|
Программа по История Древнего мира ( 5 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа
по История Древнего мира ( 5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Ульяновской области реализующих программы общего образования, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г №241, Приказом Министерства образования и науки от 30.08.2010 №889, Приказом Министерства образования и науки от 03.06.2011г №1994, Приказом Министерства образования и науки РФ от31.01.2012г №69, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г №74.
-Локальных актов МОУ Волостниковская ООШ:
1.Устав МОУ Волостниковская ООШ
2.Положение о триместровой системе организации образовательного процесса Приказ №47/4 от 25.08.2008г
3.Приказ о переходе на триместровую систему организации образовательного процесса Приказ №48 от 30.08.2008г
-авторской программы Л.А.Соколова 5-9кл.М, Просвещение,2007г.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Цели курса:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
• дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
• чем отличается Древний мир от мира современного.
В результате изучения истории ученик 5 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Умения:
• пересказать текст учебника воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходства и различия;
• умение спорить и отстаивать свои взгляды;
• умение оперировать историческими датами;
• умение читать карту;
• умение анализировать исторические источники.
Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов. Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
I. Хронологические навыки
1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1 Читать историческую карту с опорой на легенду;
2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Распределение учебного материала
№ п/п
|
Название темы
|
Содержание темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение в историю древнего мира.
|
|
1
|
2
|
Жизнь первобытных людей.
|
Древние люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счёт лет в истории.
|
6
|
3
|
Древний Восток.
|
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство царя Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава «Царя царей». Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.
|
18
|
4
|
Древняя Греция.
|
Греки и Критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Иллиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимназиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.
|
21
|
5
|
Древний Рим.
|
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской Республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие цезаря. Установление империи. Соседи Римской Империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их ученики. Расцвет империи во 2-м веке. «Вечный город» и его жители. Римская Империя при Константине. Взятие Рима варварами. Падение Западной Римской Империи. Семь чудес света.
|
22
|
Зачеты проводятся по следующим темам:
Зачет №1 «Цивилизация Древнего Востока»;
Зачет №2 «Зарождение древних цивилизаций»;
Зачет №3. «Классический период истории Древней Греции »;
Зачет №4. «Рим- сильнейшая держава Средиземноморья»;
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение»,
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение»,
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК
К.В.Волкова КИМы по истории.М,Вако,2010
Методическая литература:
Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение»,
А.Т.Степанищев.История в таблицах 5-11кл.,М.,Дрофа,»2004
К.В.Волкова КИМы по истории древнего мира,М., ВАКО,2010
О.В.Волобуев,А.С.Шестаков «История Древнего мира в художественно-исторических образах».М.,Просвещение
Л.А.Румянцева «Детская Энциклопедия».РОСМЭН,1996
СД-диск.Мультимедиа-энциклопедия, Кирилл и Мефодий,2007
А.Ишимова.Расказы по истории России. «История государства Российского от его возникновения до времен Петра I».М,ООО «АСТ»,2004
С.В.Парецкова,И.И.Варакина. История 5-9кл.»Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах».Волгоград,Учитель,2007
К.А.Кулагина «Сто игр по истории».М.,Просвещение,1983
Э.В.Уткина. «Школьные олимпиады по истории 5-9класс,М,Айрис-пресс,2007
11.СД-диск.Мультимедиа-энциклопедия,Кирилл и Мефодий,2007
12. СД-диск.История России,КЛИО_СОФТ,2 части
13.СД-диск. Россия на рубеже третьего тысячелетия.
14.СД-диск.Энциклопедия истории России 862-1917гг.
Список карт:
1 Первобытный строй на территории нашей страны.
2 Египет и Передняя Азия в древности.
3 Походы Александра Македонского.
4 Римская империя
5 Падение Западной Римской империи
6Древний Восток:Индия,Китай
7.Первобытнообщиный строй на территории нашей страны. Древнейшие государстваЗакавказья,Средней Азии и северного Причерноморья.
Атласы по истории древнего мира.
Интернет ресурсы:
http://www.hrono.ru – исторический портал
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
-
http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (68 часов).
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы
содержания
|
Требования
к уровню подготовки
учащихся
|
Вид
контроля,
измерители
|
Домаш-
нее
задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
1
|
Введение в историю древнего мира
|
1
|
Вводный урок
|
Знакомство с курсом «История Древнего мира». Анализ учебного пособия
|
Знание терминов. Почему изучают историю
|
Анализ учебного пособия
|
рисунки о родном
крае
|
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов).
