Главная страница

«Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий»


Скачать 0.52 Mb.
Название «Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий»
страница 2/3
Дата 23.02.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Анализ
1   2   3

Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).

Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».

  1. Как называется это растение? В течение долгих зимних месяцев это растение – единственный корм северных оленей (оно составляет 70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель, “олений мох”)

  2. Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его “старшая сестрица” – всеми любимое белоствольное дерево.

  3. А про это растение вы наверняка слышали. Сначала загадка:

Сидит на палочке в красной рубашечке.

Брюшко сыто – камешками набито.

Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)

Игровой тур. Игроки по очереди вращают волчок. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает волчок. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает сектор “П” – приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор “О”, то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.

Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».

Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».

1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре: 1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5.сокол-сапсан +; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. краснозобая казарка +; 9. марабу; 10. серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)

2. Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).

3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).







Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

Д

Я

Т

Е

Л






















С

О

В

А








Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».

Это небольшая изящная птица. “Хвостом лед пробивает”,- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».

1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре: 1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +; 5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)

2. Отгадайте загадки:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Трав копытами касаясь,

В тундру бегает красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

(Олень)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный.

(Волк)

Сам пушистый,

Мех серебристый,

В тундре живет,

Хищником слывет.

(Песец)

Живет под землей,

Сам рыжий такой,

Зимой и летом в норке живет

Корешки и травку жует.

(Лемминг)


3. Задание “Живые буквы”. К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего в тундре: 1. Лень – тюлень. 2. Вол – волк. 3. Мор – морж. 4. Бык – овцебык.

Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».

Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Игра со зрителями.

Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.

Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь)

Вопрос для участников финального тура.

Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья.

Финалист награждается призом.

1.3. Метод проектов.

Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

Проект (от латинского - брошенный вперед) - это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно. Сегодня уже имеется положительный опыт такой технологии.

Изучая раздел «Человек и его здоровье», мои учащиеся составили и защитили мини-проекты «Режим дня». В приложении 1 я поместила пример работы над проектом «Что такое здоровый образ жизни?».

В основе проектной деятельности лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного к творческому. Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя – активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Участие в проекте это для ученика:

  • Принятие самостоятельных решений;

  • Умение ставить задачи и задавать вопросы;

  • Умение работать в команде;

  • Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

  • Раскрытие индивидуального потенциала.

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности , который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

1.4. Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;

  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;

  • расширяет межличностные отношения детей.

Польский педагог и психолог В. Оконь отмечает, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствует успехам каждого ребенка.

Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе» (см. приложение 2).На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.

Например, на уроке во 2-м классе (тема «Как животные размножаются») при изучении нового материала я использовала групповую форму работы. Класс был разделен на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение по этому вопросу всему классу. Детям были предложены инструкции:

I группа «Размножение насекомых».

  1. Прочитайте статью «Как размножаются насекомые».

  2. Составьте схему развития бабочки (конверт №1).

  3. Решите, кто расскажет о размножении бабочки классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).

  4. Начертите схему развития бабочки на доске.

  5. Решите, кто расскажет классу о размножении кузнечиков и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).

  6. Доложите о готовности группы.

II группа изучала вопрос о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся, III группа о размножении птиц, IV группа – о размножении зверей по аналогичным планам.

По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал.

В 4-м классе я предлагаю детям более сжатые планы работы. Покажу на примере инструкций, данных учащимся при самостоятельной работе по изучению нового материала (тема урока «Зона лесов»). Класс был разделен на 3 группы:

I группа

II группа

III группа

«Животные леса»

  1. Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).

  2. Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».

«Растения леса»

  1. Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).

  2. Найдите в гербарии лесные растения.

  3. Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).

«Какие бывают леса»

  1. Прочитайте статю учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».

  2. Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.

  3. Подумайте, какие леса растут в нашем районе?

  4. Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).

На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

I группа

II группа

III группа

Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу.

Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете?

Сравните природу тундры и лесной полосы.


Задания группам предлагаю не только разные (что видно из приведенных выше примеров), но и одинаковые:

а) предполагающие разные ответы.

  • Придумайте свой «запрещающий» знак. Обоснуйте необходимость соблюдения этого правила поведения в природе (2 класс «Охрана растений», «Охрана животных»).

  • Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или поврежденной трубы течет вода? (2 класс «Берегите воду!»)

  • Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (3 класс «Лес – природное сообщество).

б) предполагающие одинаковые ответы (при закреплении, повторении вводится элемент соревнования – кто ответит (выполнит) правильно и быстрее других).

  • Выберите правильные ответы.

- К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение бабочек?

А) станет больше цветковых растений;

Б) станет меньше цветковых растений;

В) станет больше птиц;

Г) станет меньше птиц.

(2 класс «Охрана животных»).

  • Соберите из частей картинку. Назовите изображенные растения. Что их объединяет? (2 класс «Охрана растений»).

