7. КАК РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ СВОИ ДОЛГ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ы будешь делать только то, что хочется, если активность твоя бу-
5уждаться лишь предчувствием удовольствий, — в жизни у тебя ет нечего дорогого и святого, душа твоя не постигает, что такое ь, преданность, желания твои будут низменными и убогими, а без благородных человеческих желаний пуста и уныла. Должен-ние — единственная школа воспитания возвышающих человека 1Й. Каждый человек должен достигнуть той вершины, где он, по-так, как велит долг, делая возможным то, что кажется с первого а немыслимым и недостижимым, проявляет величие духа. > в величии духа постигается долг. Только величие духа рождает то человеческую потребность — потребность в дорогом, едином в мире человеке. Счастье любви, преданности, привязаниос-рудное счастье. Оно добывается, постигается только долженство-| и живет в долге. Может быть, кому-то из читателей эти поучения покажутся слиш- ком трудными для детей. Нет, каждое слово, каждую мысль поймет даже 10-летний ребенок, многое будет понятно и 7-летнему, но только при одном условии: взаимоотношения, через которые все это познает- ся, должны быть проникнуты долженствованием. Когда ребенок нахо- дит в жизни дорогого, единственного в мире человека, его сознание становится чутким и восприимчивым к этим истинам. Как глухого не взволнует музыка, так духовно одинокому не постигнуть высоких слов о человеческом долженствовании.
Я вижу важный воспитательный смысл в том, чтобы в годы детства каждый человек пережил привлекательность, красоту стремления человеческого к вершине долга. Идеал заключается в том, чтобы каждый стремился к своей вершине, не утерял тропинки к ней, не прошел мимо нее. Настоящим человека делает сила духа.
Многим поколениям воспитанников я рассказываю быль «Как ро- дился Василько» — о мужественном поступке отца мальчика. Своими рассказами о сильных духом я добиваюсь того, чтобы каждый мой питомец стремился к вершине духовных сил. Для меня подлинное рождение человеческой личности начинается с того, что питомец мой нашел, открыл, приобрел, «добыл» напряжением духа своего единственного в мире человека. Чаще всего таким человеком для моих питомцев становятся мать, отец, дедушка, бабушка, но бывают и чужие люди — старики, слабые, больные, нуждающиеся в помощи.
Для Василька таким человеком стала 3-летняя сестричка Наташа. Мальчик достиг первой вершины напряжения своих духовных сил во имя этой маленькой крошки, ставшей для него дороже всех на свете. К стенке колхозной мельницы — высокого каменного здания — кто-то поставил, лестницу. Играя, Наташа залезла по лестнице на черепичную кровлю здания. Влезла, оглянулась и закричала от страха. Дома в это время не было ни отца, ни матери. Увидев из окна сестричку, ухватившуюся за черепицу, Василько бросился по лестнице на крышу. Через несколько мгновений он был рядом с Наташей. Но слезть вместе с сестричкой он не мог. Долго сидел мальчик с Наташей на крыше, поддерживая ее в прямом и переносном смысле, пока не пришел отец.
Как важно, чтобы каждый уже в раннем детстве пережил это сча- стье — счастье приобретения дорогого человека. Детское величие духа — это та ступенька воспитанности, достигнув которой человек начинает понимать свой долг. Мудрость и искусство воспитания в том, чтобы каждого поднять на эту ступеньку.
Для воспитания духовной стойкости, выносливости, несгибаемости особенно важны труд, зимние походы, военные игры. Десятилетний ребенок может пройти в морозный день несколько километров. В походе и во время военной игры дети с большим воодушевлением сооружают снежные крепости, ледяные укрепления — всё это требует большого напряжения и выносливости. Поистине волшебное влияние на духовные силы ребенка оказывают взаимоотношения в коллективе. Коллектив — самый могучий побудитель самовоспитания личности. Коллективное презрение к тщедушию, безволию, слабости, хныканью пробуждает здоровые силы души каждого отдельного человека. Но коллективная оценка духовных сил становится возможной лишь тогда, когда коллектив преодолевает трудности. Воспитание силы духа и презрения к тщедушию неотделимо от вос- питания доброты, чуткости, сердечной тонкости и нежности. В способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила. Только добрый и великодушный может быть сильным. Не жалей себя, но умей жалеть других, «жалеть тех, кто несчастен» (см.: Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. М., 1913. Т. 14. С. 38).