2
|
Древние люди
|
1
|
Урок изучения
нового
материала
|
Предки человека. Расселение древ нейшего человече ства.
|
Рассказать о расселении древней шего человека. Описать портрет древ нейшего человека.
|
Задание на объяс нение смысла терми нов. Задание на описание жизни первобыт ного человека.
|
§ 1, рабочая
тетрадь
|
|
|
3
|
Родовые общины охотников и собирателей
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Влияние природ ных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда.
|
Объяснить, чем зани мается, какими орудия ми труда пользовался.
|
Задание на описание жизни первобытного человека. Задание на описа ние орудия труда.
|
§ 2, рабочая
тетрадь
|
|
|
4
|
Возникновение искусства и религиозных верований
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Возникновение ис кусства и религи озных верований
|
Объяснить причину появления верований, религий. Рассказать о возникно вении первобытного ис кусства
|
Объяснение причин возникновения первобытного ис кусства.
|
§ 3
|
|
|
5
|
Возникновение земледелия и скотоводства
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Соседская община. Переход от соби рательства на зем леделие и ското водство.
Развитие ремесла. Обмен произве денными продук тами.
|
Сравнить родовую об щину и соседскую общи ну.
Рассказать о жизни семей земледельца или скотовода
|
Подготовить сравнитель ную таблицу «Родовая и соседская община».
|
§ 4состав-
ление кроссвордов
|
|
|
6
|
Появление неравенства и знати. Появление
бюрократии и кор-
рупция в древнем
Египте.
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Зарождение нера венства и знати
|
Сравнить родовую об щину и соседскую общи ну. Какие изменения произошли. Объяснить возникновение неравенства
|
Составление кроссвордов
|
§ 5, раб.
тетрадь
|
|
|
7
|
Счёт лет в истории
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Летоисчисление. Наше время, время до нашей Эры. Ход событий в истории.
|
Объяснить смысл исторических понятий урока. Устанавливать после довательность развития орудий труда и за нятий древнего человека.
|
Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать что означает ваше имя.
|
стр.28-30
раб.тетрадь
|
|
|
РАЗДЕЛ 2.Древний Восток (18 часов).
8
|
Государство на берегах Нила
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Древний Египет: географическое местоположение и природные усло вия, население.
|
Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Египта.
|
Задание на работу с картой.
|
§6, сделать макет
египетской
пирамиды
|
|
|
9
|
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Труд, быт и жили ще ремесленников и земледельцев.
|
Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян
|
Составить рассказ-описание: «Жизнь и быт Фараона, жреца, земледельца, раба».
|
§7
|
|
|
10
|
Жизнь египетского вельможи
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Неравенство в Древнем Египте. Рабы и их роль в хозяйственной жизни, жизнь египет ского царского вельможи;
|
Описать условия жизни и основные занятия египетских вельмож.
|
Составить рассказ-описание: «Жизнь и быт египетского вельможи
|
§8 схема
управления
в древнем
Египте
|
|
|
11
|
Военные походы фараонов
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Возникновение и управление госу дарством в Древ нем Египте:
а) фараон -повелитель Егип та;
б) военные похо ды фараонов.
|
Нарисовать характерные черты политического строя.
|
Работа с докумен тами. Определение дли тельности существования Древнего Египта.
|
§9, вопросы
карта
|
|
|
12
|
Религия древних египтян
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Религия древних
египтян.
|
Выделить основные черты, присущие груп пам населения.
|
Рассказ о мифах и религии египтян.
|
§10
|
|
|
13
|
Искусство Древнего Египта
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Культура Древнего Египта:
а) храмы и пира миды;
б) искусства;
|
Объяснить назначение пирамид, гробниц, ста туй, храмов
|
Подготовить сообщения об искусстве Древнего Египта.
|
§11 раб.
тетрадь
|
|
|
14
|
Письменность и знания древних египтян
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Письменность и научные позна ния; древнеегипет ская школа.
|
Рассказать о письменности древнего Египта, о древнеегипет ской школе.
|
Подготовить сообщения об искусстве Древнего Египта
|
§12,документ
|
|
|
15
|
Зачет №1 «Цивилизация Древнего Востока».
|
1
|
Урок обобщения и закрепления знаний
|
|
Знать все понятия.
