— ... только для того, чтобы умереть. Весь ужас их положения в том и заключается, что они знают: нас привезли сюда для того, чтобы мы здесь умерли... '
— Но... как же это может быть? — спросил изумленный Петро. — Почему же так бывает?
Я не опасался того, что перед моими питомцами открылась мрачная страница человеческого бытия. От этих страниц никуда не уйдешь. Я был рад, что сердца моих самых равнодушных, самых трудных открылись перед человеческим миром.
Если вы хотите, чтобы питомцы ваши задумались над смыслом бытия, над целью жизни, над нравственными ценностями нашего мира, над тем, что у каждого должен быть безгранично родной, дорогой человек, что, если этого нет, жизнь может превратиться в ад, а старость в великое горе, если вы хотите, чтобы эти воспитательные замыслы стали реальностью, пусть они посмотрят в глаза тем, кто знает, что он никому не нужен.
20. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здо- ровье и покои. Не приноси им боли, огорчений, страдами. Всё, что дают тебе отец и мать, — это их труд, вот, усталость. Умей уважать труд родителей. Самое большое счастье для отца в матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учение. Принося в дом радость, оберегай счастье семьи. Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца. По-настоящему любить отца и мать — это значит приносить в дом мир и покой.
Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья — это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат собственной честью, — это большое несчастье. Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери — быть послушными детьми. Подчинение воле родителей — первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчи- няться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою сво- боду — ты не сможешь стать стойким, несгибаемым воином, дисципли- нированным тружеником, верным отцом своих детей.
Проблема отцов и детей — одна из самых сложных в воспитании; у этой проблемы столько граней, сколько перед вами живых, неповторимых питомцев. Прежде всего надо оговориться, что все попытки оказать воспитательное влияние на ребенка останутся тщетными, если отец, мать не являются теми людьми, истинная потребность в которых составляет моральную культуру и полноту жизни детей. Только при том условии, если у отца и матери есть моральное право повелевать (а родительское воспитание — это, по существу, воля отца и матери, помноженная на их любовь к детям и на .любовь детей к ним), все поучения, предназначенные для детей, могут дойти до их сердца, вызвать ответные чувства, пробудить желание быть хорошим. Право повелевать и любовь оберегает и защищает его, ребенок с пониманием относится к требовательности, строгости отца и матери, знает, что в поведении недопустим произвол. Повелевание без любви превращает жизнь ребенка в мучения. И другая зависимость: чем нежнее и щедрее родительская любовь, тем мудрее и многоопытнее должна быть воля. Любовь без умения повелевать, управлять желаниями, особенно ограничивать желания, превращает ребенка в капризное, своенравное существо, на которое, как вскоре в этом убеждаются мать и отец, нет никакой управы. Непослушание — в подавляющем большинстве случаев нарушение гармонии любви и воли.
Итак, мы учим родителей и будущих родителей любить и повелевать, зорко следим за тем, чтобы не нарушалась гармония этих понятий.
Параллельно с воспитанием родителей идет этическое просвещение детей, подростков, юношей и девушек. Как практически осуществлять поучения, касающиеся отношения к родителям?
Мы считаем исключительно важным, чтобы в школе царил культ матери. Конечно, для гармонического воспитания важно общее, совместное влияние на ребенка отца и матери как духовного содружества, товарищества. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери ^ являются для ребенка наглядным примером, который вводит его в мир сложных человеческих отношений. Отец и мать как бы дополняют друг друга; ребенок по-настоящему видит своего отца, если у него есть хорошая дружба с матерью... Но все же первые истоки, первые тончайшие корни нравственного развития ребенка — в разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и воли в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, что воля управляет любовью и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли — чувство ответственности за будущее человека.