8. В КАКИХ ПОСТУПКАХ ДОЛЖНО ПРОЯВЛЯТЬСЯ ЧУВСТВО ДОЛГА В нашем обществе на практике осуществляется принцип: высшая цен- ность — Человек. Социализм дает право каждому человеку на утверж- дение и активное выражение личности, на творческий труд, богатую и неприкосновенную духовную жизнь, счастье, свободу, радости бытия, любовь, продолжение рода, семейные очаг. Но эти права немыслимы без долга и конкретных обязанностей— обязанностей гражданина, тру- женика, культурной личности, сына или дочери, отца или матери. Тот, кто думает прожить счастливо без долга, в конце концов становится че- ловеком, достойным осуждения или сожаления. Гармония права и дол- га, личного счастья и труда во имя счастья и блага других людей — это нравственный идеал социалистического общества. Только при этой гар- монии человек может быть поистине счастливым.
Корень духовного благородства человека — это убеждение в том, что за право на личное счастье надо платить — платить прежде всего трудом, усилиями, напряжением духовных сил, заботой об общем благе. В годы детства человек на собственном опыте должен убедиться в том, что, если он будет только потребителем материальных и духовных благ, вскоре станет духовно нищим.
С каждым поколением школьников, готовящихся стать пионерами, мы совершаем поход в один заброшенный степной уголок. На склонах балки дети видят чахлый кустарник, за кустарником — несколько дубов, дальше — поле; балка переходит в выжженную солнцем пустошь, вдали — село. Вот здесь, на месте этой пустоши, много лет назад был глубокий пруд, в нем водились карпы и караси, по берегам пруда росли вербы, можно было из села выплыть на челноке и приплыть к этим тенистым дубам, их здесь было много. В лесу водились белки. Что же произошло, почему исчез пруд?
Это старинное казацкое село. Говорят, выкопали этот пруд запорожцы после победы под Желтыми Водами. И поселились на берегу. Но заметили, что пруд заносит илом. Сошлись селяне на сходку и решили: каждый, кто выкупался в пруду или просто пришел на берег полюбоваться красотой, должен набрать ведро ила и вынести за склон балки, высыпать в поле. Там сейчас очень плодородная земля: толстый слой ила. Люди придерживались этого порядка. У берега на вербовых кольях висели деревянные ведра. Для взрослых мужчин — большие, как половина нынешней бочки. Для детей — маленькие. Только тот, кого матери приносили на руках, не платил трудом за радость и удовольствие. Пруд с каждым годом становился чище и глубже. Но вот приехала в село неизвестно откуда семья — отец, мать, четверо сыновей и две дочери. Поселилась семья на околице рядом с прудом. И взрослые, и дети из этой семьи с весны до осени купались в пруду, а за ведра не брались. Поначалу люди как-то и внимания особенного не обратили на это. Но потом стали замечать, что многие подростки делают так же: купаются, но ила не выносят. Старики стали увещевать молодежь: что же вы делаете? А подростки отвечают: раз Неприкаянным можно (так называли неизвестно откуда приехавшую семью), то и нам можно. Пример оказался заразительным. Многие стали приходить купаться после сумерек, чтобы никто не видел... Старики качали головами, но ничего не могли сделать. Деревянные ведра, висевшие на вербовых кольях, рассохлись, а потом и совсем исчезли. Старый обычай был забыт. Каждому думалось: на мой век пруда хватит... А пруд мелел, превращался в болото, зарастал бурьяном; исчезли карпы и караси. Наступило время, когда вода стала сохраняться в пруду только весной, а потом и весной не сохранялась. Пруд исчез. Надо было копать заново, но каждый думал: разве мне больше всех нужно? До сих пор жители этого села страдают от безводья. Колодцы очень глубокие, воды очень мало. Летом привозят воду в бочках из Днепра... Ходят друг к другу с ведром: дайте, пожалуйста, воды'на суп...
Нет ничего страшнее эгоизма, нет гибельнее оправдания собственной лени: а разве мне больше всех надо? Моя хата с краю... Корни эгоизма живут всезнании человеческом столетиями.
