчиков)



Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.

ИДЕТ ПОКАЗ КАРТИНОК.























Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации.
Показателями дезадаптации могут выступать:

  • общее негативное отношение к школе;

  • нежелание ребенка учиться и посещать школу;

  • проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем;

  • установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др.

         Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе.

         Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку № 1, так как она является тренировочной, и № 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. В нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь, потому что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую очередь, потому что ответы учащихся на картинку № 12 не всегда были положительными. Более того, многие дети неправильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по-своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными.
         Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда указывают на тревожность. Например, картинка № 8 (ребенок делает уроки). По нашему мнению, такие ответы, как "он грустный, потому что сломался телевизор", "он грустный, потому что один и ему скучно", не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают никаких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах.
         Однако бывает и наоборот: положительные ответы "он веселый, потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу", "он веселый, потому что кончился урок и можно поиграть на перемене", "он веселый, потому что не задали уроков" также не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у ребенка тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Кроме того, такие ответы являются показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит, он не готов к обучению в школе и постепенно появляющиеся учебные трудности впоследствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности и дезадаптации.

Картинка № 1. Эту картинку можно использовать для анализа взаимоотношений родителей и детей: насколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него никакого внимания. Многие дети дают позитивное толкование этой картинке: "мальчик радуется, потому что идет гулять с мамой и папой", "у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения", "у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу". Такие ответы оцениваются в 1 балл. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: "у него грустное настроение, он не хочет идти в школу", "мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет". Такие ответы оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 2. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: "настроение веселое, в школу идет, учиться хочет", "радостно идет в школу", "ей нравиться ходить в школу", "у нее плохое настроение, она болеет и не может идти в школу" оцениваются в 1 балл. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 0 баллов: "ему грустно, он не хочет идти в школу", "не хочет в школу идти, там неинтересно", "я ухожу из школы, не хочу учиться". Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Также выделяется ряд нейтральных ответов: "настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет", "ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить", "настроение хорошее, она разговаривает с мамой", "смотрит вверх и считает". Эти ответы оцениваются следующим образом: если ответ положительный, ставится 1 балл, если ответ отрицательный - 0 баллов.

Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимовяЯошения между детьми - умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными: "он играет, ему весело", "он бегает", "он забивает гол" - 1 балл. Отрицательные ответы типа: "ему грустно, он не смог поймать мяч" - не являются показателями тревожности. В данном случае 0 баллов ставится за ответы: "ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить", "мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам", "ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть", "настроение грустное, трое против одного - нельзя".

Картинка № 4. Женщина, нарисованная на этой картинке, чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: "гуляет с мамой", "мама его хвалит", "мама тянет к ней руки, чтобы обнять" - 1 балл. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа - ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: "мама ругает, неправильно уроки сделал", "плохо учился, мама ругает", "мама ругает за то, что не получил пятерку", "мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет", "она не хочет идти в школу", оцениваются в 0 баллов. Вторая группа - нейтральные ответы: "мама ругает, она далеко ушла от дома", "мама ругает за то, что разлила воду", "мама ругает за то, что уронила цветок", "на него тетя ругается", они оцениваются как положительные.

Картинка № 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке, некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Поэтому ответы, не относящиеся к учителю и к учебной ситуации, можно считать нейтральными и оценить в 1 балл. Это такие ответы: "мама говорит "пошли домой", а он не хочет", "к ней пришли в гости, она радуется", "мама просит сделать что-то", "мама дает деньги, чтобы сходить в магазин". Тем не менее в некоторых ответах детей можно было обнаружить школьную тревожность. "Учительница спрашивает: "Где твой портфель?" - и ругает его", "учитель ругает ее, она плохо занималась", "настроение веселое, она балуется", "у него настроение хорошее, его не ругает учитель", "ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать", "он обиделся на учителя, он его ругает". Такие ответы оцениваются в О баллов. Ответы, которые оцениваются в 1 балл: "учительница зовет к себе детей", "ей весело, она разговаривает с учителем", "они учатся", "они хотят учиться хорошо".

