|
«Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий»
Министерство образования и науки Калужской области
Управление образования г. Калуги
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»
Кировского района Калужской области
Творческий отчёт
учителя начальных классов
Хлыбовой Наталии Сергеевны
по теме
«Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего
мира через использование
современных образовательных технологий»
Калуга 2012
Содержание
стр.
Введение ………………………………………………………………… 3-9
Аналитическая часть ……………………………………………………9-33
-
Анализ работы деятельности педагога в учебной деятельности ……...9
1.1.Технология личностно – ориентированного образования …………9-10
1.2.Технология использования игровых методов …………………… 10-16
1.3. Метод проектов …..………………………………………………… 16-18
1.4.Технология обучения в сотрудничестве…………………………… 18-22
1.5. Технология разноуровневого обучения…………………………… 22-24
1.6. Технология развития критического мышления ………………… 24-27
1.7. Информационно – коммуникационные технологии …………… 27-30
Методическая работа …………………………………………………30-31
Общий анализ успеваемости по предмету ………………………… 32-33
Проектная часть …………………………………………………………... 33
Заключение …………………………………………………………… 33-34
Список использованной литературы …………………………………………. 35
Приложение ………………………………………………………………… 36-49
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег
Введение
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Основываясь на утверждённую Президентом РФ в 2010 году Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», каждая общеобразовательная школа должна осуществлять поиск талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации. Без применения новых педагогических технологий, обеспечивающих творческую активность учащихся, активизирующую их познавательную деятельность невозможно достичь поставленной задачи.
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Поэтому я выбрала тему для творческого отчёта «Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий».
Мой педагогический опыт по данной теме возник в 2006 году, когда я пришла работать в начальную школу. Я обратила внимание на то, что многим ученикам не нравятся уроки окружающего мира. Дети, в основной массе, были пассивны на уроках. Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему поиска путей повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира считаю актуальной. Конечно, я испытывала трудности в работе, связанные с техническим оснащением, так как информатизация общеобразовательных учреждений не была так широко развита как сейчас.
Школа находится на территории военного гарнизона, где проживают, в основном, военнослужащие и их семьи. В школе обучаются дети разного уровня обучаемости. Часто дети приезжают из других общеобразовательных учреждений, многие из них обучаются по другим учебно-методическим комплектам, но я как учитель должна научить учиться и добывать знания любого ребёнка.
Данный опыт складывался в результате работы с учащимися начальной школы.
Для этого были необходимы следующие условия:
Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность учащихся.
Наличие кабинета, который оснащен наглядными пособиями, современным оборудованием, медиатекой.
Коллектив единомышленников (учитель-ученик).
Целью моего опыта работы является:
Создание условий для активизации познавательной активности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего мира.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке.
Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:
Технология личностно – ориентированного образования.
Технология использования игровых методов.
Метод проектов.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология разноуровневого обучения.
Технология развития критического мышления.
Информационно – коммуникационные технологии.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной активности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Можно утверждать, что новые технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Можно выделить три уровня познавательной активности
Первый уровень - воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет важное значение.
Система работы:
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую работу.
Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе. Современные образовательные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. Работать над активизацией познавательной активности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Аналитическая часть
1. Анализ работы деятельности педагога в учебной деятельности.
1.1. Технология личностно – ориентированного образования.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России» (Т.Г. Рамзаева, В.Г.Горецкий, М.М.Моро, А.А.Плешаков, Б.М. Неменский). Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Есть категория учащихся среди моих учеников, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты. Особенность учебника А.А. Плешакова – разнообразие домашних заданий, направленных на работу с дополнительной литературой, выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует активизации познавательной активности учеников, развитию практических умений и навыков, творческих способностей.
А.А.Плешаковым разработаны «Рабочая тетрадь по окружающему миру», «Тетрадь для проверочных работ по окружающему миру». Они помогают детям усвоить изученный материал, проверить свои знания. Практика показала, с каким желанием и интересом дети выполняют задания в этих тетрадях. Самостоятельная, проверочная работа не вызывают у ребят страха, т.к. работа на уроке и выполнение домашних заданий дают возможность каждому ученику приобрести прочные знания.
1.2. Технология использования игровых методов.
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески - уроки провожу разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, необходимо применение дидактических игр.
В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой “всё в природе взаимосвязано, природа единое целое”. Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.
Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Приведу примеры некоторых игр из своей практики.
Игра «Типография».
В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица . . . . (Грач)
|
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес . . . . (Павлин)
|
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаете? Это . . . . (Цапля)
|
Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает . . . . (Сова)
|
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец
Прилетай скорее, . . . . (Скворец)
|
Игра «Ну-ка, прочитай!».
Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.
Ход игры: Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
д
|
и
|
б
|
к
|
е
|
б
|
р
|
и
|
ш
|
г
|
а
|
ш
|
л
|
к
|
л
|
ч
|
о
|
з
|
у
|
д
|
я
|
н
|
б
|
а
|
о
|
л
|
д
|
а
|
и
|
н
|
к
|
у
|
к
|
а
|
г
|
р
|
л
|
к
|
н
|
у
|
р
|
о
|
п
|
о
|
а
|
н
|
ы
|
ш
|
с
|
и
|
м
|
о
|
р
|
л
|
у
|
м
|
с
|
р
|
я
|
п
|
у
|
к
|
и
|
а
|
п
|
о
|
в
|
т
|
и
|
о
|
к
|
щ
|
ь
|
т
|
к
|
ь
|
у
|
в
|
х
|
а
|
к
|
щ
|
б
|
е
|
ф
|
а
|
г
|
ш
|
б
|
о
|
ф
|
а
|
ш
|
л
|
б
|
к
|
д
|
е
|
з
|
я
|
п
|
и
|
с
|
з
|
я
|
к
|
у
|
с
|
ш
|
е
|
п
|
а
|
ю
|
ч
|
б
|
е
|
н
|
а
|
б
|
г
|
т
|
ю
|
н
|
л
|
о
|
т
|
к
|
а
|
к
|
л
|
э
|
в
|
а
|
г
|
о
|
а
|
р
|
э
|
ш
|
в
|
г
|
у
|
л
|
н
|
б
|
и
|
в
|
х
|
е
|
р
|
а
|
в
|
с
|
х
|
а
|
к
|
с
|
у
|
т
|
и
|
Игра «Поле чудес».
Игра проводится в первом полугодии в IV классе (по программе А.А. Плешакова). Урок – игра поможет при закреплении материала по темам “Зоны тундры” и “Зоны леса”.
Цели и задачи:
Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам “Красная книга”, “Растения и животные, характерные для этих зон”.
При помощи предлагаемых вопросов провести фронтальную проверку знаний.
Развивать познавательный интерес у детей к обитателям Северных просторов.
Оборудование: волчок, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.
|
|
|