Социализм — это источник человеческого счастья, он открыт перед каждым, но нельзя допустить, чтобы каждый стремился взять из источника как можно больше, забывая о родниках, не очищая их от ила. Всеобщее благо — о нем должен думать каждый человек. В заботе о всеобщем благе проявляется подлинная гражданственность. Всеобщее благо нельзя представить себе как сооружение из кирпичей, где каждый кирпич — счастье отдельно взятого семейного очага. Такое сооружение не может быть прочным. Счастье общества не строится механическим сложением индивидуального благополучия каждой семьи. Я стремлюсь к тому, чтобы дети поняли, что может произойти с глубоким прудом, если каждый будет думать: на мой век хватит... Тревога, забота личности об истоках общего блага, о зависимости личного счастья от счастья общества — это цемент, скрепляющий кирпичи индивидуального блага в прочное здание всеобщего счастья. В годы детства, отрочества, ранней юности человек должен своими руками открывать родники общего счастья и блага, оберегать их. Я считаю исключительно важным, чтобы уже в детстве началась оплата благ, радостей, счастья, которые дает общество. Общественное должно стать для ребенка личным (нельзя говорить: дороже личного). Бесплодный, выжженный солнцем склон, обращенный к югу. Я рассказываю детям: здесь можно создать виноградник. Это будет красивый, цветущий уголок и полезное дело. Мы создадим Виноградник для Людей. Будем дарить солнечные ягоды больным. Наш труд принесет людям радость.
Мы начинаем нелегкий труд. Копаем ямы, носим плодородный ил, уничтожаем сорняки. Нас одухотворяет мечта о радости для людей. В нашем представлении уже наливаются животворными соками солнечные гроздья. Забота об осуществлении мечты становится личным интересом каждого ребенка. Виноградник так же дорог, как дороги кукла, огнегривый конь... Вот как раз с того момента, когда общественное становится личным, человек начинает платить за право брать и из этого источника, над истинной ценой которого он бы никогда не задумался, если бы не увидел уже в детстве плоды собственного труда для общества. Когда после нескольких лет нашего труда унылый склон превратился в виноградник и мы понесли гроздья старой матери трех сыновей, погибших на фронте, дети пережили ни с чем не сравнимую радость. Дайте эту радость каждому ребенку — и он поймет, откуда что берется, как надо благодарить общество за то, что оно дает. 9. ВЫСШАЯ РАДОСТЬ — РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Высшей человеческой радостью является рождение человека. Знай, что твое появление на свет было большой радостью для матери и отца, и ка- ждый год, когда приходит день твоего Рождения, они с волнением вспо- минают, какими были они, когда родился ты, каким был твой первый крик, какое ты первое слово произнес. Каждый пришедший в мир не только продолжение рода человеческого, но и ни с чем не сравнимое богатство, несущее в себе источник славы, величия, могущества Роди- ны. Рождение человека — это будущее народа, радость отца н матери.
От того, как относится ребенок к самому факту рождения новой жизни, к беременной женщине и особенно к своей матери, готовящейся стать роженицей и снова матерью, зависит душевная чистота, нравственная порядочность, моральное целомудрие отношений в детской среде. Формируя благородное отношение к рождению человека, мы воспитываем будущего отца и будущую мать.
Есть на Украине села, где рождение нового человека отмечается как общий праздник, и в воспитании такого отношения к этому событию активную роль играет школа. Я советую рассказать подросткам, юношам и девушкам о событии, которое произошло в одном маленьком селе на берегу Днепра и вошло в мою «Хрестоматию» под названием «Почему умолк трактор».
В хорошей семье у ребенка развита потребность в духовном общении с братом, сестрой. В семье с одним ребенком значительно обедняются условия для гармонического воспитания чувств. Забота о другом человеке начинается с работы о братике, сестричке. Чувство кровного родства является благоприятной почвой для воспитания и развития отзывчивости, участливости, сердечности, а для старшей сестренки — это и первая школа материнских забот. Для мальчика и особенно для девочки появление в семье маленького ребенка, даже ожидание рождения нового человека, означает своеобразную ступень их нравственного развития. Если семья ждет нового человека, мы рассматриваем это как ви с чем не сравнимые, очень благоприятные условия, способствующие развитию нравственной свободы. С ожидания рождения нового человека в духовной жизни мальчика или девочки начинается период особенно активного выражения своей подлинно человеческой сущности. В индивидуальных беседах и консультациях мы советуем родителям: если вы хотите, чтобы в семье сложились отношения долженствования и любви, уважения и ответственности, будьте матерью и отцом детей, а не дитяти; пусть у каждого вашего ребенка будут братья или сестры, по крайней мере один брат или сестра.
