Тема проекта: «Что такое здоровый образ жизни?»
Характеристика проекта:
по содержанию: межпредметный.;
по срокам: среднесрочный;
по уровню усвоения: итоговый;
по форме: групповой.
Цель: формирование валеологической грамотности учащихся.
Задачи: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать умение находить нужную информацию в разных источниках, анализировать и делать вывод; формировать навыки самостоятельного конструирования своих знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.
Система действий учителя и учащихся
на разных стадиях работы над проектом
Этапы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовка – выбор темы проекта, определение целей и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
|
1.Ответы на вопросы. – Какие темы будем изучать в этом разделе?
(Организм человека. Наше питание. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни).
|
1. Выбор темы проекта. – Мы начинаем изучать большой раздел, который называется «Мы и наше здоровье». По завершению изучения раздела составим проект. Определим темы проекта:
|
|
2. Мотивация – Является ли эта тема жизненно важной?
– Нужно ли заботиться о своём здоровье?
–Что мы можем сделать, чтобы она запомнилась надолго?
|
Мы и наше здоровье. Наше питание. Закаливание воздухом, водой и солнцем. Вредные привычки
|
Планирование анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей, формулировка вопросов
|
1. Определение основополагающего вопроса. (Должен ли человек заботиться о своём здоровье?)
|
1. Разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности. Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
А. Определение полезных свойств различных продуктов питания. Б. Определение занятости учащихся начальной школы в спортивных кружках.
|
|
2. Постановка проблемных вопросов. – Что такое здоровый образ жизни?
– Как влияют привычки на здоровье человека?
– Способен ли спорт укрепить здоровье?
|
2. Разработка критериев оценивания проекта. Определим, как будет оцениваться наша работа.
(Коллективная оценка работы групп).
|
|
3. Оформление результатов работы 1-я группа. Презентация «Мы и наше здоровье».
2-я группа. Буклет «Здоровье не купишь – его разум дарит».
3-я группа. Кроссворд «Азбука здоровья».
|
3. Помощь в подборе литературы. Какими источниками мы можем пользоваться?
(учебники, справочники, энциклопедии).
|
|
План действий для 1-й группы
1. Выяснить, из каких компонентов складывается здоровье.
2. Разобраться, какой вред наносят организму человека вредные привычки.
3. Доказать, что спорт способен укрепить и сохранить здоровье.
|
|
|
План действий для 2-й группы
1. Выделить 10 правил здоровьесбережения.
2. Выяснить, как повысить устойчивость организма к вредным воздействиям среды.
3. Вывести формулу жизни.
|
|
|
План действий для 3-й группы.
1. Определить какие продукты являются самыми «полезными».
2. Выяснить, как правильно питаться?
3. Как влияет питание на здоровье человека?
|
|
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез.
|
Выдвижение и осуществление гипотез, выполнение исследований.
Выяснить, сколько человек в начальной школе посещает спортивные секции.
Почему важно закаливаться?
Определить все ли продукты одинаково полезны?
|
Консультация, координация работы учащихся.
|
Выполнение проекта.
|
Работа над проектом.
|
Консультирует, координирует.
|
Оценка результатов – оценка выполнения проекта.
|
Обсуждение полученных результатов, формулировка выводов.
|
Принимает участие в обсуждении.
Какой вывод можем сделать?
|
Презентация проекта.
|
Докладывают о результатах работы, демонстрируют презентацию, буклет кроссворды
|
Организует экспертизу.
Оценить работу приглашаем родителей, пятиклассников, учителей.
|
Приложение 2
Правила работы в группе.
Дружно – негрузно,
А врозь – хоть брось.
Перед работой выберите старшего, прочитайте план работы, договоритесь, кто, что будет делать.
-
Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Работать по плану.
Задание выполнять добросовестно.
Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.
Примечание.
За нарушение правил работы с группы снимаются очки.
Приложение 3
Дифференцированные задания для учащихся 3 класса к курсу окружающего мира А.А.Плешакова.
Тема «Что такое природа».
Задание 1.
Какая бывает природа? Приведи примеры.
Задание 2.
Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.
Природа бывает … и ... . Солнце, …, …, … - это … природа. …, животные, …, …, … - это … природа.
Задание 3.
Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Напиши.
Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных? Напиши.
Задание 4.
Приведи примеры (3-4) взаимосвязи в природе.
Тема «Природа в опасности. Охрана природы».
Задание 1.