Уметь определять необходимый ответ из ряда предложенных.
|
Тестирование, решение кроссвордов, диктант (терминов)
|
|
|
|
16
|
Древнее Двуречье
|
1
|
Урок изучения
нового
материала
|
Древнее Двуречье:
а) местоположе ние, природные условия, климат;
б)население и его занятия;
в) мифы и боги.
|
Называть и показывать расположение Древне восточных государств на карте. Показывать передви жения войск на карте.
|
Установление хронологической последовательности развития стран. Ориентирование на географической карте. Составление таб лиц на сравнение: а) жизни и занятий людей стран Западной Азии;
|
§13, рабоч.
тетрадь
|
|
|
17
|
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Древний Вавилон:
а) Хаммурапи и его законы;
б) научные знания и литература
|
Уметь работать с исто рическими документа ми.
Объяснять: цели, моти вы, результаты законов Хаммурапи
|
Работа с документами, рисунок столба Хаммурапи в собственном представлении
|
§14,документ
|
|
|
18
|
Финикийские мореплаватели.
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Восточное Средиземноморье
а) Финикия и Па лестина. Населе ние и его заня тия;
б) ремесла, тор говля;
в)религия.
|
Сравнить религии египтян и жителей За падной Азии. Выделять общее и осо бенное в образе жизни и занятий жителей Древнего Египта и Западной Азии
|
Составление таб лиц на сравнение письменности в Древнем Египте, Междуречье и Финикии
|
§15,карта
|
|
|
19
|
Древнееврейское царство царя Давида и Соломона
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Древнееврейское царство царя Давида и Соломона. Мифы.
|
Сравнивать культуру Передней Азии и Древ него Египта. Определять хронологи ческие рамки
|
Установление хро нологической последовательности развития стран. Ориентирование на географической карте.
|
§16-17,
раб.
тетрадь
|
|
|
20
|
Ассирийская держава
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Ассирийская дер жава:
а) местоположе ние;
б) военное искус ство;
в)ассирийское искусство, биб лиотеки
|
Сравнивать культуру Передней Азии и Древ него Египта. Определять хронологи ческие рамки
|
Описание памятников культу ры
|
§18,карта,
иллюстрации
|
|
|
21
|
Персидская держава «Царя царей».
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Персидская дер жава «Царя Ца рей».
Культура народов Западной Азии в древности:
а) письменность;
б) мифы;
в) Библия, храмы
|
Называть хронологиче ские рамки существования Древневосточных государств
|
Составление таб лиц на сравнение жизни и занятий людей стран Западной Азии;
|
§19,карта
документ
|
|
|
22
|
Природа и люди Древней Индии
|
1
|
Урок изучения
нового
материала
|
Древняя Индия:
а) природные ус ловия;
б) занятия насе ления;
|
Называть хронологиче ские рамки существова ния Древней Индии. Соотносить периоды существования Древней Индии и Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особен ностях природных усло вий Индии.
|
Задание на опреде ление деятельности существования Древней Индии. Задание на работу с картой.
Задание на подго товку рассказа об особенностях при родных условий Ин дии
|
§20, карта,
рабо.тетрадь
|
|
|
|
23
|
Индийские касты.
Древнеиндийский
трактат о коррупции.
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Древняя Индия:
а) религиозные верования, ле генды, сказания;
б) касты.
|
Называть касты и цвета которые им характерны,описывать условия и образ жизни, занятия людей Древней Индии
|
Задание составить схему индийские касты
|
§21, миф
|
|
|
24
|
Чему учил китайский мудрец Конфуций
|
1
|
Урок изучения
нового
материала
|
Религиозно фило софские учения, Конфуций.
|
Называть хронологиче ские рамки существова ния Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особен ностях природных усло вий Китая. Описывать условия и образ жизни, занятия людей Древнего Китая. Составлять описание китайских храмов. По единичным истори ческим фактам опреде лять значение.
|
Задание на анализ фактов, явлений. Задание на сравне ние политического устройства Индии и Китая.
Задание на выявле ние общего и осо бенного в религиоз ных верованиях Ин дии и Китая
|
§22, карта,
раб. тетрадь
|
|
|
25
|
Первый властелин единого Китая
|
1
|
Комбинированный урок.
|
Древний Китай:
а) природные ус ловия;
б) занятия насе ления;
в) Империя Цинь. Император и подданные.
|
Называть существенные черты политического устройства Ки тая. Выделять характерные черты положения основ ных групп населения.
|
Задание на выбор из предложенных имен правителей Китая.
|
§23,документ
|
|
|
|
|
|