Но это одухотворение останется холостым выстрелом, если ум вос- питанника будет пассивной, «потребляющей» силой. Разум должен быть силой активной, творческой, лишь при этом условии то, что можно назвать подлинным умственным трудом, формирует достоинство труженика — думающего, ищущего, познающего человека.
С малых лет и на протяжении всего длительного пути по тропинке отрочества и юности я стремлюсь к тому, чтобы среди жизненных ценностей, которые входят в бытие воспитанников, на первом месте сто-
103 яли не материальные блага, не забота об одежде, квартире, вкусной пище, а радости интеллектуальной жизни. В молодости человек должен быть идеалистом в лучшем смысле этого понятия. Знания станут в полной мере духовной силой и оружием в борьбе за коммунизм лишь тогда, когда дух, идеалы как бы присматривают за всем, что роднит человека с животным и от чего, как бы мы ни хотели этого, нам не уйти. Человек должен есть, иначе он не будет жить, но, если он превратится в обжору, он потеряет свое лицо, утратит духовную красоту. Человеку надо жить в красивом и удобном жилище, красиво и удобно одеваться, но, если это станет выше его духа и идеалов, он превратится в мещанина. Пусть культ знаний, озаряя своим светом мир вещей, убеждает человека в том, что есть ценности второсортные, призванные служить человеку, и есть ценности, в которых выражается самая сущность человека.
От того, какие взгляды на ценности удалось вам утвердить в юной душе, зависит становление чувства гражданского достоинства мыслящей, познающей, ищущей личности. Коммунистический идеал, во имя которого мы призываем своих питомцев жить, учиться, бороться, — это не мертвая икона. Это прежде всего всеобщее благо и счастье каждого человека. Я вижу особую воспитательную задачу в том, чтобы и сознании подростков, юношей развенчивать идеал призрачного мещанского счастья. Я рассказываю им быль «В чем настоящее богатство», она заставляет юношей и девушек задуматься над истинным смыслом ценностей.
В статье «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин подчеркивал необ- ходимость того, чтобы наука действительно входила в плоть и в кровь, превращалась в элемент быта. Нам нужны люди, писал В. И. Ленин, «за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести, — не побоялись признаться ни в какой трудности и не побоялись никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели» {Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 391— 392). Через многие труды В. И. Ленина красной нитью проходит мысль о том, что учить молодежь коммунизму — это значит вырабатывать у нее собственные убеждения. Ленинские идеи о коммунистических убеждениях являются той путеводной звездой, которая освещает нелегкий путь воспитания в наше сложное время, когда идет непримиримый поединок между коммунистической идеологией и идеологией буржуазии. За партой сидят миллионы юношей и девушек, которые по своим силам и способностям создавали бы материальные и духовные блага, трудились бы у станка и в поле, если бы годы их самого интенсивного развития не шли на овладение знаниями. Школьное обучение не должно сводиться к накоплению знаний для будущего. Обучая, мы должны создавать в человеке важнейшие ценности нашего общества. Школьное обучение, если только мы хотим, чтобы оно формировало действительно просвещенных людей, должно быть активной идейной, гражданской жизнью молодого человека сегодня, должно стать выражением, выявлением творческих сил личности именно в тот период ее умственного, нравственного, эстетического развития, когда она не только познает, узнает, усваивает знания о мире, о человеке, о социальной
104 борьбе, но н вырабатывает свое отношение к миру, к человеку, к самому себе. Выработать у наших питомцев их личное отношение к тому, о чем они узнают и что познают, — это значит научить их дорожить и ненави- деть. Это и есть важнейшие ценности нашего общества.
Что значит жить гражданской жизнью, сидя за школьной партой? Это значит в процессе овладения знаниями формировать в себе такое отношение к знаниям, науке, которое бы утверждало человека в общественной жизни как борца за коммунистические идеалы, непримиримого к враждебной нам идеологии, как патриота, труженика, воина. Единство идейной жизни и обучения — это и есть воспитание в процессе обучения. Ленинское отношение к знаниям, науке, труду, гражданская жизнь за школьной партой — это сложнейшее и тончайшее дело во всей нашей воспитательной работе с подростками и юношами. По самой сущности своей это идейно-политическая работа. Гражданская жизнь за школьной партой начинается с личного отношения человека к собственным мыслям, ведь знания не мертвые истины, вкладываемые в голову. Знания — это многогранная, идейно и эмоционально богатая жизнь личности. Познавая и зная, человек хочет, чтобы, осмысливая знания, мой питомец был борцом — моим единомышленником. Чтобы, зная и переживая знания, он утверждался в собственной идеологической позиции. Миссию учителя я вижу в том, чтобы для ста новления гражданской жизни за школьной партой обучение от начала до конца стало воспитанием взглядов, убеждений, стремлений, оценки и самооценки, все это и вкладывается в многогранное понятие отношение.
