Главная страница

Преемственность дошкольного и начального образования посредством занятий музыкой и хореографией


Скачать 43.46 Kb.
Название Преемственность дошкольного и начального образования посредством занятий музыкой и хореографией
Дата 13.03.2016
Размер 43.46 Kb.
Тип Документы

Преемственность дошкольного и начального образования посредством занятий музыкой и хореографией.

Проблема преемственности дошкольного и начального образования актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч по преемственности в плане учебно-воспитательной работы является  разработка совместных действий музыкального руководителя и хореографа.

В период перехода из ДОУ в начальную школу особенно актуальным становится обеспечение преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей. Это связано с тем, что именно искусство как эмоциональная сфера позволяет минимизировать трудности переходного периода (психо-физические и социально- адаптационные). В этой связи музыка и хореография в силу всеобъемлющего воздействия становятся средством развития художественных способностей и в целом эстетического воспитания.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3.Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, то есть умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Звучание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений, принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется музыкальный слух и творческая активность, появится потребность слушать музыку.

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости, познавательной активности.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного , духовного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Детская  хореография  – система мероприятий, направленная на  развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников, на привитие навыков здорового образа жизни, поддержание  нравственно-волевых качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе, а так же способствует укреплению здоровья ребенка,  его физическому  и психическому  развитию, социальной  адаптации.

Непосредственно-образовательная деятельность, в которой хореограф принимает участие, проводится в игровой форме.  Это  форма «рядового занятия, где главное – это общение ребёнка  и взрослого». Замысел с позиций хореографии сводится к организации работы детей с несколькими основными движениями, представленными в различных танцевальных и игровых этюдах.

Эти занятия танцами  формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. 
Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим человеком самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми. На наш взгляд, проблемным является вопрос, каким образом в условиях личностно ориентированного воспитания осуществляется эстетическое развитие ребенка в общении с искусством. В связи с этим, важное значение приобретает характер взаимодействия взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников. Основной характеристикой взаимодействия является активность. 

В нашем детском саду большее внимание уделяется театрализованным играм, подготовке и проведению детских праздников. Сценарии к мероприятиям мы (хореограф и музыкант) сочиняем сами, вместе с детьми. Здесь работает сплоченная команда, где у каждого своя роль, в том числе и у детей. Такая подобная организация театрализованной деятельности дошкольников не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Подводя итоги к вышесказанному, отметим, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психогимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т.п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности. Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их  эстетическому развитию, а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.
Авторы: Рыжова Ольга Владиславовна, педагог дополнительного образования, хореограф МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток", Прядко Ксения Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".