  • Решите кроссворд и найдите спрятанное слово.

1
















2













3



















4



















5

























6










7



















  1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбой.

  2. Близкий родственник тюленей.

  3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.

  4. На них очень любит поохотиться белый медведь.

  5. Самое распространенное растение полярных районов.

  6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

  7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.

(3 класс «В Арктике»).

При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

1.5. Технология разноуровневого обучения (дифференцированный подход)

Я считаю, что нельзя добиться успехов в обучении, если не использовать на уроке дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Как же осуществить дифференцированный подход? Как помочь каждому ребенку усваивать необходимые знания?

В решении этой проблемы я использую книги по психологии и опыт кандидата педагогических наук О.М.Смирновой – автора очень хорошей, на мой взгляд, книги «Дифференцированный подход в обучении природоведению».

Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся, по моему мнению, возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация знаний, особенно при организации различных видов самостоятельной работы.

Разработанная О.М.Смирновой система дифференцированных заданий по природоведению (смотри таблицу ниже)

Группы учащихся

I

II

III

IV

Опосредующие учебную информацию

Направляющие работу учеников с учебным материалом

Требующие от учеников творческой деятельности

  1. Задания на узнавание объектов природы.

  2. Задания, требующие анализа, выделения признаков понятия.

  3. Задания на классификацию объектов природы.

  1. Задания на описание растений, животных.

  2. Задания на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок.

  1. Задания на сравнение объектов природы.

  2. Задания на составление схем, таблиц.

  3. Задания, включающие вопросы, готовый ответ на которые в учебнике отсутствует, требующие самостоятельных мыслительных операций с текстом

  1. Задания на установление связей между объектами природы, на составление цепей питания.

  2. Задания на подбор примеров, раскрывающих взаимосвязи в природе.

  3. Задания на осознание последствий воздействия человека на природу.

Самостоятельные работы

Воспроизведение по образцу

Реконструктивно-вариативные

Частично-поисковые

Частично-поисковые, творческие


помогает мне составить свои задания для каждой группы учащихся (см. приложение 3).

Разноуровневые задания помогают моим ученикам усваивать природоведческие представления и понятия.

1.6. Технология развития критического мышления.

Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Использую такой тип урока как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного по теме.

Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:

  • рассказ- предположение по ключевым словам (корень, стебель, плод);

  • верные и неверные утверждения:

по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения,

  1. Воздух имеет определённую форму.

  2. Воздух невозможно сжать.

  3. В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.

  4. Воздух не имеет массу.

  5. Воздух не может сохранять тепло.

Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных и т. д. Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.

Пример кластера по теме «Строение растений».


С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать синквейн до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы.

Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.

Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Мной ведётся работа над составлением таких типов вопросов :

  • Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.

  • Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

  • Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  • Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.

Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения.

Такие приёмы, на мой взгляд, дают положительные результаты:

  1. развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

  2. способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;

  3. активизируют коммуникативную способность младших школьников;

  4. учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную активность учащихся.

1.7. Информационно- коммуникационные технологии

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Наш век по праву называют веком компьютеризации. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам работы с информацией. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины окружающего мира; стремлению к самосовершенствованию.

Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира.

Я соглашусь с Крейгом Барретом, который отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

По курсу «Окружающий мир» созданы различные виды мультимедийных программ. Например, мультимедийный диск «Природа России» - справочно-информационная система с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информации. Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов», «Времена года», «Природа, человек, общество». Таким образом, благодаря разнообразию функций мультимедийных пособий, в начальной школе их можно применить по нескольким направлениям. Они представлены в таблице:



В конце 2011 – 2012 учебного года проводилось диагностическое исследование педагогом – психологом школы Андроновой С.А. в 3Б классе (для учащихся) по Жедуновой Л.Г. (Диагностика развития личности учащегося по определению эффективности учебно-воспитательного процесса). Результаты приведены ниже.

C каким настроением вы обычно идете на урок окружающегомира?

Всего в классе - 15 учащихся

1. Всегда с хорошим настроением

87% (13 человек)

2. С хорошим чаще, чем с плохим

13% (2 человека)

3. С равнодушием

0%

4. С плохим чаще, чем с хорошим

0%

5. Всегда с плохим настроением.

0%

Кроме этого диагностика осуществляется путём анкетирования детей и родителей, проверок преподавания предмета администрацией школы, наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.

2. Методическая работа (приложение 4).