Для того чтобы истина воспитывала, она должна вдохновлять, оду- хотворять стремления. Ученик становится гражданином лишь тогда, когда он стремится. Воспитание в себе идейных устремлений — это то же самое, что тщательное, любовное хранение оружия, которым завтра придется воевать. Гражданская, идейная устремленность в процессе обучения начинается там, где мысль одухотворяет, пробуждает, утверждает стремление к идеалу. Знания добывались человечеством в нелегкой, часто кровавой борьбе. Знания — это красота человеческого подвига, самоотверженность. Страницы истории борьбы человечества горячи, как раскаленное железо. Каждая строчка каждой из этих страниц горит неугасимым огнем человеческих страстей. Воспитывать действительно просвещенных людей, формировать ленинское отношение к знаниям — это значит раскрывать перед детьми, подростками и юношами яркие образы людей, отдавших свою жизнь за торжество правды и истины, за счастье грядущих поколений. Воспитывать борцов за коммунизм — это значит добиваться, чтобы юные наши граждане прикасались своими сердцами к горячему биению сердец Ивана Сусанина и Сергея Лазо, Феликса Дзержинского и Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева и Александра Матросова, Юлиуса Фучика и Зои Космодемьянской. Я добиваюсь того, чтобы горячие, как раскаленное железо, страницы истории зажигали юные души, пробуждали стремление к верному служению Родине. Без стремления нет гражданственности. Настоящее формирование действительно просвещенных людей — это прежде всего познание человека: его героического духа,
105 преданности Отчизне, верности убеждениям, готовности и умения овладеть богатствами мысли во имя счастья человека, его таланта развивать науку, технику — во имя блага и славы нашей Родины.
Могучей воспитательной силой является образ великого Ленина. Его яркая жизнь, революционная мысль, марксистская убежденность и целеустремленность, умение дорожить знаниями — всё это является для наших питомцев меркой в самовоспитании. Рассказывать о В. И. Ленине — для этого каждому из нас, воспитателей, нужно достигнуть высокого уровня идейной, духовной, педагогической культуры. Сущность этой культуры в том, чтобы самому воспитателю гореть высокими идеалами, выражать глубокую веру в коммунизм, одухотворять своих питомцев благородными стремлениями бороться за коммунизм делом, поступками. Когда я рассказываю о Ленине, я стремлюсь к тому, чтобы детей, подростков, юношей захватывала красота идейности, красота преданности идеалам, красота труда во имя победы коммунизма.
Познание, постижение этой красоты — самый сильный стимул, про- буждающий желание учиться, стремление быть умным, образованным, культурным, духовно богатым, идейно несгибаемым. Только тогда, когда эта красота становится личным достоянием воспитанника, знания становятся силой, ум — силой духа.
Воспитывать действительно просвещенных людей, добиваться того, чтобы за школьной партой сидел гражданин, — это значит учить быть мыслителями и тружениками. Не потребителями готового должен быть мой ученик, а добывателем знаний. Если он не добывает знаний, не переживает при этом напряжения духовных волевых сил, он не может стать и моим воспитанником. К нему не дойдет и мое слово о человеке — борце за коммунизм. Есть в старших классах многих школ такие ученики: в глазах — равнодушие, слово воспитателя не зажигает огонька интереса к знаниям.
Почему это так бывает? Потому, что знания даются в готовом виде и миссия ученика завершается тем, чтобы запомнить, заучить, сохранить в памяти, по требованию учителя ответить — «выложить» знания. При таком учении ослабляется, а то и сводится на нет воспитательная сила знаний. С болью слушал я в одной школе ответы юношей на уроках истории. Речь шла о героических защитниках Севастополя в Крымской войне. А думали юноши о том, что говорили так, как будто предметом мысли было нечто далекое от их личной жизни.
