|
Методика "Выбор картинок"
Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию": Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.
Методика "Выбор картинок" (предлагается с 6 лет).
Оборудование
15 картинок с изображением трех видов деятельности: игровой, трудовой, учебной ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Цели исследования
Выявление интересов, предпочитаемых видов деятельности (игровая, трудовая, учебная).
Процедура проведения
Перед ребенком произвольно раскладывают 15 картинок с изображением трех видов деятельности. Предлагают рассмотреть картинки, после чего дают инструкцию: "Возьми те картинки, которые тебе интересны". В качестве уточнения вопрос: "Чем бы тебе хотелось заниматься?"
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и обдуманно подходят к выбору картинок. В 7 лет большая часть детей выбирает картинки, относящиеся к школе. Но в то же время в возрасте 6—7 лет еще могут быть не сформированы мотивы учебной деятельности. Это зависит от условий жизни и воспитания ребенка. В этих случаях проявляются игровые интересы и происходит выбор картинок с игровыми ситуациями или занятиями, знакомыми по собственному опыту и наблюдениям.
Дети умственно отсталые не понимают смысла задания, и уточняющие вопросы им не помогают. Они наугад берут картинки, называя, что на них изображено. Цели учебной деятельности в возрасте 6—7 лет ими не осознаются. Утвердительные ответы на вопросы: "Хочешь ли учиться?", "Хочешь идти в школу?" являются результатом воздействия взрослых.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, выбирая, как правило, картинки с изображением игровых ситуаций. Представления об учебной деятельности у них поверхностны, привлекает лишь ее внешняя сторона (портфель, обстановка классных комнат и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ к методике.
ИЗУЧЕНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
с помощью проективной методики "НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА"
Эта методика используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка.
ИНСТРУКЦИЯ:
Нарисуй, пожалуйста, человека так, как ты умеешь.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
За каждую из основных деталей ставят по 2 балла.
К основным деталям относятся: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.
1 балл ставится за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл.
За пластический способ изображения - 8 дополнительных баллов;
За промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) - 4 балла;
Если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла.
За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
Таблица отображения результатов обследования.
№
|
Фамилия, Имя
|
Критерии
|
Основные детали
|
Второстепенные детали
|
Дополнительные баллы
|
Общее
кол-во баллов
|
Уровень
|
г
о
л
о
в
а
|
т
у
л
о
в
и
щ
е
|
г
л
а
з
а
|
р
о
т
|
н
о
с
|
р
у
к
и
|
н
о
г
и
|
у
ш
и
|
в
о
л
о
с
ы
(ш
а
п
к
а)
|
б
р
о
в
и
|
р
е
с
н
и
ц
ы
|
ш
е
я
|
п
а
л
ь
ц
ы
(5
п.
+
1
б)
|
о
д
е
ж
д
а
|
с
т
у
п
н
и,
о
б
у
в
ь
|
П
р
о
п
о
р
ц
и
и
|
П
л
а
с
т
и
к
а
8 б.
|
П
р
о
м
е
ж.
4 б.
|
С
х
е
м
а
2 б.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПО МЕТОДИКЕ
ВОЗРАСТ
|
БАЛЛЫ
|
5,1-6,0
|
14-22
|
6,1-7,0
|
18-25
|
7,1-8,0
|
20-26
|
8,1-9,0
|
22-27
|
9,1-10,0
|
23-28
|
10,1-11,0
|
24-30
|
Анализ
Если рисунок ребенка соответствует норме, то никаких дополнительных баллов к общему баллу не добавляется. Если в рисунке ребенка обнаруживается отставание от возрастной нормы, то от общего балла в целом по исследованию отнимается еще 5 баллов.
Для детей, отстающих в интеллектуальном развитии нормативы устанавливаются в соответствии с набранными баллами. Из общего количества обследуемых детей выбираются те, у кого баллы имеют высокий результат, средний результат, низкий результат. Качественный анализ проводится в описательной форме: сколько процентов детей справились с заданием максимально, средне, кто не справился; у скольких процентов детей в рисунках отсутствуют детали.
|
|
|