Главная страница

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека


Скачать 5.05 Mb.
Название Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека
страница 9/38
Дата 12.02.2016
Размер 5.05 Mb.
Тип Документы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   38

Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь — твое горе. Их неудачи и неприятности на работе — твоя беда. Их позор — не только твой позор, но и твое несчастье, от которого можно избавиться, только преодолев его. Если в семье горе, несчастье, неприятность — твоя ответственность за благополучие семьи возрас- тает во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд — самое сложное человеческое дело. Он — труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.

Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь твоей матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодарность, равно- душие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их — сына и дочери — труд, жизнь, поведение.

Это одно из самых важных этических поучений, касающихся чутких взаимоотношений поколений. Я твердо убежден, что первая школа гражданского долженствования начинается с мысли ребенка: а что скажет и подумает о моем поведении мать, отец? В развитии тонкого чувствования ребенка к чувствам, переживаниям, мыслям матери и отца, вообще к их духовному миру я вижу исключительно важную воспитательную задачу. Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам, — вот какого очень важного принципа придерживаемся мы в воспитании отношений матерей и отцов, с одной стороны, и детей — с другой. Мы считаем очень важным, чтобы ребенку было совестно перед матерью и отцом (как, впрочем, и родителям должно быть совестно перед детьми — это особый вопрос), чтобы он с малых лет по- знал, какая это большая радость — принести счастье, удовлетворение, полноту духовной жизни матери и отцу. Воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые становились бы радостью матери и отца. В начальных классах, если хотите, у нас на этом держится школа — и ни на чем другом. Всё, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — всё это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношений детей и родителей. Совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения, — это уродливое воспитание. Зорко следите за тем, чтобы именно в этот период — в начальных^ассах — не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Взаимоотношения детей и родителей должны строиться только на желании ребенка быть хорошим, на том, что он приносит в семью радость. Это особая, малоисследованная грань школьного обучения; ее сущность заключается в том, что всё обучение ребенка — это его воспитание; что бы вы ему ни рассказывали, ни объясняли, ни спрашивали, вы прикасаетесь к его сердцу, вы излучаете свет, который в конечном счете отражается на родителях.

Мы приглашаем матерей и,отцов в школу очень часто. Приглашаем на Праздник матери и Праздник отца, на Праздники Книги и Праздники Творчества. Здесь — это и есть наш замысел — матери и отцы соприкасаются с умом, способностями, наклонностями своих детей. Здесь родители видят умственный труд и успехи сыновей и дочерей. Каждая мать, каждый отец несут сюда тайную надежду на то, что сегодня их порадуют успехи сына, дочери. Не всегда эти надежды оправдываются сегодня, но ни у одного отца, ни у одной матери нет несбывшихся надежд. Без этого невозможно было бы представить правильное воспитание детей.

Мне кажется странным, удивительным, совершенно непонятным тот факт, что в подавляющем большинстве школ игнорируется важнейший стимул, побуждающий ребенка хорошо учиться и вообще быть хорошим человеком, — желание принести в семью радость, счастье, мир и покой. Это желание — самая тонкая и в то же время самая прочная нить, связывающая школу с семьей. Если нет этой нити или она оборвалась, в звук пустой превращается педагогическое просвещение родителей, никаких желаемых результатов не дает обращение школы к помощи семьи. Единство усилий школы и семьи становится возможным лишь тогда, когда сын стремится принести и несет в семью радость. Конечно, речь идет о нравственно здоровой семье, построенной на прочных человеческих основах взаимной любви, преданности, помощи, соучастии каждого члена семьи в творении общего счастья.

Я вспоминаю интересное событие, которое произошло в одной из наших семей. Вось- миклассник Виктор Матвиенко, не обладая большими способностями, отличался трудолюбием и усердием. Камнем преткновения для него была математика. С трудом он учился на «трояки». Мальчик поставил цель: научиться решать задачи и овладеть теоретическим материалом настолько прочно и глубоко, чтобы получать только «пятерки». Он записался в математический кружок, часами просиживал над трудными задачами. Его тайной надеждой было стремление к тому, чтобы мать и отец не вздыхали с огорчением, когда речь заходит о математике. И вот однажды он пришел из школы радостный, сияющий. Открыв дверь, он сразу же воскликнул: «За письменную — «пятерка»!»