Какие животные исчезли по вине людей? Какие животные и растения внесены в Красную книгу?
Задание 2.
Какая работа по охране природы ведется в нашей стране?
Закончи предложение.
Заповедники – это участки земли, где … .
Задание 3.
Придумай свой «запрещающий» знак. Нарисуй его и подпиши.
Задание 4.
Придумай и нарисуй плакат «Природа в опасности!»
Тема «Тела, вещества, частицы».
Задание 1.
Запиши в 2 столбика:
Тела вещества
… …
Кошка, алюминий, стакан, песок, глина, вода, сосна, снежинка.
Задание 2.
Какие бывают тела?
Запиши по три тела каждого вида.
Тема «Температура и термометр».
Задание 1.
(Рисунок термометра).
Подпиши части термометра.
Запиши числами: семь градусов тепла, пятнадцать градусов мороза, ноль градусов
Задание 2.
Выбери правильный ответ.
Чем измеряют температуру?
а) линейка в) весы
б) термометр г) часы
запиши, как по-разному прочитать: -10
Задание 3.
Если у тебя есть аквариум с рыбками, ты должен постоянно следить за температурой воды в нем. Почему?
Задание 4.
Чем для растений, животных, человека опасны сильный мороз и сильная жара?
Дифференцированные задания для учащихся 4 класса к курсу природоведения А.А.Плешакова.
Тема «Земля – наш космический корабль».
Задание 1.
Что изучает астрономия?
Какие космические тела ты знаешь? Запиши.
Запиши названия всех планет.
Задания 2.
Прочитай и вставь пропущенные слова.
Самая большая планета - …, самая маленькая планета - … .
Перечисли планеты, у которых есть естественные спутники.
Задание 3.
Есть ли сходство между Солнцем и планетами?
Если да, то какое? А в чем их различие? Запиши.
Задание 4.
Температура на Меркурии достигает +480, на Марсе редко поднимается выше 0, на Юпитере температура близка к -130, а на Сатурне приближается к -170. Как ты это объяснишь? Ответ запиши.
Тема «О чем рассказывает глобус».
Задание 1.
Что такое глобус? Выбери и запиши правильный ответ.
а) земной шар;
б) модель Земли;
в) поверхность Земли;
г) шар с рисунками.
Каким цветом на глобусе обозначена суша? Выбери правильный ответ и запиши.
а) голубым;
б) коричневым;
в) зеленым;
г) желтым.
Задание 2.
Прочитай предложение и вставь пропущенные слова.
Самая северная точка нашей планеты называется …, а самая южная - … .
Смена дня и ночи происходит из-за того, что Земля вращается … .
Смена времен года происходит из-за того, что Земля вращается … .
Задание 3.
Почему глобус можно назвать замечательным изобретением человека?
Задание 4.
Подумай, происходила бы на Земле смена времен года, если бы земная ось была расположена не наклонно по отношению к Солнцу, а вертикально? Обоснуй свой ответ.
Тема «Путешествие по карте России».
Задание 1.
Прочитай предложения, вставь пропущенные слова.
От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная … равнина.
Берега России омывают моря трех океанов: …, …, … .
Самое большое озеро в России - … . Из-за его огромных размеров его даже называют … .
Задание 2.
Выпиши из каждого ряда слов лишнее. Обоснуй свой выбор.
Балтийское море, Черное море, Каспийское море, Баренцево море.
Волга, Байкал, Енисей, Обь.
Таймыр, Камчатка, Ямал, Сахалин.
Задание 3.
Чем отличается озеро от моря? Запиши.
Каспийское море – это море или озеро? Докажи.
Задание 4.
Природа каких мест в нашей стране (моря, реки, озера, горы, …) особенно пострадала от рук человека и сейчас тяжело больна? Напиши ответ, обоснуй его.
Тема «Природные зоны нашей страны».
Задание 1.
Перечисли природные зоны нашей страны.
Задание 2.
Прочитай предложения и вставь пропущенные слова.
Северные районы нашей страны получают от Солнца … тепла, южные - … . Вот почему природа изменяется с … на … .
Нарисуй схему нагревания Земли.
Задание 3.
Представь себе, что ты наблюдаешь за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой природной зоне Солнце совсем низко поднимается над горизонтом, а в какой особенно высоко? Запиши ответ и обоснуй.
Задание 4.
Как изменяется продолжительность лета и зимы от одной природной зоны к другой? Запиши ответ и обоснуй.
|