Утверждение культа матери в духовной жизни детей, культа, в котором уважение проникнуто глубоким пониманием и понимание вдохновляет уважение, почитание, любовь, благоговение, требует от педагога умно, мудро, возвышенно говорить с детьми о высокой материнской миссии. Дети любят слушать, когда я читаю из моей этической хрестоматии сказки и были о Матери. Каждое поколение моих питомцев в самом чутком, нежном, хрупком возрасте запоминает навсегда Сказку о Гусыне.
Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый человек, готовый положить голову за свою веру и свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери. Я считаю, что воспитал настоящего человека тогда, когда воспитал сына, которому нужна мать не тогда, когда ему, сыну, трудно, а в любое мгновение жизни: без матери — самого дорогого в мире человека — мир кажется ему убогим и безжизненным. Я вижу важную воспитательную миссию в том, чтобы сын умел жалеть, оберегать сердце матери, потому что оно неисчерпаемо и бесконечно в своей любви. Есть в моей этической хрестоматии несколько рассказов и сказок о Материнском Сердце.
В беседах с воспитанниками, особенно на рубеже детства и отрочества, я считаю очень важным сделать для ребенка ясной мысль о том, что мир и покой, счастье и благополучие матери зависят от ее детей. Материнское счастье создается ребенком, подростком, юношей.
Мы говорим молодым матерям: полное материнское счастье ваше в том, что сын ваш счастлив, когда на душе у вас, матери, мир, покой н уверенность в том, что всё с детьми благополучно.
Мы убеждаем детей: биение ваших сердец, радость вашего бытия, возвышенная мечта об идеале, благородный порыв к выражению себя в творчестве, ваша любовь, счастье человеческой преданности, творение нового человека, вера в собственную несгибаемость и неодолимость в са- мые трудные минуты жизни, радость преодоления трудностей и сознание собственного мужества — всё это от матери. Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом рода человеческого. Мать рождает наше бытие, мать одухотворяет живой комочек жизни духом твоего народа, родным словом, мыслью, любовью и ненавистью, преданностью и непримиримостью. Мать творит твою неповторимую человеческую личность — вот в чем смысл, искусство и мастерство того, что мы называем рождением. Благодаря матери своей ты един со своим народом, ты капелька крови в его жилах, но вместе с тем ты единственный в мире. С молоком матери ты впитал в себя человеческую самобытность.
Беречь мать — это значит заботиться о чистоте и незамутненное™ источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни: ты живешь человеком и смо- тришь в глаза других людей как человек лишь постольку, поскольку ты навсегда остаешься сыном своей матери.
В тихом, уютном коридоре — Уголок Матери. Здесь портреты матерей, у которых погибли на фронте дети. С волнением и благоговением смотрят наши дети на портрет Епистинии Федоровны Степановой. Девять ее сыновей сложили головы в боях за Советскую Родину. В самую душу детей смотрят грустные материнские глаза. В этом взгляде -^ великая мысль и великое, единственное в мире чувство — преданность святыням нашего народа, нашего Отечества. Воспитатель, ваша миссия в том, чтобы к тончайшим, самым чувствительным уголкам сердец ваших детей прикоснулся взгляд Русской Матери.
Рядом портрет еще одной матери, нашей односельчанки. Три ее сына, два брата и муж пали в боях за Отечество.
Воспитатель, ваша миссия — утвердить в детском сердце чувство заботы о матери как о самом дорогом в мире. Чтобы даже мысль об утрате матери была ужасной. Чтобы каждое ее слово было святыней, чтобы воля ее стала для детей законом. Это восхождение на вершину нравственности постепенное, но безостановочное. Надо использовать каждое жизненное обстоятельство для того, чтобы ребенок понял, что такое мать. Одного чувства привязанности мало. Ребенок должен как можно раньше задумываться, осмысливать, рассуждать. Чем взрослее будет мысль, тем глубже будут детские чувства. Как мать творит в своем ребенке самобытную и неповторимую человеческую индивидуальность, так и учитель творит в своем питомце его индивидуальное отношение к матери. Надо видеть всё, что делается в детской душе. Надо найти к каждому сердцу такой подход, чтобы соприкосновения ребенка с миром, с явлениями и фактами, с людьми пробуждали у него не только добрые чувства, но и тревожные, беспокойные раздумья, прежде всего о том, что утрата матери ни с чем не сравнимое горе.
