Главная страница

Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка


Скачать 75.57 Kb.
Название Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка
Дата 10.03.2016
Размер 75.57 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени В.А. Шеболдаева

г.Гуково Ростовской области

Выступление

на школьном методическом объединении

учителей иностранного языка

27 августа 2013 года по теме:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Подготовила: Иванкова К.И.

учитель английского языка

Гуково 2013

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Вопрос об использовании современных технологий обучения с целью развития личностных качеств учащихся является актуальным для учителя любого предмета школьной программы, в том числе и учителя иностранного языка. Не случайно ФГОС 2-го поколения в качестве одной из целей изучения иностранных языков в основной школе выдвигает развитие личности учащегося. Одним из эффективных методов, позволяющих реализовать данную цель, является метод проектов.

Различные достоинства этого метода описаны в работах Е.С. Полат, И.А. Зимней, М.С. Трубицыной, В.В. Копыловой, О.И. Барменковой и других авторов. Но, несмотря на частое использование заданий по разработке проектов как в школьных учебниках, так и в различных дополнительных пособиях, нельзя с уверенностью сказать, что все аспекты использования проектирования достаточно полно проанализированы.

Я бы хотела рассмотреть опыт разработки проектов в рамках личностно-ориентированного подхода. Известно, что метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта. Вот почему важными условиями успешности и мотивации учащихся является создание учителем проблемных ситуаций на уроках иностранного языка. Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти решение, побуждает сравнивать, обобщать, делать выводы, а также обучает поиску, дифференциации и идентификации проблем.

Опыт использования метода проектов в VIII общеобразовательном классе показал, что поначалу большинство учащихся затрудняются даже обозначить проблему, не говоря уже о желании разрешить ее, «пропустить» через себя.

Создать проблемную ситуацию в этом классе помогло чтение и обсуждение текста из учебника на тему «Охрана окружающей среды». Сюжет рассказа прост: школьница, обнаружив, что любимая рощица завалена грудами мусора, начинает свою собственную кампанию по уборке свалки, привлекая к работе своих одноклассниц. Они справляются со своей задачей без помощи взрослых.

Далее началось погружение пока еще не в проект, а в поиск проблем, которые учащиеся сгруппировали по темам:

  • глобальные и мировые проблемы;

  • взаимоотношения и семейные проблемы;

  • проблемы молодежи;

  • окружающая среда и экологические проблемы;

  • политические проблемы;

  • социальные проблемы.

Следующим шагом явились идентификация и выбор единственной проблемы, которую было бы интересно разрешить самому без участия и помощи взрослых. В результате этого поиска образовались четыре проектные группы. С этого момента началось погружение в проект и личностное «присвоение» проблемы. Группы выбрали названия проектов по интересующим их вопросам:

  • Generation Gap: Fact or Fiction.

  • Pocket Money. How to Earn It.

  • The Colour of Class Board That Doesn't Irritate Eyes.

  • Homeless Pets. How to Help Them.

Участники проектов определили цели и задачи, наметили способы решения проблемы проекта, распределили роли и позиции членов группы в соответствии с их способностями, возможностями и желанием.

Следующий шаг - это организация деятельности проектантов. На этом важном этапе, от которого зависит вся дальнейшая работа и ее исход, у учащихся зачастую возникают трудности, поэтому без руководства учителя здесь не обойтись. Помощь учителя должна быть ненавязчивой, но действенной.

Исходя из поставленных целей и задач, учащиеся разрабатывали план деятельности группы, обсуждали пути и способы реализации их проекта: что они хотели получить в результате и как сделать так, чтобы их продукт был полезен кому-то в обществе.

Поначалу обсуждение велось в большей степени на русском языке, но опыт показывает, что на первых порах это не так важно. Главное, чтобы все участники работали увлеченно, заинтересованно, каждый старался хорошо справиться со своей ролью в проекте.

В качестве примера опишу эпизод по сбору информации в группе, работающей над проектом "Pocket Money. How to Earn It". Учащиеся не просто отбирали нужную информацию из газет, журналов и других источников, они провели социологическое исследование среди подростков в школе и за ее пределами. Вопросы интервью:

  • Хотел бы ты заработать честным путем на карманные расходы?

