|
Требования к современному уроку Дидактические требования к современному уроку
Подборка материалов
Требования к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку:
-
Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Создание условий для успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку:
-
Психологическая цель урока:
-
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
учёт в целевой установке урока психологической задачи изучение темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1.) определение содержания и структуры урока в соответствии принципами развивающего обучения:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности;
-
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвритического обучения (кто ставит проблему, формирует её, кто решает);
учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, а также взаимной критической оценкой самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение пробуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.п.)
2.) особенности самоорганизации учителя:
подготовленность к уроку- главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;
-
рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
педагогический такт (случаи проявления);
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)
3.Организация познавательной деятельности учащихся:
определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
использование установок в форме убеждения, внушения;
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов);
-
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и вооружения учащихся;
планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни прблемно-эвритического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
-
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);
закрепление результатов работы:
формирование навыков путём упражнений;
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
4.Организованность учащихся:
5.Учёт возрастных особенностей учащихся:
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);
освещение;
предупреждение утомления и переутомления;
чередование видов деятельности ( смена выполнением вычислительных, графических и практических работ);
-
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
соответствие росту школьника классной мебели.
IV. Требования к технике проведения урока
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
-
темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся - завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
|
|
|