Быть гражданином в учении — значит становиться тружеником мысли, овладевать знаниями по-ленински и дорожить ими по-ленински. Гражданственность знаний и мысли начинается с того, что ученики принимают близко к сердцу научную истину, родившуюся в борьбе науки против тьмы и невежества, прогресса против реакции. Вы рассказываете, например, пятиклассникам о давно минувших событиях— о греко- персидских и Пунических войнах, 6 положении рабов в Древнем Риме и их восстании под руководством Спартака. Если вы настоящий воспитатель, ваше слово не бесстрастное «изложение материала», а обращение к сознанию и совести детей. Что бы ни случилось на уроке, но, когда речь идет об обществе, народе, государстве, классо-
106 вой борьбе, человеке, идеологии, художественном воплощении человеческих мыслей и страстей, ваше слово должно быть обращено к мы-сли и совести. И ученики становятся вашими воспитанниками лишь тогда^огдй^ ваших отношениях с ними рождается единомыслие. Переживая обращение учителя — старшего товарища, умудренного жизненным опытом, они чувствуют себя как бы участниками похода по тернистой тропинке знаний; вместе с учителем идут они по этой тропинке к истине, вместе с ним их удивляет, изумляет и одухотворяет мысль о том, что путь к истине и к торжеству социальной справедливости обильно полит кровью; вместе с учителем их сердца сжимает боль от сочувствия правде, справедливости, от искреннего сердечного стремления к тому, чтобы правда, справедливость торжествовали. Если вы хотите поднять своего питомца к коммунистическим убеждениям, рассказывайте о давно прошедших событиях так, чтобы он почувствовал себя и рабом, прикованным к триере, и гордым, свободным воином армии Спартака. Если вы<�сумеете пробудить у питомцев такие чувства, они будут не тринадцатилетними младенцами, а в мыслях и чувствах своих будут стремиться к борьбе за правду против враждебной идеологии и человеконенавистничества, и критерием добра, огоньком, к которому стремятся учитель и его питомец, всегда будет коммунистический идеал.
Быть гражданином уже за школьной партой — это значит лично заинтересованно знать Советскую Родину, ее славное прошлое, героическое современное и величественное будущее. Видеть современность глазами патриота-ленинца может лишь тот, кто всеми силами своей души любит Родину, кто перестрадал ее страданиями и переболел ее болями, кто чувствует себя чувствительной частицей народа. Быть действительно просвещенным гражданином нашего Отечества — это значит любить его таким, каким его создали старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий. Но это лишь половина действительной гражданственности. Действительно гражданская просвещенность немыслима без стремления создавать, трудиться, для того чтобы Отечество наше стало более могучим и счастливым. Юноша уже за школьной партой станет гражданином лишь тогда, когда он видит, понимает, принимает близко к сердцу беды и горести нашей Родины; они есть и в развитии нашей экономи- ки, и в отношениях между людьми. Давая знания о Родине, умейте передать своим питомцам не только гордость ее достижениями, но и сердечную боль, тревогу, беспокойство о том, что не всё у нас еще такое, каким должно быть. Юноша, сидящий за партой, становится гражданином лишь тогда, когда он видит перед собой тернистый путь, по которому ему идти в жизни, чтобы еще больше возвеличить свое Отечество. Без видения этого пути, без горячего желания и духовной готовности идти по нему немыслимо гражданское воспитание. Вопрос это исключительно важный, сложный и тонкий. Гражданственность не воспитаешь, если человеку всё будет представляться в розовом свете. Гражданственность слагается из чувства хозяина, наследника созданного старшими поколениями и из чувства ответственности за то, что с каждым годом в нашей стране уменьшается площадь пахотной земли
107 на душу населения из-за благодушия, расточительного, нерадивого и неумелого отношения к этому бесценному богатству. Здесь очень важно, чтобы знание плохого не превратилось в демагогические рассуждения. Мусор из родного дома надо выносить, но не рассыпать перед людьми. О плохом, горьком настоящий гражданин меньше всего говорит, а больше думает: как изжить плохое?
