|
Тема
|
Форма
|
|
|
IX
|
Азбука планирования министерства. Учёба министерства (актива)
|
Деловая игра
|
|
|
X
|
Методика проведения КТД - министерства. Учёба вожатского коллектива.
|
Круглый стол
|
|
|
XI
|
Атрибутика детской организации
|
Практикум
|
|
|
XII
|
Игровой практикум
|
Практикум
|
|
|
I
|
Методики проведения общественно-значимых акций
|
Деловая игра
|
|
|
II
|
Оформительский практикум (работа министерства по направлениям)
|
Мастер-класс
|
|
|
III
|
Организация деловых игр
|
Деловая игра
|
|
|
IV
|
Основы вожатского мастерства
|
Конкурс
|
|
|
V
|
Выборы «премьер-министра»
|
Сюжетно-ролевая игра
|
|
|
|
|
|
|
|
Программу предполагается проводить в форме сюжетно—ролевой игры. На весь учебный год школа объявляется республикой, а каждый класс — городом. В республике существует правитель «Премьер-министр». «Премьер-министр» выбирается путём общего тайного голосования, в котором принимают участие все участники образовательного процесса, учителя и родители. «Премьер-министром» становится каждый старшеклассник, подавший заявку и предоставивший свою предвыборную программу (программу действий Совета старшеклассников на ближайший учебный год. В результате выборов определяется «Премьер-министр» и штат его чиновников: министр науки и образования, министр культуры и искусства, министр труда и социальной защиты, министр физкультуры и спорта, министр печати и информации, министр финансов. Высшим органом управления является конференция, которая созывается не реже 1 раза в год, на которой присутствуют все члены коллектива Совета министров, родительского комитета и администрации школы. Решение конференции вступает в силу, если за него проголосовало более половины членов коллектива. Заседание совета министров 2 раза в месяц. Работу совета министров осуществляет стратегический корпус, в который входит по одному представителю (мэру) из каждого города. Органы управления: Премьер–министр, Совет Министров. Мы создали модель маленького государства. В республике СМИД сами выбираем органы управления, ввели единую валюту Арбатцев «ЕВА». Мы не только играем в демократию – мы учимся демократии. Основным документом является учётная книга министра финансов и чековая книжка городка.
Премьер - министр
Координирует деятельность органов самоуправления; назначает министров; имеет право председательствовать на заседаниях правительства, на Общем сборе; представляет школу перед общественными организациями города; назначает чрезвычайные заседания правительства; осуществляет контроль за исполнением законов, контролирует деятельность министерств; координирует взаимодействие министерств с другими структурными элементами самоуправления; имеет право вносить предложения в Совет школы
Возможные проблемы
- недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики;
- равнодушие педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствие доверия и авторитарность педагогов;
- негативное восприятие родителями общественной деятельности детей.
Таблица № 2. Структура самоуправления в школе
|
|
|
|
|
|
Предполагаемый результат
Формирование достаточно высокой духовной атмосферы творческой личности педагога и ребёнка; формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; развитие элементарных трудовых навыков, уважительного уважения к труду; повышение экономической подготовки, соответствующим российским реалиям и культурным традициям; развитие у детей интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умения организовать свой досуг; развитие интереса к различным видам деятельности: познавательной, организаторской, спортивно-оздоровительной, аналитической, учебной, художественно-эстетической, исследовательской, военно-патриотической; умение детей высказывать свою точку зрения. За участие в делах республики (школы) городки (классы) зарабатывают определённое количество ЕВА (валюта школы) для своего города. Чем активнее городок участвует в делах республики, тем больше у них валюты. Подсчёт результатов происходит еженедельно.
Литература
1. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 тт., т.4.. – М.: Наука, 1959.
2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 тт., т. 5. – М.: Наука, 1959.
|
|
|
Воспитание творческого труда
Буянова Е.И., учитель МОУ
Опытненская СОШ Усть-Абаканского района
«От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже; одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному, и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости».
Насколько трудовые качества развиты у ребёнка, очень хорошо прослеживается по его делам. Возьмём, например, дежурство в классе: кто-то выполняет эту работу на «пять»: помыв полы в классе, протрёт дополнительно пыль на подоконнике, приведёт в порядок классную доску. Другой же, еле смочив тряпицу, захватит центральные участки класса, оставит грязные разводы и даже не обратит на это внимание. Для него это норма.
«Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся ощущения усилия, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы и начать что-нибудь другое. Это другое кажется симпатичным до тех пор, пока они за него не взялись».
Третья группа учащихся нанимает стороннего человека, дабы не утруждать себя этой работой. Тогда следует наёмному человеку платить. И платят. Понятно, это деньги родителей, которые этому не противодействуют.
«Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек в обществе. И наоборот, совместное усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдаёт свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда. Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, жизненной позиции.
Эта жизненная позиция воспитывается и просматривается нами, педагогами, через деятельность наших учащихся, например, на пришкольном участке. Выращивание овощей для школьной столовой: формирование гряд, заделка семян, полив, прополка, подкормка и окучивание. Множество операций, множество дел. Объём нагрузки – в зависимости от возраста.
Следующий трудовой опыт – ученические бригады. С воодушевлением трудятся и дети, и взрослые (учителя, техсотрудники): побелка, покраска, ремонт школьной мебели. Зарплата учащихся за лето в зависимости от коэффициента трудового участия. На эти деньги можно приобрести что-то из одежды, либо школьные принадлежности. Это очень существенная прибавка к бюджету сельской семьи.
Общественная значимость труда повышает чувство собственного достоинства у наших учащихся, их уверенность в завтрашнем дне.
В ходе трудовой деятельности мы не ставим конечной целью сделать всех растениеводами или строителями-ремонтниками. Главное - дать нашим детям возможность познать на собственном опыте настоящее дело, привить любовь к труду. У детей, прошедших практику ученической бригады, рождается ответственность за порученное дело, формируется определённая позиция. Такие дети бережно относятся и к школьному имуществу, охотно участвуют в общественно полезных делах, они более добры, чутки по отношению друг к другу.
Наши учащиеся сами благоустраивают территорию школы и села, обихаживают памятник погибшим воинам, помогают ветеранам Великой Отечественной войны и педагогического труда, ведут большую опытническую деятельность, работу в ботаническом саду.
С какими нравственными представлениями о труде выйдет в самостоятельную жизнь молодой человек, выпускник школы, зависит и экономическая безопасность нашей страны, нашей Родины.
Труд и только труд помогает решать и проблему нравственного воспитания молодёжи. Система воспитания А.С.Макаренко, наш опыт показывает, как многие «трудные», «проблемные» дети преображаются в деле. Надо открыть каждому школьнику возможность самореализации: ведь труд - это не только работа в поле, в бригаде, на стройке. Это – учёба, спорт, искусство.
Неважно, чему отдаст приоритеты наш школьник. В соответствии с принципом природосообразности, он сам выбирает себе дело по душе. Задача школы – воспитать в нём твёрдое нравственное убеждение в том, что любую работу нужно выполнять добросовестно и достойно. Человек труда всегда востребован и почитаем обществом. Но к этому надо готовить с детства.
Детство – это родители. Мы, воспитатели – педагоги, должны помочь родителям учащихся в трудовой подготовке детей: в игровой форме в раннем возрасте; с усложнением трудовых поручений – позже; искать меры, вызывающие то или иное трудовое усилие; способы борьбы с ленью….
«Научить творческому труду – наша особая задача».
Литература
1. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1983.
2. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988.
3. Народное образование, жур. Мин. Обр. РФ,№ 10, 2002.
|
|
|
Как сформировать трудовые навыки у дошкольников –
воспитанников детского дома
Ветчинкина Г.М., воспитатель РГОУ Детский дом «Малышок» г. Абакан
Пчела мала, а и та работает
(народная мудрость)
Овладение навыками трудовой деятельности необходимо для воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея практическими навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению и успешно его завершать. А. С. Макаренко писал: «…воспитывать так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а его польза, его необходимость».
От педагога детского дома требуется чёткое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста в период овладения действием - терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает воспитанник дошкольного возраста, различны. Их характер и объём обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания. Трудовое воспитание воспитанников детского дома ведётся в 2-х направлениях: воспитание уважения к труду взрослых и детей; формирование практических навыков у детей в процессе следующих занятий: а) воспитание культурно - гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию; б) хозяйственно - бытовой труд; в) ручной труд; г) труд в природе.
Все указанные занятия тесно взаимосвязаны. Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов.
Для младших дошкольников трудовой процесс привлекателен, так как даёт возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности. Воспитатель детского дома поддерживает все попытки к самостоятельным действиям, незаметно помогая и подбадривая детей. Главное условие - показ и объяснение всегда предваряют деятельность ребёнка, но постоянно чередуются с его аналогичными действиями. Это обусловлено тем, что малыши такого возраста не могут сразу всё увидеть, запомнить и воспроизвести. Подробный показ приёмов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение: «давай правильно наденем колготки», «помоги накрыть на стол» и так далее. Одновременно направляется внимание малыша на результат действия: «Машины уберёшь на место, в группе будет порядок».
Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях. А.С. Макаренко отмечал: «Трудовое участие детей… начинаться должно в игре». Поэтому для формирования, например, навыков по самообслуживанию, с младшими воспитанниками проводятся игры: «Уложим куклу спать», «Покормим куклу». «Оденем Машеньку на прогулку» и другие. Для упражнения детей в застёгивании пуговиц, шнуровке были сделаны специальные пособия: «сапожки» с отверстиями для шнурков, яркая подушечка с пуговицами и петлями, настенное панно с вшитыми молниями и липучками, кнопками. Таким образом, зная, что у ребят младшего дошкольного возраста, всё ситуативно, зависит от конкретных условий, воспитатель подбирает такие приёмы, которые позволяют ему сформировать трудовые навыки.
Воспитанники старшего дошкольного возраста имеют определённый опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в первую очередь навыками самообслуживания. Наибольший акцент делается на трудовые действия в сфере хозяйственно-бытового труда, труда в природе и ручного труда. Происходит расширение трудовых процессов, например, кроме стирки кукольного белья дети учатся стирать свои носочки и варежки, гладить кукольное бельё и носовые платочки, дежурят по столовой, наводят порядок в группе, помогают взрослым в озеленении двора детского дома, и многое другое.
Учитывая возросшие возможности воспитанников детского дома, воспитатель группы сразу показывает и объясняет весь процесс трудовой деятельности, а не делит его на промежуточные маленькие ступени, как в работе с малышами. Так в процесс пришивания пуговицы педагог объясняет так: «Пуговицу надо приложить напротив петельки. Затем снизу иголкой проколоть ткань, продеть конец иглы в одно из отверстий пуговицы и вытянуть нитку. Теперь иголку нужно продеть в другое отверстие пуговицы, но уже сверху и проколов ткань, вытянуть иголку с ниткой. А дальше…..».
Когда дети приступают к выполнению задания, воспитатель проверяет правильность повторения ими приёмов. Очень важно, чтобы ребята с самого начала делали всё так, как положено, внимание каждого ребёнка акцентируется на последовательности, в которой он должен выполнять указанные приёмы действий.
Кроме этого, педагог объясняет не только то, что и как надо сделать, но и почему так, а не иначе. В старшем дошкольном возрасте, опираясь на опыт детей, при формировании трудовых навыков можно и необходимо обращаться к мотивировке приёмов. Немаловажно и качество выполнения каждой трудовой операции. Например, при ремонте книг, воспитатель отмечает, кто из детей аккуратно подклеил книги и почему. Так как дошкольная группа в детском доме разновозрастная, сложились благоприятные условия для формирования трудовых навыков в организации систематического общения старших дошкольников с малышами, естественно протекающего при совместном пребывании в смешанной группе. Старшие дети имеют возможность поупражняться в трудовых действиях, оказывая помощь малышам: «помоги Тане правильно застелить постель», «собери вместе с Димой семена цветов» и так далее. Общий труд помогает в сплочении детского коллектива, раскрываются трудовые взаимоотношения, формируются нравственные качества. На это обращал внимание и В.А.Сухомлинский: «Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе».
Знакомство с трудом взрослых начинается с наблюдений за трудом сотрудников детского дома, затем граница наблюдений расширяется. Проводятся экскурсии к строящемуся дому, в магазин, на почту и другие места. Под влиянием педагогов у детей воспитывается уважительное отношение к людям разных профессий, а также результатам их профессиональной деятельности. Кроме знаний о труде этих людей, дети овладевают элементарными трудовыми навыками, характерными для людей изученных профессий. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации детей. Большую роль в этом играют занятия по ручному труду, где дети учатся работать с бумагой, конструктором, природными материалами, старшие дошкольники также посещают кружки бисероплетения, тестопластики, мягкой игрушки.
Хозяйственно-бытовой труд важен для полноценного личностного развития, он воспитывает уверенность ребёнка в своих силах и возможностях, развивает ответственность и элементы самооценки. В процессе занятий таким трудом дети овладевают практическими действиями с орудиями и вспомогательными средствами. Трудовые навыки закрепляются и совершенствуются в течение всего дошкольного возраста, что позволяет детям становится всё более самостоятельными: они наводят порядок в группе и на дворе.
Труд в природе подразумевает уход за животными и выращивание и уход за растениями. Привитие практических навыков начинается с ухода за комнатными растениями группы уже в младшем дошкольном возрасте. Старшие дошкольники участвуют в работе на огороде и озеленении участка, посещают станцию Юннатов. Наши дети не имеют возможности наблюдать труд в естественных условиях, поэтому организация работы с домашними животными и в теплице расширяет знания детей об окружающем мире и семейном укладе. Это воспитывает у детей ответственность, сопричастность к труду других людей, формирует желание помогать окружающим.
Именно дошкольный возраст сенситивен для трудового воспитания, для формирования положительных качеств его личности. Успех воспитанника в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приёмы. Именно для воспитанников детского дома трудовое воспитание является наиболее актуальным.
|
|
|