Главная страница

Требования к современному уроку Дидактические требования к современному уроку


Скачать 46.4 Kb.
Название Требования к современному уроку Дидактические требования к современному уроку
Дата 12.02.2016
Размер 46.4 Kb.
Тип Урок

Подборка материалов



Требования к современному уроку


  1. Дидактические требования к современному уроку:




  1. Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

  2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся.

  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.

  4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

  5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

  6. Создание условий для успешного учения учащихся.


II. Психологические требования к уроку:


  1. Психологическая цель урока:

    1. проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

    2. учёт в целевой установке урока психологической задачи изучение темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

    3. предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

  2. Стиль урока:

1.) определение содержания и структуры урока в соответствии принципами развивающего обучения:

    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    • определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности;

    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвритического обучения (кто ставит проблему, формирует её, кто решает);

    • учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, а также взаимной критической оценкой самоконтроля и самоанализа учащихся;

    • соотношение пробуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.п.)

2.) особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку- главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

  • рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

  • педагогический такт (случаи проявления);

  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)


3.Организация познавательной деятельности учащихся:

      1. определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

      1. организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов);

  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и вооружения учащихся;

  • планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни прблемно-эвритического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

      1. закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путём упражнений;

  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.


4.Организованность учащихся:


5.Учёт возрастных особенностей учащихся:

      • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

      • проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;

      • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.


III. Гигиенические требования к уроку

  1. температурный режим;

  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);

  3. освещение;

  4. предупреждение утомления и переутомления;

  5. чередование видов деятельности ( смена выполнением вычислительных, графических и практических работ);

  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

  8. соответствие росту школьника классной мебели.


IV. Требования к технике проведения урока

  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

  2. темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся - завершенными;

  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

  7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.