Любить можно по-настоящему только то, что глубоко и заинтересованно знаешь — знаешь для того, прежде всего, чтобы возвышать честь и достоинство Родины и свое гражданское достоинство. Знания о Родине — краеугольный камень гражданского достоинства. Утвердить в юной душе ленинское отношение к знаниям об Отечестве — я сравнил ^бы это душевное состояние молодого человека с плодородной почвой, ждущей капли дождя. Так и молодой человек должен жадно впитывать в себя каждую каплю знаний о Родине. Не просто знать, но переживать историю своего Советского Отечества —вот какой воспитательный идеал должен быть у каждого из нас, педагогов. Для человека, который до 17, а то и до 18 лет сидит за партой, для которого создание материальных и духовных благ станет основной деятельностью в будущем, знания о Родине должны быть не просто кругом фактов и выводов, которые ему надо усвоить. Наш питомец должен жить судьбами Отечества: с болью и гордостью, с волнением и восхищением, с раздумьями о личной причастности к судьбе народа читать и перечитывать каждую строчку героической истории народа. История— это могучая, вечно живая сила, создающая гражданина. Мой воспитательный идеал в том, чтобы разум и душа каждого моего питомца тянулись к каждой строчке, к каждой книге об Отечестве. Кем бы ни стал в будущем мой воспитанник — ученым, хлеборобом или каменщиком, в годы отрочества и ранней юности он с открытым сердцем, чуткой душой, пытливым умом проходит всеми дорогами и тропинками истории Советской Родины, лишь благодаря этому и при этом условии он приходит в наше сегодня мужественным и мудрым, с большими внутренними духовными силами и непреодолимым стремлением оставить после себя истинно человеческий след на земле. У каждого подростка есть своя историческая библиотечка — книги о славном прошлом нашего Отечества, о его верных сыновьях. Среди этих книг на первом месте — произведения о жизни и борьбе В. И. Ленина, о семье Ульяновых. Вос- питание гражданственности за школьной партой — это умение вдохновить молодого человека на раздумья о судьбах Советской Родины, уме ние пробудить чувство гордости от мысли о том, что я сын первого в мире социалистического государства.
Настоящее воспитание в процессе изучения истории, обществоведения, литературы и других предметов — основ наук об обществе и человеке — начинается там, где человек переживает, страдает страданиями и болями трудящихся, осмысливает, что он плоть от плоти трудового народа^ что угнетенные в странах капитала — его братья по классу, а каждый человек труда в нашем обществе — его единомышленник и соратник в борьбе за построение коммунизма.
Высокая миссия воспитателя заключается в том, чтобы учить молодежь видеть в нашей современности, в нашем обществе героическое,
108 восхищаться и изумляться обычным и повседневным, переживать удивление и благоговение перед величайшим творением социалистического строя— новым человеком, постигнуть счастье борьбы, а если жизнь требует, то и самопожертвования во имя Отчизны, ее славы и независимости. Видение дел великого исторического смысла в обычном, будничном, привычном—это идейный стержень гражданина, патриотическая душа комсомольца и пионера, могучий стимул стремления быть настоящим человеком. Только тот, кому мы, воспитатели, сумели дать дар этого видения, только тот находит в себе волевые силы заставить себя, управлять собой, властвовать над собой. Подлинная сознательность, настоящая дисциплина и самодисциплина, нетерпимость к равнодушию и безделью, разгильдяйству и бездумному расточительству сил и времени — все эти духовные качества можно утвердить в человеке только на основе гражданского видения мира, на основе понимания того, что на моих глазах совершаются исторические события и я их участник. Лодыри и бездельники — это прежде всего нравственно слепые и глухие люди. Предотвращение равнодушия к тому, что человек познает и знает, предотвращение окостенения сердца и ума — это главные задачи воспитания подростков и юношей.
Понимание и чувствование того, что на моих глазах творится история, — могучий источник преданности коммунистическим идеям, источник духовной готовности бороться за честь и славу Отечества, источник жизнеутверждающего оптимизма. Я считал бы воспитание лишенным идейной сердцевины, если бы питомец мой в годы отрочества и ранней юности не пережил волнующих минут счастья от изумления подвигом шахтера Владислава Титова, подвигом двух юношей — огненных трактористов, отдавших свою жизнь, чтобы спасти хлеб для людей. Идейность юного гражданина зависит от того, чем он живет, о чем мечтает, чем восхищается, что видит он в жизни привлекательного. Открыть привлекательность, красоту наших дней — в этом верный путь к тому, чтобы нам, воспитателям, быть властителями юных душ.
