Главная страница

Название методики


Скачать 1.29 Mb.
Название Название методики
страница 7/15
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

СТРАХ


Один мальчик сказал себе тихо-тихо: "Как страшно!"
Как ты думаешь, чего он боится?



Обычные ответы.

"Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут";
"Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать";
"Боится темноты";
"Боится собаки";
"Ничего не боится, просто пошутил" и т.д.

Ответы, которые требуют внимания.

"Боится, что его украдут";
"Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть";
"Боится, что его оставят одного";
"Боится дьявола";
"Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать";
"Боится, что придет вор и ударит его ножом";
"Боится, что умрет мама (папа)" и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

СЛОНЕНОК


Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности.
Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.
            Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.
            У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?

      

Типичные нормальные ответы.

"Слоненок перекрасился в другой цвет";
"Слоненок вырос и стал большим";
"Слоненок написал в постель";
"Он ушел, потому что ему захотелось погулять";
"Он поранил ногу, и ему сделали гипс" и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

"У слоненка нет хобота, потому что его отрезали";
"Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот";
"Хобот ему мешает, и он не знает, что делать";
"Слоненок умер";
"Вместо слоненка оказалось другое животное" и т.д.
            Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.
            Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.
Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один - напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

ПРОГУЛКА


Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
            Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.
            Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика

            Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?

Вариант для девочки

            Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?



Типичные нормальные ответы.

"У него довольное лицо, потому что они вернулись домой";
"У него усталое лицо, потому что он был на работе";
"У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них";
"Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов";
"Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить"

Ответы, на которые следует обратить внимание.

"Ему плохо, потому что он заболел";
"Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного";
"Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома";
"Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли";
"Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться" и т.д.

            До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать - самая красивая и лучшая женщина на свете.
            Стремление безраздельно владеть предметом своей любви - матерью - и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу.
            Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.
            Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15