Являясь руководителем школьного методического объединения учителей начальной школы в работе МО основной задачей работы ставлю развитие познавательной активности обучающихся с применением новых образовательных технологий. Сама являюсь активным участником школьного и районного методического объединения, делюсь опытом со своими коллегами как в школе, так и в районе:

  • принимала участие в работе районного семинара «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе» (2010г. на базе МОУ «Шайковская СОШ №1»);

  • выступала с докладом на РМО учителей начальных классов по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в образовательном процессе через современные образовательные технологии» (2011г на базе МКОУ «Шайковская СОШ №2»);

  • выступала на педагогическом совете №3 «Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время» с докладом по теме «ИКТ в работе учителя начальной школе» протокол №3 от 11.01.08 г.;

  • участвовала в создании электронного банка данных по использованию ИКТ в работе педагога;

  • участвовала в выставках педагогического мастерства: 2010/2011 учебный год «Реализация экологического воспитания через творческие работы учащихся»; 2011/2012 учебный год «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учителями начальной школы»;

  • участвую в работе Интернет-порталов («Социальная сеть работников образования»), имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/khlybova-nataliya, на этом сайте публикую свои работы.

Всё это стимулирует и способствует моему дальнейшему профессиональному росту, без которого невозможно повысить уровень преподавания своего предмета, вести поиск путей дальнейшего развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира.

В августе 2012 года в кабинете начальных классов, где я являюсь заведующей кабинетом, установлена интерактивная доска SMART BOARD. Я начала осваивать интерактивную доску и сразу хочу отметить, что заметно повысилась познавательная активность учащихся. Детям нравится работать на интерактивной доске, и они с удовольствием выполняют задания.

С помощью интернета я осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, постоянно знакомлюсь с опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, http://www.proshkolu.ru, http://www.zavuch.info/methodlib/, http://pedsovet.org/news/, http://school-collection.edu.ru/ и других.

И, конечно же, эффективность работы достигается только при условии постоянного повышения профессиональной компетентности самого педагога, в том числе прохождением курсов повышения квалификации:

  • 2007 год, декабрь в ГОУ «Областной центр информационных технологий в образовании» прошла обучение по программе «Базовая ИКТ – компетентность в деятельности учителя - предметника», 72 часа;

  • 2008 год, май – в МОУ «Информационно-методический центр» прошла обучение по курсам Microsoft «Партнёрство в образовании», 72 часа;

Несомненным фактором повышения эффективности работы педагога, является оценка, поощрение его труда:

  • 2012 год, октябрь – Грамота директора школы за добросовестный труд и профессиональное мастерство.



3. Общий анализ успеваемости по предмету окружающий мир.



Показатель

Учебный год

2007/

2008

4 класс 21 уч.

2008/

2009

2009/

2010

1 класс

2010/

2011

2 класс

15 уч.

2011/

2012

3 класс

17 уч.



1


Уровень обученности учащихся по предмету по итогам учебного года, %


100%


Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет


Учащиеся 1 класса не аттестовывались


100%


100%


2



Уровень качества знаний учащихся по предмету по итогам учебного года, %


80 %


Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет


Учащиеся 1 класса не аттестовывались


93 %


100 %


Приведённые данные о качестве знаний, свидетельствуют о стабильно высоких результатах по предмету. Как видно из таблицы, нет резких скачков уровня качества знаний, но небольшая разница в показателях всё же есть, что связано с подбором детей в классах.

Олимпиады школьников (приложение 5)

Начиная с 3 класса, в нашей школе проводятся олимпиады. Я стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог принять участие в олимпиаде. Учащиеся моего класса заняли в олимпиаде по предмету окружающий мир 2 место (Соболева Софья) и 3 место (Белецкая Софья) среди параллели 3 классов (56 учащихся).

Мои ученики принимают участие и во Всероссийских конкурсах и олимпиадах, таких как «Познание и творчество», проводимых Национальной образовательной программой «Интеллектуально-творческий потенциал России»: в декабре 2011 года Мастерова Варвара стала лауреатом осеннего тура Всероссийского заочного конкурса в номинации «Окружающий мир».


  1. Проектная часть

Я планирую в дальнейшем продолжать работу по применению образовательных технологий в учебном процессе, реализуя через систему учебной, внеклассной, методической деятельности:

    • использовать и дальше на своих уроках применение образовательных технологий, которые будут способствовать активизации познавательной активности у учащихся и как результат повышение качества знаний по предмету;

    • привлекать ещё больше детей к созданию собственных презентаций, тестов, кроссвордов в электронном виде и использование их для проведения различного рода мероприятий по предмету;

    • продолжить в дальнейшем повышение своей педагогической компетентности в вопросах поиска путей активизации познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира.


IV. Заключение

Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной активности детей на уроках окружающего мира эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности. Применение новых образовательных технологий – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.

Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению; 
активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.

Список использованной литературы:


  1. Ануфриев А.Ф., С.Н.Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999.

  2. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2004

  3. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа. – 1997. - №12.

  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.ИНТОР.1996.

  5. Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., «Просвещение», 2005. 154 с.

  6. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

  7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно – методическое пособие – Спб.: КАРО, 2009

  8. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. – М., 1999.

  9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., 1979.

  10. Педагогические технологии в образовательном процессе (http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=417489).



Приложение 1

1   2   3