Каринка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 1 балл: "они хотят учиться хорошо", "он много читает", "сидит за партой хорошо", "он в школе, он всему учится", "она сидит на уроке". Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, оцениваются в 0 баллов: "она учится, ей трудно", "у нее плохое настроение, она не то написала", "настроение пяаиое, неправильно держит руки за партой", "не знает, что писать", "не хочет заниматься", "настроение плохое, устал.

Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. Большинство детей с низкой адаптацией рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: "он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал", "она стоит в углу, она порвала листы у учителя", "его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал", "все читают, а он стоит в углу, обзывается", "в угол поставили за то, что он не слушался". Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. Они оцениваются в 0 баллов, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: "настроение плохое, она не хочет отдавать работу, потому что плохо написала", "она боится, ей могут поставить "двойку", "одной девочке дали книжку, а ей нет". Положительные ответы детей выглядят так: "он с учителем разговаривает", "его похвалил учитель", "им ставят оценки", "учитель проверяет уроки и хвалит", "она получила "5" - 1 балл. Остальные ответы, не связанные с учебной деятельностью, считаются нейтральными и оцениваются по знаку.

Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: "она не хочет заниматься", "его заставляет мама делать уроки", "она грустная, ей могут поставить "2", "она не смогла сделать уроки". За подобный ответ ставится 0 баллов. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: "он пишет, ему нравится", "она сделала уроки на "5", "он сидит, занимается", "у него хорошее настроение, он читает", "он учится дома", "настроение хорошее, она делает уроки" - 1 балл. Некоторые дети давали ответы, не связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: "она дома рисует", "настроение веселое, потому что выходной", "телевизор смотрит", "ей грустно, она дома одна", "смотрит мультики", "он один и ему скучно", "ему грустно, телевизор не работает". Эти ответы являются нейтральными и также оцениваются.

Картинка № 9. Здесь также большое значение имеет тщт каком ребенке (стоящем в стороне или разговаривающем) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: "с ним никто не общается, он двоечник", "они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал", "с ней не играют", "ей не дали шоколад, с ней не поделились", "от нее отвернулись одноклассники", "девочки выгнали ее из игры", "он обиделся", "с ним никто не играет и не дружит". Эти ответы оцениваются в 0 баллов, поскольку страх- первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит, он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей дезадаптации. Остальные ответы: "они разговаривают", "она играет с девочками", "он знакомится с мальчиками", "он с мальчиком играет" - оцениваются в 1 балл.

Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую - тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: "у него грустное лицо, он не знает ответа", учитель просит нарисовать, а он не знает, что", "учитель ругает его за то, что он баловался на уроке", "у него печальное лицо, он боится, что не получится задание", "учитель ругает за то, что она уроки не сделала", "учитель говорит уроки делать, а он не делает", "учитель заставляет ее писать, а она не хочет", "учитель ругает". Они оцениваются в 0 баллов. Ответы, оцениваемые в 1 балл, давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: "учитель говорит ей что-то хорошее", "вышел к доске решать задачу", "она отвечает на вопрос", "она отличница", "у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске", "учитель его учит", "ему интересно отвечать", "ее похвалили за уроки", "он хочет писать на доске".

Картинка № 11. По данной картинке нельзя вы-явить наличие школьной тревожности у ребенка. Но поскольку первоклассник - это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности имеет для исследования большое значение. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и неуспеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 1 балл, отражают ситуацию успеха: "ему купили игру", "он строит", "к ней придут гости и будут с ней играть", "она сидит дома и играет", "у нее нет уроков". А отрицательные - ситуацию неудачи: "он раскидывает игрушки, не помогает маме", "не хочет заниматься", "настроение плохое, надо собирать игрушки", "она грустная, не смогла сделать игру", "он разбросал игрушки", "она сломала игрушки". Такие ответы оце-нивашцся в 0 баллов.

Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: "настроение грустное, много уроков задали", "она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет", "он невеселый, портфель бросил и пошел в класс", "ей грустно, она опоздала на урок", "она еле пришла в школу", "он грустный, забыл портфель", "сердится, не хочет учиться". Они оцениваются в 0 баллов.
Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 1 балл: "идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь", "рад, что идет домой", "одевается в школу, чтобы побыстрей учиться", "идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять", "идет домой делать домашнее задание". Также мы выделили группу нейтральных ответов: "она одела неправильно пальто", "портфель тяжелый", "ей рюкзак не поднять, она устала", "идет гулять с портфелем", "танцует", "нашел мамину сумку", "купил себе куртку", "меряет одежду".

Анализ


Количественный.
10-12 баллов - можно говорить о том, что школьной тревожности у ребенка не обнаружено.
7-9 баллов - уровень школьной тревожности нормальный.
0-6 баллов - наличие школьной тревожности.

Качественный.
Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.
Картинка № 1 - общение с родителями. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время.
Картинка № 2 - дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться.
Картинка № 3 - взаимодействие с детьми. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей.
Картинка № 4 - общение с взрослым (учителем). С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы.
Картинка № 5 - общение с взрослым (учителем). Ситуация аналогична предыдущей. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого.
Картинка № 6 - ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у которого тетрадь пуста.
Картинка № 7 - ситуация урока. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок говорит: "Он радуется, потому что ему поставили "5" или "Ему грустно, он получил "2". Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: "Его поставили в угол, он баловался".
Картинка № 8 - ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание.
Картинка № 9 - взаимодействие с детьми. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре.
Картинка № 10 - ответ у доски, Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя.
Картинка № 11 - ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре.
Картинка № 12 - возвращение из школы. Можно гонять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы.

Диагностика страхов


            Для диагностики наличия страхов, с ребенком можно провести опрос по следующей схеме: В начале задается вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься, далее задаются ниже перечисленные вопросы:

1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то других детей?
5. Кого-то из воспитателей (учителей)?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
13. Когда очень высоко?
14. В маленькой тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
23. Умрет кто-нибудь из близких?
24. Кошек, собак?
25. Тебе приснится страшный сон?
26. Умрет твой друг?
27. Летать на самолёте?

            На основе полученных ответов на вопросы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить к группе "риска" и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультироваться у психоневролога).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
"медицинские" (боль, уколы, врачи, болезни) - №2, №18, №19, №20, №21, № 22;
страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война) - №11, №12, №15, №16, №17;
страхи смерти (своей) - №3, № 23, № 26;
страхи животных и сказочных персонажей - №7, №10, №24;
страхи кошмарных снов и темноты -№8, №9, № 25;
социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества) - №1, №4, №5, №6,
"пространственные" страхи (высоты, воды, замкнутых пространств) - №13, №14, №27.

Можно подсчитать общий показатель наличия страхов у ребёнка, сложив положительные ответы по всем вопросам и рассчитав проценты.
100-75% - высокий уровень
40-74% - средний уровень
0-39% - низкий уровень

Можно определить наличие страхов по одному из показателей: если ребёнок даёт положительный ответ по какой-то группе, необходимо посмотреть, каков процент наличия страхов в данной группе, если он превышает 50%, стоит задуматься.
Кроме того, для того, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом и ещё можно провести тест на наличие тревожности.

Шкала явной тревожности CMAS


            Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.
            Шкала была разработана американскими психологами А. Castaneda, В. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J. А. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
            В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована A.M. Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Описание методики и проведения исследования

Инструкция: На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово ВЕРНО, если нет - НЕВЕРНО. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

 1.  Ты мальчик

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 2.  Тебе нравится играть на улице, а не дома.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 3.  Твой любимый урок - математика.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

