Конспект логопедического индивидуального занятия
Тема занятия: «Автоматизация звука р в слогах и словах»
Задачи:
- образовательные: уточнить артикуляцию и правильное изолированное про-изнесение звука [р]; продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах
и словах; упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах; продолжать учить подбирать слова-антонимы; упражнять в согласовании существительных с числитель¬ными 2 и 5;
-коррекционные: развивать внимание, мышление, пространственную ориен¬тировку, мелкую моторику;
-воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Оборудование: карта «Острова в океане»; предметные картинки: парус¬ник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок «Угощение»; набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками на одной из сторон); сундучок или шкатулка с конфетами
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?
Ребенок. Р-р-р.
II Основная часть:
1.Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для построй¬ки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздя¬ми (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замеча¬тельная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усилива¬ется! Можно готовиться к отплытию.
2.Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни перевора¬чиваются, стучат по дну лодки: р-р-р. Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук [р]. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища
3. Берем курс на первый остров!
Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — проклады¬вает курс.
Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.
Пра — про — пры. Бро — бра — брэ.
Гры — грэ — гро. Тра — тру — тры.
Кру — кро — кра. Фрэ — фра — фро.
Дро — дру — дрэ. Вры — вро — вра.
4. Первый остров оказался необитаемым, плывем к следу¬ющему.
А на втором острове живет зубастый, голодный ... кроко¬дил. Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пи¬рожки. Угощай крокодила: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.
Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.
5. Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова
разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним при¬ближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лод¬ку? (Парусник). Давай расскажем жителям острова, что есть
у корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово
погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус,
палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюп¬ка, труба, труба, мостик.
Ребенок повторяет слова со звуком [р].
А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)
Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.
6. К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.)
На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы
и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар¬тинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале сло¬ва, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги
обезьянам разложить кокосы.
Ребенок выполняет.
7. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу сле¬дующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)
Он не молодой, а ... старый. Не плохой, а ... хороший. Не злой, а ... добрый.
Не сердитый, а ... радостный.
Не растрепанный, а ... аккуратный.
Не ленивый, а ... трудолюбивый.
Не глупый, а ... мудрый.
8. Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на пос¬леднем острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправля¬емся туда.
Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделай шаг вправо, два шага вперед.
Ребенок двигается по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда.
Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.
Корабль, парусник, катер, вертолет.
Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.
Крыжовник, брусника, груша, смородина.
Ребенок называет лишнее слово в каждой группе слов.
А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?
Ребенок открывает сундучок, в нем конфеты.
Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.
III итог занятия
Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был дол¬гим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?
Ребенок. Р-р-р.
|