Мальчик не успел заметить, что мать и отец были чем-то очень взволнованы, в глазах матери застыло страдание, у отца дрожали руки от волнения. Ничего этого Виктор не увидел. Он не знал, что у матери и отца была серьезная размолвка, что он прервал ее на том моменте, когда мать поставила отцу вопрос: можно ли дальше жить так, как живем мы, можно ли мне прятать самой отсебя свои обиды, горечи...

В это мгновение прозвенел радостный голос сына. Никогда еще мать и отец не видели в его глазах такой радости. Он принес свою радость им — матери и отцу — как богатство, достигнутое огромным трудом. «Радость, принесенная сыном, перевернула мою душу, — рассказал мне отец. — Она погасила костер нашего разлада... Мне стало стыдно перед собой. Я понял, что сын наш не одну неделю стремился, мечтал о том, чтобы принести нам с матерью счастливую минуту. Какой же я отец, если в эту минуту буду думать о чем-то другом? Поверьте, радость, принесенная сыном, спасла нас от разрыва, а точнее будет сказать — спасла меня от предательства...»

Я знаю десятки семей, в которых тонкие и глубокие трещины во взаимоотношениях отца и матери исчезали именно благодаря тому, что ребенок приносил в семью радость, мир и покой. Природа человеческого духа такова, что в счастье своего сына или дочери мать и отец видят свое общее творение, и, чем глубже это счастье, тем больше оно укрепляет духовную общность и взаимную преданность матери и отца. Миссия школы в укреплении семьи очень важная: ребенок должен приносить из школы домой радости. Я никогда не соглашусь с возражениями, которые могут последовать: а что же сделаешь, если ребенок учится плохо, откуда же возьмешь ему радость? В том-то и дело, что ни один ребенок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет... Если |олько эти мысли зародились в детской голове, он, ребенок, больше не наш воспитанник и семья его — отец и мать выпали из сферы вашего воспитательного влияния. В том и заключается гуманная миссия воспи- тателя, чтобы самый слабый ученик переживал радость успеха: лишь при этом условии он ваш воспитанник, а в семье его маленькие радости являются огромной духовной силой, укрепляющей духовную общность матери и отца. Отец и мать в тысячу раз больше смогут помочь вам тогда, когда сын приносит им из школы радость, чем тогда, когда они «вставили ребенка быть хорошим. Можно принудить к поступку, но заставить быть невозможно. В стремлении быть хорошим важнейшим побуждением является добрая воля ребенка; это источник долженство-нания, это условие того, что чуткий уголок сердца никогда не очерствеет.

Если человек чувствует , что он бесконечно дорог другому человеку, из таинственных глубин его организма поднимаются неведомые источники, способные победить страшный недуг. Я учу своих питомцев: материнская душа — это нежный лепесток только что раскрывшегося цветка. Твое недоброе слово —царапинка на хрупкой ткани души мате- ринской. Мать перенесет всё: н обиду, и боль, и горе... Но от каждой ца- рапины навсегда остается ранка — помни это.

На выпускном вечере, провожая юных граждан в самостоятельную жизнь, я рассказываю им сказку «Мой жаворонок в окошко улетел».

Пусть каждому из вас, будущие матери и отцы, на всю жизнь запо- мнится то мгновение, когда вы съели улетевшего в окошко жаворонка, когда мама ваша, вздохнув тихонько, чтобы и вас особенно не потрево- жить, сказала об этом, и до вас дошел подлинник смысл ее слов. Пусть мысль об этом мгновении всю жизнь горит ярким красным огоньком на пашем пути, предостерегая от равнодушия и бессердечности, напоминая вам: осторожно, у меня единственная в мире мать, у меня единственный в мире отец.

Если вы сумеете сказать об этом юношам и девушкам в тот торже- ственный момент, когда они прощаются со школой, сказать ярко и вы- разительно, это будет хорошим завещанием, напутствием и наставлением. Помните, что далеко не всем вашим питомцам быть инженерами и врачами, учеными и художниками, а отцами и матерями быть всем, без исключения, мужьями и женами — быть всем. И если поставить воспитательные задачи школы по степени важности, то на первом месте станет воспитание Человека, мужа, жены, отца, матери, а на втором месте — воспитание будущего инженера или врача.