Наиболее счастливо обстоятельства складываются тогда, когда интервал между рождением старшего и младшего ребенка — от 3—4 до 5—6 лет. Рождение новой жизни оставляет в душе ребенка особенно сильное, неизгладимое впечатление тогда, когда он еще не взрослый и не подросток, но уже достаточно развит умственно и эмоционально, для того чтобы понять и почувствовать, хотя бы в общих чертах, смысл человеческих отношений, в которые он вступает в связи с появ- лением на свет родного существа. Появление на свет младшего брата или сестры создает наиболее благоприятные условия для развития нравственной свободы в семье, для гармонического развития и младшего, и старшего, и родителей, когда старший еще не может объяснить тайну рождения и поэтому переживает чувство восторга, изумления, благоговения и перед самим таинством рождения жизни, и перед матерью,
И в беседах с маленькими детьми, и в советах матерям и отцам по этим очень тонким вопросам (советы эти возможны лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая ведется с семьей) мы придерживаемся того, чтобы старший брат или сестра готовились к появлению нового человека как к великому торжеству жизни и сами переживали это событие как нравственное обновление, возвышение, чтобы они чувствовали: передо мной теперь будут новые обязанности, я теперь уже не только сын, но и брат. Если школа поможет родителям, подскажет, что можно и чего не надо говорить ребенку, как отвечать на его вопросы, — это событие войдет в его духовную жизнь как акт великой нравственной чистоты; не будет прикосновений к неприкосновенному, сохранится романтический ореол тайны рождения и материнства.
Родителей и учителей часто волнует вопрос: как объяснять детям тайну их рождения? Одни считают, что надо говорить об аисте, другие уверены, что будет лучше, если ребенку рассказать всю или почти всю правду, третьи находят наиболее целесообразным ответ: ты еще маленький, подрастешь — узнаешь. Все-таки вариант с аистом в нравственном отношении наиболее подходящий, потому что это художественный образ, в котором выражается народная мудрость и поэзия, заботливое отношение к сокровенному в нашем бытии и к чуткой душе ребенка. Расскажите ребенку сказку о прекрасном, добром Аисте, и он поймет ее именно как сказку, поверит в нее так, как верят в сказку дети. В сокровенном и неприкосновенном должны быть недомолвки — иначе человек просто перестанет быть человеком, должно быть по- этическое мышление — иначе мы опустимся до грубости и примитивизма. Тот, кто с появлением в семье нового существа обретает волнующее чувство братства, пусть находит удовлетворение своей любознательности в чистой романтической сказке — в этом нет никакой опасности, наоборот, только таким путем можно воспитать целомудрие. Специально для маленьких детей — дошкольников и младших школьников — я придумал сказку о рождении человека.
Вот эта сказка.
«Ты спрашиваешь, Оленька, где взялся твой братик, откуда он пришел к вам, почему твоя мама стала и его мамой, ты стала его сестрой, а он стал твоим братом? Слушайте, дети, я расскажу вам самую правдивую в мире сказку. Смотрите, алеет небо на востоке. Скоро взойдет Солнце. Там, далеко-далеко, где Солнышко ночью отдыхает, у него есть прекрасное Маковое Поле. Вот сейчас Солнце приближается к своему Маковому Полю. Алые Маки цветут там вечно, в долине журчит прозрачный ручей. Каждой матери, и твоей маме, Оленька, Солнышко дарит на своем Поле Маковый Куст. Когда Матери хочется сына или дочь, она мечтает: какое у меня будет дитя? И вот, как она и мечтала, под Маковым Кустом и рождаются сын или дочь. Рождается 'новый человек — из материнской мечты и из золотых лучей Солнца. Лежит маленькое дитя на алых маковых лепестках, протягивает ручки, улыбается — ему хочется к груди материнской. В эту минуту на маковое поле прилетает Аист — птица с серебряными крыльями и изумрудными глазами. Берет Аист дитя и приносит матери. Это ее родное дитя, она взлелеяла его в своей мечте; Солнышко создало тебя, Оленька, такой, как маме твоей мечталось. А птица чудесная— Аист с серебряными крыльями летит снова к Маковому Полю, потому что много в мире матерей, и у каждой своя мечта...
От материнской и отцовской мудрости зависит поддерживать в ребенке бережливое, заботливое, восторженное отношение к новой жизни — даже тогда, когда она еще и не появилась.