Есть в моей хрестоматии сказка-быль о семи дочерях. Рассказывая ее, я стремлюсь пробудить в сознании маленьких дочерей и сынов взрослые мысли: для чего мне нужна мать? Почему я дорожу ею? Маковому цветку нужен солнечный луч, сухой земле — капля воды, беспомощному птенцу — заботливая пташка-мать, пчеле — цветок, розе — утренняя роса, вишневому саду — песня соловья... — все это нужно для того, чтобы лучше, легче, приятнее, красивее было мне. Как важно утвердить в душе сына и дочери чувство того, что мать дорога не столько как источник личных радостей и благ, сколько как живой, любящий человек, у которого есть мир своих чувств и мыслей!
Может быть, у моего коллеги-учителя возникнет недоуменный вопрос: почему нет ни слова об отце? У меня свои взгляды на ряд тончайших зависимостей воспитания. Я твердо убежден, что мать со своим богатым духовным миром, своей образованностью, своими широкими общественными интересами, своим чувством собственного достоинства, своей преданностью и вместе с тем высокой требовательностью в любви к мужу, своей строгостью, несгибаемостью, нетерпимостью к злу (а важнейшим злом в семье пока еще является духовное рабство женщины, ее холопское подчинение мифической власти рабовладельца-мужа), мать, женщина должна быть нравственным, духовным властелином и повелителем в семье, к этой миссии ее надо готовить с детства. Теперь же я хочу сказать, что вся воспитательная работа, на- правленная на воспитание благородного отношения к матери, — это краеугольные камни, утверждающие авторитет отца. Подлинная гармония воли и любви, о которой шла речь выше, достигается в тех семьях, где в нравственно-этических и духовно-психологических отношениях властвует мать, где свет разума, мудрости, изумляющих детей каждодневными открытиями человеческой красоты, исходит от матери, где духовную красоту, благородство, преданность мужа жене и семье дети видят только благодаря этому свету, исходящему единственно от умной, тонко чувствующей человеческие доблести и пороки матери. От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В хорошей семье — а хорошей я называю семью, у духовных истоков которых стоит умная, духовно богатая, гордая, умеющая дорожить своим достоинством мать, — всё это осуществляется тонко, изящно, незаметно; духовная власть женщины над мужем возвышает его; не раз убеждался: чем изящнее, незаметнее умение жены и матери быть духовным властелином, повелительницей семьи, тем больше уважают дети отца, тем преданнее любят его, тем органичнее в их сознании сливаются мать и отец как нечто единое, породившее и творящее их.
Умение матери тонко и изящно властвовать и повелевать — Одно из самых важных условий так называемой отцовской власти, или твердой руки отца. Здесь надо остановиться на одном нелепом предрассудке, утвердившемся в сознании части педагогов и родителей. Кое-кто считает, что «отцовская власть», «твердая рука» отца — это некие волшебные палочки, действующие уже в силу того, что с ребенком соприкасается существо мужского рода. Высказывается даже опасение по поводу того, что в школах происходит феминизация — усиление женского влияния за счет ослабления влияния мужского. Ребенку якобы недостает именно мужской «твердой руки», которая должна держать его в узде. Нелепость этого предрассудка опровергается самой жизнью. Разве можно противопоставлять женское — материнское влияние мужскому отцовскому влиянию? Было бы неверным считать, что от мужчины якобы исходит более сильное, волевое влияние и в этом заключается мужественность воспитательной силы мужчины-отца, а от женщины-матери — более нежное, тонкое, благородное влияние, чуть ли не расслабляющее человека. Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только раскрывшегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема, непримирима к злу и беспощадна, как справедливый меч. Жизнь дает множество изумительных примеров женского — материнского мужества.