22. КАК ПОЗДРАВЛЯТЬ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ У твоего товарища родился брат или родилась сестра — поздравь его с счастьем. Поздравление с рождением человека — один из признаков че- ловеческой культуры. Для каждого человека День его Рождения — самый счастливый в его жизни. Если никто не поздравил его с Днем Рождения, даже не напо- мнил ему об этом — этот человек одинок и несчастен. Есть люди, кого- г рых не огорчает одиночество, — они вдвойне несчастны. Ты должен знать и всю жизнь помнить День Рождения матери, отца, дедушки, братьев, сестер. Счастье семьи заключается в том, что мы отдаем друг другу теилоту своих сердец. Сколько человек в семье, столько и Дней Рождения. • В День Рождения дорогого для тебя человека встань раньше обычного. 'Приди к имениннику и скажи ему; «Поздравляю с Днем Рождения. Желаю вам от всего сердца доброго здоровья и счастья, сильного духа и ясной мысли». Если поздравляешь маленьких брата или сестру, порадуй их, напомнив, сколько лет исполнилось сегодня имениннику. В детстве годы прибавляются с восторгом, в отрочестве -— с радостью, в ранней юности — с волнением и тревогой, в зрелости — с грустью, в старости — с печалью. Не надо считать, сколько лет исполнилось отцу или матери, бабушке или дедушке. Не напоминай, сколько лет твоей старшей сестре — имениннице, особенно если ей уже больше двадцати. Девушке, женщине всегда хочется быть молодой — это право той поло-. вины рода человеческого, в которой с наибольшей силой и выразительностью видим мы свою красоту. Красота должна быть неувядаемой; годы творят, но годы же и разрушают красоту. Время необратимо, как необратимо прожитое и пережитое. Счастье человеческое не в том, что прошел еще год, а в том, что он нам принес. Поздравление с Днем Ро- ждения требует большого такта и душевной тонкости. В том, как ты но- здравил, о чем сумел вспомнить и о чем подумать, о чем сказать и о чём умолчать, выражается твоя культура. Поздравляя, не надо говорить: «Желаю многих лет жизни...» Ребенку, подростку эти слова ничего не скажут, потому что для понимания и переживания этих слов необходима большая жизненная мудрость: отцу и матери они лишний раз напомнят, что придет время уходить в небытие, для дедушки и бабушки они прозвучат иронией, потому что годы их жизни уже ушли...

В День Рождения преподнеси подарок дорогому для тебя человеку. Подарок на День Рождения — это вещественное выражение твоей куль- туры, символ, память сердца. Умей сделать или купить подарок. Самый дорогой подарок для родного, дорогого тебе человека — что-нибудь еде-, данное твоими руками, например цветы, которые ты сам вырастил. Хо- роший подарок — рисунок, стихотворение или маленький альбом, даже обычная тетрадь с твоими рисунками или стихами. Не умеешь писать стихов — Напиши маленький рассказ о том, что запомнилось тебе на всю жизнь. Матери-имениннице напиши свое воспоминание: какой она запомнилась на самой первой страничке твоей памяти. Бестактно про- сить у матери или отца деньги, чтобы купить им подарок в День Рожде- ния. Если сам не умеешь сделать ничего своими руками или поленился, — ну, что же, сумей отчитаться перед своей совестью, купи подарок, заставив себя отказаться от самого необходимого. Если мать ежедневно дает тебе десять или пятнадцать копеек на обед, не пообедай несколько дней, куии книгу, которую, ты знаешь это, любят мать и отец. Не думай о покупке дорогих и громоздких вещей. Пусть будет мал золотник, да до- рог. Ценность подарка на День Рождения — нравственная ценность, она измеряется не стоимостью вещи, а теми силами души, которые ты вло- жил, готовясь принести радость.

Особенно дорого поздравление с Днем Рождения для твоих дедушки и бабушки. Забыть о их Дне Рождения— значит быть моральным неве- ждой.

Не забудь о Дне Рождения своего старого учителя, особенно если он одинок. ''

День Рождения — семейное торжество. Это праздник родных и близ- ких, а не всего коллектива (общественность отмечает только День Ро- ждения людей, удостоившихся этой чести своими заслугами перед обще- ством, да и об их юбилее люди узнают, когда человеку исполняется 50 лет, не раньше). Отмечать торжественно в коллективе День Рождения раньше этого возраста или если человек не удостоился признания обще- ства — нескромно. Семья, как правило только семья, должна отмечать торжественно День Рождения взрослого человека.