10. КРАСОТА—МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЧУТКОСТИ В годы детства и отрочества умей проявить душевное мужество в доб- лесть — вложи свои духовные силы в человека, который тебе, казалось бы, чужой. Пусть неспокойным будет твое сердце оттого, что рядом с тобой человек лишен счастья или же явно страдает. В жизни бывает не так часто, чтобы горе кричало, заявляя о себе. Умей услышать и почув- ствовать молчаливое горе — оно особенно безысходное.
Самым могучим средством воспитания чуткости является красота. Красота — это вершина, с которой ты можешь увидеть то, что без пони- мания и чувствования прекрасного, без восторга и одухотворенности ни- когда не увидишь. Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убе- ждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в со- ответствии с этим относишься сам к себе.
В понимании и чувствовании красоты — могучий источник самовос- питания.
Чувствование и переживание красоты, стремление к прекрасному, нетерпимость к уродливому — все это требует развитого, тонкого, чуткого ума. Только слияние умного и красивого дает высоконравственное; без идей красота не может открыть перед человеком величие жизни и его собственное человеческое величие. Красота лишь тогда облагораживает и возвышает, когда она сливается с правдой, человечностью, непримиримостью к злу. Каждому поколению детей, духовное развитие которых уже позволяет раскрывать перед ними сущность высоконравственного и аморального, я рассказываю о событиях, происходивших на нашей земле в годы фашистской оккупации. Офицер-гестаповец, целую ночь истязавший в застенке советских людей, придя домой ранним утром, любил наблюдать восход солнца, лю- бовался красотой нового дня, а потом шел в сад, поливал розы... Такое отношение к красоте пробуждает в детских сердцах ужас, омерзение и ненависть. Дети убеждаются, что нет красоты вообще и восторженности вообще, есть реальный человеческий мир благородства, противостоящего злу и человеконенавистничеству, и только в этом мире красота — могучий воспитатель. Мы живем в этом мире, он воздействует на наши сердца ежеминутно, только благодаря этому этические поуче- ния о красоте имеют реальную силу-я-без-красоты невозможно полноценное воспитание. Сила красоты реальна в социалистическом обществе лишь потому, что есть солнце правды — самые справедливые в мире человеческие отношения.
Я считаю очень важным учить маленького человека видеть красоту и в то же время думать о красоте и человеческом благородстве. Мысль, понимание, размышления играют исключительную роль в оттачивании чувств. Мы с детьми идем встречать рассвет на берегу пруда, и здесь я рассказываю им сказку «Вол и Синичка».
У меня есть целый сборник сказок для маленьких детей о красоте. Самое главное в этих сказках — побуждение к размышлениям о прекрасном, становление взглядов и убеждений на красоту природы, человека, его поступков. Сказка «Вол и Синичка» заставляет детей задуматься о том, что красота открывается только мудрому и думающему.
Есть у нас сказка о Первом Одуванчике. В ней рассказывается о том, как среди зеленой травы вспыхнул яркий, как солнышко, цветок одуванчика. Все зеленые былинки обратили на него внимание: что это такое, откуда такая изумительная красота? Одуванчик возгордился: я самый красивый, я единственный в мире. Не вот вспыхнули десятки, сотни других ярких солнышек, и о Первом Одуванчике забыли: травинки любовались теми цветочками, которые цвели вблизи. Слушая и переживая эту сказку, дети задумываются над тем, что подлинная красота неотделима от скромности и достоинства.
С детскими представлениями о красивом надо быть очень вдумчивым и осторожным. Пожалуй, нигде поверхностность не приносит столько вреда, как во время беседы о красоте. Неосторожным словом можно принести большой вред.
Красота как бы открывает глаза на мир. Плохое, уродливое, незаметное в течение длительного времени в свете красоты становится вдруг нетерпимым. Одна из закономерностей воспитания —зло и уродство пусть вытесняются красотой. Поставьте на стол среди класса красивую веточку цветущей вербы — и дети заметят в углу паутинку. Посадите у входа в школу вечнозеленую ель — и у каждого вашего питомца» проходящего мимо ели, каждый раз из глубины души будет подниматься смутное желание сделать что-то хорошее — помогите ему осмыслить это желание! Вообще надо нам зорко следить за рождением в юных сердцах неосмысленных побуждений и, лелея и развивая эти тонкие движения души, превращать их в стремления. Красота помогает этому превращению. Неясная, неосознанная мысль становится голосом совести.
|