Убеждения надо выстрадать (С. Лазо) — лишь при этом условии они становятся собственным богатством души. Мое сокровенное стремление — открыть глаза питомца на мир так, чтобы он собственным горем считал страдания голодных детей безработного в капиталистическом «рае», чтобы не мог спокойно уснуть от мысли о том, как тысячи патриотов томятся в застенках фашистских режимов, чтобы сердце его сжалось от боли при мысли о том, что в капиталистическом мире каждую секунду умирают от голода дети, — это и есть выстраданные собственные убеждения. Гражданское воспитание за школьной партой заключается в том, чтобы в юном сердце кипели гнев, ненависть к поработителям и тиранам. Только тогда, когда юный разум не просто осмысливает и понимает, но имеет свою точку зрения, свою позицию, только при этом условии зерно знаний пускает глубокие корни в почву труда, в почву творчества и эти корни становятся гражданскими узами, связывающими личность с трудящимися, с коммунистическими идеями. Чем дальше видит юный гражданин, чем глубже в его сердце гнев и ненависть к социальной несправедливости, к угнетателям, эксплуататорам, поджигателям войны, тем красивее нравственно
109 его душа, тем более способен он быть верным другом и братом своего соотечественника, преданным в любви и верности своим детям, своей семье.
По-ленински учить, воспитывать действительно просвещенных людей — это значит утверждать в сознании наших воспитанников не вообще истину, а истину горячей революционной борьбы, истину любви к трудящимся, непримиримость к нашим идейным противникам, ненависть к врагам Отечества. Наш воспитанник должен думать о знаниях, думать об истине так, чтобы в его груди от этих мыслей учащенно билось сердце юного гражданина. Следовать заветам В. И. Ленина — это значит не просто перекладывать знания из своей головы в головы учеников, но призывать, вести за собой юных граждан.
31. СОВЕСТЬ — ЧУТКИЙ СТРАЖ ПОСТУПКОВ С того времени, как ты делаешь свой первый шаг по земле и начинаешь видеть мир, к тебе устанавливается определенное отношение со стороны старших. Чаще всего оно меняется, но иногда бывает и неизменным. Родные и посторонние люди видят в тебе хорошее и плохое, определен- ным образом оценивают твои черты и относятся к ним. Даже грудные дети уже не одинаковые: один — крикливый, другой — спокойный; один — капризный, другой — благодушный и покладистый. Сначала оценка твоих достоинств и пороков выражается *в улыбке или нахмуренном лице мамы, в недоумении или покачивании головы отца, в радостном одобрении или окрике, а то и в шлепке. Беспокойная жизнь твоя, твое вхождение в мир человеческий начинается с того, что тебя одобряют, хвалят или порицают, осуждают. Ты сам становишься как бы вместилищем добра и зла. Когда ты вступаешь в общественную, гражданскую, трудовую, творческую, интеллектуальную жизнь, оценка твоих достоинств и пороков, отношение к тебе становятся все более значительными, серьёзными, требовательными, они исходят уже не от отдельных лиц, а от общества, коллектива. Умей понимать и осмысливать общественную оценку;, общественное отношение к тебе. Ты не просто кому-то нравишься или не нравишься. Отношение к тебе выражает сущность того, что надо для общего блага. Одобрение, похвала, порицание, осуждение, наказание существуют в нашем обществе для того; чтобы ты умел подчиняться, сознательно выполнять волю других людей — во имя твоего же блага, умел властвовать над собой — управлять своими поступками, ограничивать свои желания.
Ты очень рано, 6- или 7-летним ребенком, вступаешь в трудовую и интеллектуальную жизнь; умение правильно реагировать на одобрение и порицание уже в детстве приобретает для тебя очень важный смысл. Не должно быть диссонанса между твоим положением ребенка, с одной стороны, и большой общественной значимостью положения школьника — с другой. Многие ненормальности школьной жизни как раз и проис- ходят от этого диссонанса: с одной стороны, ты дитя несмышленое, а с другой — ты уже не маленький, у тебя есть обязанности, ты ответствен, учись, как требует Родина. Нередко бывает, что дома тебя только хвалят, отец и мать тобой не налюбуются, а в школе вдруг тобой
110 недовольны: не только порицают, но и упрекают, осуждают, наказыва- ют. Сумей разобраться в этом диссонансе и ты сам; знай, что бесконе- чное захваливание не только ослабляет духовные силы человека, но и порождает очень опасную черту — жалость к самому себе. Тот, у кого болезненно развивается эта черта, никогда не станет мужественным. Умей быть духовно сильным и мужественным прежде всего в отноше- нии к самому себе. Тот, кто по-настоящему дорожит человеческими цен- ностями в тебе, скуп на похвалу. Пробуждай в себе угрызения совести. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой — помни эти хо- рошие слова А. П. Чехова (*Чехов А. П. Поли. собр. соч. и писем. Т. 12. С.
|