  • Знаешь ли ты, как это сделать без ущерба учебе?

  • Какие вакансии предлагаются подросткам в твоем городе?

Было опрошено более 200 школьников. На первый вопрос 163 школьника дали положительный ответ, на второй и третий вопросы большая часть учащихся ответили «нет» или «не уверен». Результаты наглядно показали, что подавляющее большинство учащихся хотят заработать, но немногие знают, где можно найти работу. Таким образом, ребята идентифицировали проблему и сделали вывод, что она волнует не только их самих, но и их окружение. Двое участников проекта встречались с представителями администрации города, чтобы спросить их о предоставлении рабочих мест для школьников. Сам факт, что в администрации их приветливо встретили и с уважением отнеслись к их вопросу, вдохновил и убедил ребят в пользе их работы. Двое других учащихся писали письма, обзванивали фирмы. После сбора данных учащиеся приступили к обработке материалов, переводу проекта на английский язык, оформлению портфолио и дизайну стендового доклада. Роль учителя на данном этапе - проверить грамотность текстов. Результатом работы над проектом явилось создание справочника с адресами и телефонами предприятий города, которые предоставляют рабочие места с неполной занятостью для подростков.

В X классе ("Enjoy English'', автор М.З. Биболетова), работая над проектом "Generation Gap: Fact or Fiction", группа учащихся расспросила большое количество людей разных поколений, занятых в разных сферах деятельности. С целью сбора информации для решения поставленной проблемы они задавали следующие вопросы:

  • Насколько серьезно стоит эта проблема в нашем обществе?

  • Кто должен в обществе заниматься решением проблемы «отцов и детей»?

•Какую позицию должны занимать власти в этом вопросе?

Результатом деятельности этой проектной группы помимо портфолио, показывающего, как продвигалась группа в решении вопроса, был также большой стендовый доклад с рекомендациями детям и взрослым. Рекомендации учащимся были вывешены в вестибюле, а советы взрослым были зачитаны на родительском собрании.

Проект "Homeless Pets. How to Help Them" отличался от других, так как многие люди считают, что проблемы бездомных животных не существует. Группа семиклассников, взявшись за решение этого вопроса с детской наивностью и непосредственностью, заставила взрослых посмотреть на проблему бездомных собак другими глазами. Важность и актуальность этого вопроса сейчас освещается в СМИ и решается властями на разных уровнях, но дети решили его по-своему: они стали ухаживать за больной озлобленной собакой во дворе. Проект изобиловал фотографиями их любимицы.

Лучшие проекты были представлены на итоговом мероприятии недели иностранных языков под названием «Фестиваль творческих проектов», среди которых были стендовые и мультимедийные презентации. Подведение итогов - очень важный момент, именно он дает ощущение законченности большой работы. Во время «Фестиваля» дается оценка экспертной группы (членами экспертной группы были учащиеся X класса с углубленным изучением английского языка), рефлексируются личностные результаты.

Конечно, очень важен продукт проектной деятельности, но еще более важен ход мыслительной деятельности детей, поиск путей и способов решения проблемы, качество собранной информации, приобретенные в ходе работы знания и умения, сотрудничество и умение работать в группе, ощущение значимости личного участия. В ходе работы над проектом учитель приучает учащихся к самоанализу и рефлексии в конце каждого шага:

  • Насколько важно было твое участие в проекте?

  • Что тебе удалось сделать на этом этапе? Что не получилось? Причина?

  • Чему научился сам и чему можешь научить других?

Такие вопросы заставляют детей быть ответственными, осознавать важность своей позиции в группе, добиваться решения поставленных задач.

Таким образом, работа над проектом проводится на разных этапах обучения иностранным языкам и является эффективным средством развития и воспитания школьников.

Список используемой литературы:

1. Барменкова О.И. О работе над проектом по учебнику "Happy English 2" // Иностр.языки в школе. - 1997. - №3. - С. 25-27.

2. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. -1999,-№4. - С. 19-21.

  1. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. - 2000. -Х° 1. - С. 4-10.

  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 4-11.