Не надо отмечать торжественно День Рождения каждого школьника и в большом коллективе школы-интерната, как это, к сожалению, нередко делается: собирают в большом зале всех воспитанников, сажают на почетное место всех родившихся в истекшем месяце и поздравляют... Трудно придумать что-либо более бессердечное и глупое, чем это представление. С воспитательной же точки зрения такой День Рождения калечит юную душу:маленький человек с детства привыкает делать значительные вещи только для проформы. День Рождения — это Праздник Родственных Сердец — нельзя забывать об этом. Юбилей уважаемого обществом человека отмечают в клубе, произносятся торжественные речи, но потом все равно собираются родные и самые близкие — без этого не мыслится Праздник Дня Рождения. Праздник Родственных Сердец лишь тогда становится тем, чем он должен быть, когда в нем участвуют люди, которые приобрели моральное право прикасаться к сокровенным уголкам твоего сердца. Школа-интернат, как и любой коллектив большой школы, не может обладать душевными силами того семейного очага, который бы по-настоящему прикоснулся к каждому сердцу. В этом большом коллективе есть коллективы маленькие — люди, живущие в одной комнате. С этой маленькой группой должна проводиться воспитательная работа, создающая атмосферу семьи, иначе невозможно представить воспитание личности, пробуждение и утверждение чувств сердечности, душевной близости, участливости. Подумаем над словами В. И. Ленина: «Нельзя жить в доме, где все окна и двери никогда не запираются, постоянно открыты на улицу и всякий проходящий считает нужным посмотреть, что вы делаете. Я бы с ума сошел,если бы пришлось жить в коммуне, вроде той, что в 1902 году Мартов, Засулич и Алексеев организовали в Лондоне. Это больше чем дом с открытыми окнами, это проходной двор. Чернышевский правильно заметил: у каждого есть уголок жизни, куда никто никогда не должен залезать и каждый должен иметь «особую комнату» только для себя одного»1.

Нельзя превращать большой школьный коллектив в огромную

' Автор цитирует воспоминания С. И. Гусева о беседе с В. И. Лениным, приведенные и статье В. Логинова «Мыслитель, революционер, человек» (см.: Юность. 1969. № 9. Г. 79). комнату с открытыми окнами и дверями — в ней человеку вначале жутко и неуютно, а потом безразлично. Большой коллектив существует совсем не для того, чтобы выставлять напоказ всё, что делается в каждом сердце. Я видел школы-интернаты, где в одной комнате живут тридцать детей... Жалкая это жизнь, и печально то, что воспитателей не удручает недопустимость такого «коллективизма». Здесь детское сердце отупляется, деревенеет, маленький человек становится равнодушным и к тому, что делается рядом с ним, и к самому себе. Он может спать непробудным сном, когда у соседней кроватки воспитатель целый час громко «читает мораль» его товарищу... или целую ночь не спать — возбужденный, взбудораженный, растревоженный. Создание в большом коллективе школы-интерната атмосферы семьи — пока еще проблема, ожидающая осмысления, творчества.

Детей надо учить поздравлять, учить дарить. Но слова воспитателя доходят до детского сердца лишь тогда, когда ребенок учится чувствовать. В жизни бывают обстоятельства, события, явления, когда перед детьми открывается грань человеческих отношений, наполняющая каждое слово воспитателя, отца, матери глубоким смыслом. Обычное слово, которое ребенок часто слышит, вдруг открывается перед ним неведомым, чудесным оттенком, затрагивающим сокровенный личный мир. Умейте увидеть мир глазами своих детей. В этом умении — один из источников вашего педагогического мастерства.

23. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ВЕРНОСТИ И ПРЕДАННОСТИ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ Посади на приусадебном участке Яблоню Матери, Яблоню Отца, Яб- лоню Бабушки, Яблоню Дедушки, Яблоню Брата, Яблоню Сестры. Первые плоды с этих деревьев — матери, бабушке, отцу, дедушке. Что отдал — твое, что скроешь — то потеряно навек (Шота Руставели). Даже в большом городе можно вырастить в комнате Сад Матери и Отца, Дедушки и Бабушки. Главное — уметь вкладывать свои благородные чувства в человека, в труд. Если ты живешь в селе — посади яблоню для одинокого человека, которому нелегко жить из-за своего одиночества. Созреют плоды — отнеси их одинокому человеку. Принося радость другим, ты возвышаешь себя.

