Главная страница

"Патриотическое воспитание в школе посредством приобщения обучающихся к работе в шмэ"


Скачать 72.47 Kb.
Название "Патриотическое воспитание в школе посредством приобщения обучающихся к работе в шмэ"
Дата 04.03.2016
Размер 72.47 Kb.
Тип Документы

Круглый стол, посвящённый 70-летию Великой Пбеды, для учителей - краеведов и руководителей школьных музеев.

Выступление по теме: "Патриотическое воспитание в школе посредством приобщения обучающихся к работе в ШМЭ"

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетным направлений в государственной политике России в области образования. Система патриотического воспитания призвана обеспечивать целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными .Однако, на наш взгляд, в педагогической литературе мало уделяется внимания патриотическому воспитанию средствами музея. Одной из форм работы по патриотическому воспитанию школьников является школьный музей. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить школу, показывает, кем стали выпускники нашей школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно- воспитательного процесса. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Школьный музей-это не просто собирание материалов о выпускниках школы, это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение качества образования, формирование исторического сознания Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Музей – это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов. В этом определении достаточно четко синтезированы культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты:

- образовательная и воспитательная деятельность;

- просветительская деятельность;

- музейная среда.

В настоящее время разработаны единые подходы к музейной деятельности в школе:

- накопление и сохранение социальной информации;

- познание и передача знаний, традиций, представлений, эмоций;

Речь идет о единстве следующих аспектов музейной и образовательной (учебной) сфер деятельности:

- познавательного аспекта, в основе которого лежит информация о предмете и сам реальный предмет.

Познавательный аспект в музейном пространстве можно разделить на две составляющие: информирование (получение сведение о музее, его коллекциях или через музей и его коллекции) и образование (усвоение знаний в процессе музейной коммуникации на основе знакомства или изучения музейных предметов);

- творческого аспекта, направленного на создание качественно нового, более высокого интеллектуального уровня предмета (деятельности), которое состоит из наблюдения прошлого, познание существа проблемы,

создания и проверки идеи «озарения», реализация этой идеи;

- коммуникативного аспекта, который актуализируется через диалог личности с идеалами и вечными ценностями истории и культуры.

В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции. Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органысамоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы. При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.

С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской иисследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими мало изученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности в организационно – методическом и материальном обеспечении. Вопрос эффективного использования потенциалов музеев в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях еще не стали предметом внимания педагогических коллективов.

Разнообразны и эффективны возможности музея в патриотическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности.

Дальнейшее развитие поучительного опыта взаимодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирования нового человека, его обучения и воспитания представляется нам особенно плодотворным на базе научно обоснованной системы «музей — школа». Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными, более взаимно требовательными окажутся оба этих воспитательных института.

Формирование системы «музей — школа», для которой, на наш взгляд, созданы уже немалые предпосылки, — это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами управления народным образованием и культурой, обслуживающими их научными коллективами. Потребуется освоение других, в значительной степени новых

направлений деятельности. Крайне важно, на наш взгляд, систематическое проведение в каждом музее занятий для учителя как по профильной дисциплине (это в современной музейной практике, можно сказать, является делом в основном решенным), так и по методике музейной работы. Но некоторый положительный

опыт в этом направлении все-таки накоплен:

Большую пользу могла бы принести организация базовых школ, где музейные специалисты совместно с коллективами преподавателей имели бы возможность апробировать многообразные формы совместной работы, экспериментальные программы и т. п., и затем рекомендовать их для широкого использования всовместной практической деятельности школам и музеям разного профиля. В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем. В работе с детьми всех возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи — своеобразные музеи в музеях — уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.

Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители — с включением в них вопросов, заданий и т. п.

В особом внимании нуждается, несомненно, соблюдение принципа преемственности форм научно- просветительной работы, основное требование которого состоит в том, чтобы все каналы воздействия на школьников были тесно связаны между собой. Это даст возможность учащимся различных возрастных групппостепенно и каждый раз на качественно новом уровне осваивать музейную информацию. Принцип преемственности делает систему «музей — школа» действенной на всех этапах обучения ребенка. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки цельной программы работы для всех учебных групп школьников, начиная с младших классов и кончая выпускниками. Наибольший эффект дает музейная работа со школьниками, организованная на основе цикловых форм: лекториев, клубов или кружков при музеях.