Шкала CMAS


 1.  Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 2.  Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда что-нибудь делаешь.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 3.  Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 4.  Ты легко краснеешь.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 5.  Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 6.  Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 7.  Ты очень сильно стесняешься.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 8.  Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 9.  Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 10.   В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 11.   В глубине души ты многого боишься.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 12.  Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 13.    Ты боишься остаться дома в одиночестве.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 14.  Тебе трудно решиться на что-либо.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 15.  Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 16.   Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 17.  Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 18.   Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 19.   Тебя легко разозлить.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 20.   Часто тебе трудно дышать.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 21.   Ты всегда хорошо себя ведешь.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 22.   У тебя потеют руки.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 23.   В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 24.   Другие ребята удачливее тебя.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 25.   Для тебя важно, что о тебе думают другие.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 26.   Часто тебе трудно глотать.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 27.     Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 28.   Тебя легко обидеть.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 29.   Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 30.   Ты никогда не хвастаешься.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 31.   Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 32.   Вечером тебе трудно уснуть.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 33.   Ты очень переживаешь из-за оценок.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 34.   Ты никогда не опаздываешь.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 35.   Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 36.   Ты всегда говоришь только правду.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 37.   Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 38.   Ты боишься, что тебе скажут: "Ты все делаешь плохо".

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 39.   Ты боишься темноты.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 40.   Тебе трудно сосредоточиться на учебе.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 41.   Иногда ты злишься.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 42.   У тебя часто болит живот.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 43.   Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 44.   Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 45.   У тебя часто болит голова.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 46.   Ты беспокоишься, что с твоими родителям что-нибудь случится.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 47.   Ты иногда не выполняешь свои обещания.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 48.   Ты часто устаешь.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 49.   Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 50.   Тебе нередко снятся страшные сны.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 51.   Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 52.   Бывает, что ты врешь.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

 53.   Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

 ВЕРНО;  НЕВЕРНО

              Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста - 15-25 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Предварительный этап
Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только "верно" или только "неверно"). Как уже отмечалось, в СМAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ ("верно"), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников.
Для проверки следует использовать контрольную шкалу "социальной желательности", предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы "верно") или правосторонней (все ответы "неверно") тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и "верно", и "неверно"), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале "социальной желательности" (таблица приведена ниже).

Таблица.  Ключ к субшкале "социальной желательности" (номера пунктов CMAS)
Ответ ВЕРНО                                 Ответ НЕВЕРНО

5, 17, 21, 30, 34, 36                10, 41, 47, 49, 52


Критическое значение по данной субшкале - 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (таблица приведена ниже).

Таблица   "Ключ к субшкале тревожности"

Ответ ВЕРНО

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,

31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46. 48, 50, 51, 53


Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или оценку.

3. Первичная оценка переводится в шкальную (таблица ниже). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Таблица.   Тревожность. Перевод "сырых" баллов в стены

Стены

 Половозрастные группы (результаты в баллах)




        

7 лет  

8-9 лет

10-11 л.

12 лет




                      

девочки

мальчики

девочки

мальчики  

девочки  

мальчики  

девочки

мальчики

1

0 - 2

0 - 3

0

0 - 1

0 - 3

0 - 2

0 - 6

0 - 5

      2      

3

4 - 6

1 - 3

2 - 3

4 - 7

3 - 6

7 - 9

6 - 8

3

5 - 7

7 - 9

4 - 7

5 - 7

8 - 10

7 - 9

10 - 13

9 - 11

4

8 - 10

10 - 12

8 - 11

8 - 11

11 - 14

10 - 13

14 - 16

12 - 14

5

11 - 14

13 - 15

12 - 15

12 - 14

15 - 18

14 - 16

17 - 20

15 - 17

6

15 - 18

16 - 18

16 - 19

15 - 17

19 - 21

17 - 20

21 - 23

18 - 20

7

19 - 21

19 - 21

20 - 22

18 - 20

22 - 25

21 - 23

24 - 27

21 - 22

8

22 - 25

22 - 24

23 - 26

21 - 23

26 - 28

24 - 27

28 - 30

23 - 25

9

26 - 29

24 - 26

27 - 30

24 - 26

29 - 32

28 - 30

31 - 33

26 - 28

10

29 и более

27 и более

31 и более

27 и более

33 и более

31 и более

34 и более

29 и более

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (таблица ниже).

Таблица. "Характеристика уровней тревожности"

Стены

Характеристика

Примечание

1 - 2

 Состояние тревожности испытуемому не свойственно

 Подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного характера

3 - 6

 Нормальный уровень тревожности

 Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

7 - 8

 Несколько повышенная тревожность

 Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

9

 Явно повышенная тревожность.

 Обычно носит "разлитой", генерализованный характер

10

 Очень высокая тревожность

 Группа риска


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15