Главная страница

Название методики


Скачать 1.29 Mb.
Название Название методики
страница 8/15
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Документы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

Методика "Выбор картинок"  


Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию": Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.  

 Методика "Выбор картинок"     (предлагается с 6 лет).


Оборудование
15 картинок с изображением трех видов деятельности: игровой, трудовой, учебной ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Цели исследования
Выявление интересов, предпочитаемых видов деятельности (игровая, трудовая, учебная).

Процедура проведения
Перед ребенком произвольно раскладывают 15 картинок с изображением трех видов деятельности. Предлагают рассмотреть картинки, после чего дают инструкцию: "Возьми те картинки, которые тебе интересны". В качестве уточнения вопрос: "Чем бы тебе хотелось заниматься?"

Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и обдуманно подходят к выбору картинок. В 7 лет большая часть детей выбирает картинки, относящиеся к школе. Но в то же время в возрасте 6—7 лет еще могут быть не сформированы мотивы учебной деятельности. Это зависит от условий жизни и воспитания ребенка. В этих случаях проявляются игровые интересы и происходит выбор картинок с игровыми ситуациями или занятиями, знакомыми по собственному опыту и наблюдениям.

Дети умственно отсталые не понимают смысла задания, и уточняющие вопросы им не помогают. Они наугад берут картинки, называя, что на них изображено. Цели учебной деятельности в возрасте 6—7 лет ими не осознаются. Утвердительные ответы на вопросы: "Хочешь ли учиться?", "Хочешь идти в школу?" являются результатом воздействия взрослых. 

Дети с задержкой психического развития понимают задание, выбирая, как правило, картинки с изображением игровых ситуаций. Представления об учебной деятельности у них поверхностны, привлекает лишь ее внешняя сторона (портфель, обстановка классных комнат и т.д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ к методике.






ИЗУЧЕНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
с помощью проективной методики "НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА"


Эта методика используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка.

ИНСТРУКЦИЯ:

Нарисуй, пожалуйста, человека так, как ты умеешь.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла.
К основным деталям относятся: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.
1 балл ставится за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл.
За пластический способ изображения - 8 дополнительных баллов;
За промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) - 4 балла;
Если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла.
За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таблица отображения результатов обследования.



Фамилия, Имя

Критерии

Основные детали

Второстепенные детали

Дополнительные баллы

Общее
кол-во баллов

Уровень

г
о
л
о
в
а

т
у
л
о
в
и
щ
е

г
л
а
з
а

р
о
т

н
о
с

р
у
к
и

н
о
г
и

у
ш
и

в
о
л
о
с
ы

а
п
к
а)

б
р
о
в
и

р
е
с
н
и
ц
ы

ш
е
я

п
а
л
ь
ц
ы
(5
п.
+
1
б)

о
д
е
ж
д
а

с
т
у
п
н
и,
о
б
у
в
ь

П
р
о
п
о
р
ц
и
и

П
л
а
с
т
и
к
а
8 б.

П
р
о
м
е
ж.
4 б.

С
х
е
м
а
2 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПО МЕТОДИКЕ

ВОЗРАСТ

БАЛЛЫ

5,1-6,0

14-22

6,1-7,0

18-25

7,1-8,0

20-26

8,1-9,0

22-27

9,1-10,0

23-28

10,1-11,0

24-30

Анализ

Если рисунок ребенка соответствует норме, то никаких дополнительных баллов к общему баллу не добавляется. Если в рисунке ребенка обнаруживается отставание от возрастной нормы, то от общего балла в целом по исследованию отнимается еще 5 баллов.
Для детей, отстающих в интеллектуальном развитии нормативы устанавливаются в соответствии с набранными баллами. Из общего количества обследуемых детей выбираются те, у кого баллы имеют высокий результат, средний результат, низкий результат. Качественный анализ проводится в описательной форме: сколько процентов детей справились с заданием максимально, средне, кто не справился; у скольких процентов детей в рисунках отсутствуют детали.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15