Всегда оставайся дитём своей матери, потому что ты для нее даже 60- летний, даже 70-летний — всегда дитя. Спрашивай у нее совета, неси ей свои радости и печали. Ты поступил в пионеры, стал комсомольцем, по- лучил паспорт — неси свою радость отцу и матери. Ты получил свой первый заработок — купи подарок матери, бабушке. Этот подарок — выражение твоей благодарности. Умей давать матери и отцу слово (обе- щание), умей выполнять свое слово. Сдержать слово, данное матери, от- цу, — это выражение твоей чести и достоинства. Заставляй себя делать то, что необходимо, надо, должно. Отношение твое к матери и отцу — первая школа чести, достоинства.

Речь идет о той исключительной тонкой стороне этики, которая выражается в чувстве и сознании верности, преданности, непоколе- бимой приверженности идеалу, нетерпимости к измене, вероломству, предательству, лицемерию.

Наша высокая цель — воспитать верных сынов и дочерей социали- стического Отечества, до конца преданных идеям коммунизма, готовых отдать свою жизнь за свободу и независимость нашего Отечества, за святыни и ценности трудового народа, за победу коммунизма. Верность высоким идеалам — вершина морального развития личности. Это благородное чувство начинается с верности человеку, с любви и преданности тем, кому обязан свободный человек в нашем обществе своим рождением, счастьем, материальными и духовными благами. Верность — дитя убежденности и совместной деятельности маленького ребенка и других людей, прежде всего кровно связанных с ним: матери, отца, братьев, сестер. Идейность, убежденность, принципиальность личности, ее приверженность делу коммунизма — эти черты имеют своими тончайшими корнями веру ребенка в другого человека, прежде всего в родителей. Принципы начинаются с колыбели — это один из краеугольных камней нашего воспитания. Твердость юной руки, принимающей от старших поколений знамя революции, готовность нести,его всю жизнь зависят от того, как эту руку держала в годы детства верная, сильная, мужественная и мудрая рука отца, матери, старшего верного друга. Отношения, которые должны складываться в семье между детьми и родителям, между маленькими и старшими, — это прежде всего школа веры и верности. Вера в идеи и идеалы приходит в юное сердце лишь тогда, когда оно в детстве утвердилось в своей вере в человека и научилось быть верным и преданным человеку.

Наш воспитательный идеал в том, чтобы вера и верность стали как бы частицей самого существа ребенка, смыслом его жизни, чтобы в своей верности и преданности отцу и матери, старшему брату и сестре маленький человек осмысливал великую радость своего бытия. Уже на рубеже детства и отрочества ребенок должен прийти к мысли, что он к чему-то стремится, куда-то идет; заветная цель жизни уже в этот период становится светом, озаряющим его собственную душу, помогающим увидеть и оценить свои ценности, но все это превратится в реальность лишь тогда, когда у него есть что-то дорогое: дорогой человек, дорогие чувства и переживания, дорогие надежды и ожидания. Вера в идеи, идеалы, убеждение неотделима от веры в человека. Как важно, чтобы рядом с ребенком и особенно подростком был человек, вера в которого непоколебима. От веры в человека зависит исключительно важная способность дорожить — истинами, убеждениями, собственным достоинством. ,

Способность дорожить —- это искра, зажигающая порох верности и веры. Как важно, чтобы в годы детства и отрочества человек дорожил истинными ценностями, чтобы люди, окружающие ребенка, были достойны его верности и веры! Я знаю семьи, где восторженная вера ребенка в отца, в мать, в старшего брата, в дедушку как в людей, нравственное единство которых с детьми стало могучей воспитательной силой, — эта вера, живущая в душе ребенка, оказывалась сильнейшим противоядием, преодолевающим семена и ростки зла, неправды, обмана, лицемерия, нередко встречающиеся на жизненном пути ребенка. ')наю и семьи, где в детстве и отрочестве человек не встретил людей, достойных веры, доверия, верности. Детство в таких семьях проходит без веры и верности — в этом главная причина духовной пустоты, морального невежества, закрытое™ сердца и разума ребенка перед великими идеалами и принципами. Человек, перед которым истина не открывается в образце, в идеале, не может быть ни убежденным, ни принципиальным, потому что он неверующий, отношение его к людям, которые должны быть дорогими для него, не определяется его верностью, да и нет у него никого дорогого.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   38