Консультация подготовлена
учителем-логопедом
МБОУ "СШ № 1" г. Смоленска
Ващенковой С.Н.
Учимся говорить, играя.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу…
Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли мы сделали для того, чтобы он учился с успехом? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
К пяти годам речь ребенка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять, а он не произносит отдельные звуки (''л'', ''р''), группу звуков (''с'', ''з'', ''ц'') или несколько групп звуков (шипящие заменяются свистящими – ''коска'' вместо ''кошка'', ''зук'' вместо ''жук'', ''сяска'' вместо ''чашка'', ''сётка'' вместо ''щетка''), звук ''л'' произносится как ''в'' (''вошка'' вместо ''ложка''), звук ''р'' картаво.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости коры головного мозга. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Помогите своему ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отработанных звуков.
Выполняйте домашнее задание в игре, с творчеством, интересом, весело и даже азартно. Материал в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат.
Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме.
Пальчиковая гимнастика
Упражнения для губ и выдоха
Упражнения для языка
-
Сочетание движений языка и выдоха
Голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.
Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.
Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!
Веселая гимнастика для пальчиков и язычка.
А как это делают кошка или собака? Они начисто вылизывают миску! Попробуй сделать так же!
Чаще всего родителям это не особенно нравится, однако детям доставляет
большую радость.
А можно подобрать с тарелки крошки кекса или шоколада, вылакать молоко, слизать с губ варенье, пить прямо из бутылки.
Какое отношение это имеет к обучению речи? Очень прямое! Ведь ловкость рук развивается параллельно с развитием речевых навыков. Уже на втором году жизни дети способны нанизывать крупные бусы на толстый шнур и затем вешать на себя красивое ожерелье.
Вытянутые губы; открытый рот; радостное, нахальное, злое, дикое выражение лица; лицо, как у ведьмы, как у слона, как у змеи, как у обезьяны – замечательная тренировка для мышцу рта. Делать это перед зеркалом – двойное удовольствие. Можно широко разинуть рот – настоящий лев!
Куколки надеваются на пальцы – и вот уже можно придумывать, рассказывать и показывать увлекательные истории. Двойной эффект6 ребенок учится разговаривать и делать точные движения.
Хорошо, когда мам дает поиграть своей губной помадой. Накрашенным ртом можно оставлять красивые следы поцелуев на носовом платке, на бумаге, на зеркале или на маминой щеке. Хорошее упражнение для мышц щек и губ, роль которых особенно важна при произнесении шипящих звуков.
Одновременно грызть одну ''солёную палочку'' – игра для двоих, развивающая подвижность губ и языка.
Свой конец печенья можно откусывать, если партнер крепко держит ртом противоположный конец.
Как только палочка или печенье съедены, берутся новые, (но не слишком много за один раз!).
Развивают воображение и тонкую моторику разные деревянные кубики и треугольники, из которых можно собирать различные фигуры, если наклеить на них липучую ленту.
Целовать, дуть, сосать, облизывать – все это развивает подвижность
языка и губ и способствует развитию речи.
Выдумывайте, творите, превратите учение в увлекательную игру!
|