|
Информационные технологии как средство развития личностного потенциала учащихся на уроках английского языка
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т. д.
Модернизация школьного образования подразумевает прежде всего обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.
Изучение иностранного языка в целом и английского языка в частности направлено на достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
• развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, формирование активной жизненной позиции как гражданина, а также как субъекта межкультурного взаимодействия;
• развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.
Изменение внешних условий подразумевает развитие материальной базы, появление новых опытно-экспериментальных работ и новых средств информационных и коммуникационных технологий. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся информационно - коммуникативные компетенции (умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска информации, использовать электронные ресурсы, в том числе Интернет). Интернет-ресурсы сегодня позволяют
• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов:
• обучающие;
• информационно-поисковые;
• демонстрационные;
• моделирующие;
• тренажёры;
• контролирующие;
• учебно-игровые и т. п.
Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Одной из основных целей уроков иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Как считают современные ученые, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования своих мыслей. Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, заключается в том, чтобы перенести акцент с выполнения различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Коммуникативный подход способен подготовить учащегося к спонтанному общению на иностранном языке. В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей, наш опыт связан с применением информационных технологий. Однако, возникает вопрос: как использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, как ввести в урок английского языка новые технологические средства оптимально и органично, придав занятию зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом его логическую структуру?
В своей опытно-поисковой работе мы исходили из того, что в случае использования разных вариантов сочетания информационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться овладение учащимися навыками устной речи, активизации и стимулирования их познавательной деятельности и повышения качества успеваемости.
Мы разработали и апробировали несколько типов уроков, в основу классификации которых заложили принципы:
– “от простого к сложному”: постепенного усложнения используемых элементов информационно-коммуникационных технологий;
– учета возрастных особенностей детей, степени владения ими языковыми средствами;
– индивидуализации и дифференциации обучения.
Первый тип занятия в компьютерном классе – обычный урок по теме, когда компьютер используется в демонстрационном режиме. Компьютерные презентации могут быть включены в урок на всех этапах работы с учебным материалом.
Второй тип – урок с использованием электронных учебников и компьютерных программ. (CD-диски, входящие в комплекты УМК)
Третий тип урока с использованием ИКТ включает в себя работу в сети Интернет. Интернет является одним из лучших инструментов обучения, который может быть включён в учебный процесс.
Четвертый тип – урок, который строится на комбинированном использовании информационно-коммуникационных технологий.
Пятый тип – урок с комплексным использованием информационно-коммуникационных технологий. Например, учащиеся создают мультимедийные проекты в рамках практически каждого раздела учебной программы с применением электронных учебников, компьютерных программ и ресурсов сети Интернет.
Предлагаемая классификация уроков не является единственно возможной. Попытка показать виды деятельности педагога и учащихся на конкретных примерах еще не завершает многообразия форм, методов и приемов, используемых на уроках английского языка с применением информационно-коммуникационных технологий. Ведь в системе работы одного учителя зачастую сливаются воедино множество концепций и подходов к организации обучения: и метод проектов, и интенсивное обучение, и технология полного усвоения знаний и др. Поэтому все вышесказанное подтверждает мысль о возможности использования в системе работы одного учителя различных технологий, концепций и подходов к организации обучения. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников. Применяя на уроках и во внеурочное время вышеназванные технологии и методические приемы, мы смогли добиться значительного повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, язык становится предметом высокой степени привлекательности, мы получаем хорошее владение материалом, достаточно высокую успеваемость, достойно принимаем участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, обучение в летних школах помогает обучающимся наработать позитивный жизненный опыт, успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности. Таким образом, компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.
|
|
|