Но нельзя отрицать особенной роли и особенного места мужчины-отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, который называется духовными взаимоотношениями отца и матери как единой силы, властвующей над молодым поколением. Роль мужчины-отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженствовать, — настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. Отношения в семье исторически сложились так, что труд отца, имеющий своей целью заботы о здоровье, жизни, благопо- лучии детей, становится основой его нравственности. Чем желаннее и' радостнее этот труд для Мужчины, тем благороднее, чище нравственный облик его как Мужа и Отца. Радостный и желанный труд Отца делает существо мужского пола настоящим Мужчиной.
Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, обрегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требует от него быть главным кормильцем детей и матери: обстоятельства могут складываться так, что в определенные периоды труд матери должен заключаться только в воспитании детей. С этого начинается миссия Мужчины, Мужа, Отца. Если мы говорим о гражданском облике отца, о его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью быть долженствующим. Ответственность за человека, рожденного тобой, — это твоя первая школа гражданского служения Отечеству. Тропинка к служению Отечеству для на- стоящего мужчины проходит через семью, через долженствование в сфере отношений с женой и детьми, через ответственность за человека. Только идя этой тропинкой, мужчина-отец способен подняться к вершине патриотического служения Родине.
Таковы нравственные позиции, из которых мы исходим, воспитывая у детей, подростков и юношей любовь и уважение к отцу. Мы поучаем своих питомцев: отец — самый родной, самый дорогой для тебя мужчина, в облике которого выражается человеческая ответственность за твое появление на свет, за каждый твой шаг н поступок, за весь твой жизненный путь — от рождения до смерти. В отцовстве — великая мис- сия продолжения рода человеческого, творения нового человека, преем- ственности поколений, нравственного совершенствования личности и рода человеческого в новой, созданной отцом и матерью личности. Мать рожает и рождает, отец рождает и выражает, продолжает, развивает себя в своем сыне и дочери, сливая свое духовное начало с духовным началом матери. Отца надо уважать за то, что он ответственный и должен- ствующий. Мерой ответственности и долженствования отца определя- ется мера твоего сыновнего повиновения.
Отец — гражданин, труженик, самый дорогой друг твоей матери. Служение твоего отца Родине, его верность и преданность социалисти- ческому Отечеству, идеалам коммунизма — это твоя гордость. Умей быть наследником своего отца — дорожи тем, что он отдал и дает народу, что он оставил от своей души, своего ума в материальных и духовных ценностях Отечества.
Быть достойным своего отца — это твоя личная честь. С умения до- рожить добрым именем, славой, трудом отца ты начинаешься как гра- жданин — помни это! Честь • достоинство отца надо умножать и обере- гать, но не относиться к ним как к капиталу, ва который можно жить, как к разменной монете, за которую можно приобретать блага и приви- легии. Твой корень уходит в отцовскую честь, но тебе — помни это как один из главных заветов народной мудрости — надо иметь собственный корень. На отцовском корне, если у тебя не будет собственного, может вырасти чертополох. Чем ярче светят заслуги отца перед обществом, тем больше необходим тебе собственный свет. Твой отец — защитник Родины. Он отслужил в Советской Армян, владеет оружием, необходимым для того, чтобы стрелять по врагу, если тот нападет на нашу страну. Если вспыхнет пламя войны, отец твой уй- дет в бой. Ои грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и де- душку, всю твою семью, весь наш народ. Помни, что миллионы отцов погибли на фронтах Великой Отечественной войны, защищая социали- стическое Отечество. Быть храбрым, мужественным воином — долг каждого мужчины.
В любви к отцу, которую мы стремимся утверждать, сочетается ува- жение с требовательностью. Ребенку хочется, чтобы его отец был ярко выраженной прекрасной личностью. Чем больше мы заботимся о том, чтобы в школе господствовал культ матери, тем сильнее потребность в отце.
Я знал многих детей, отцы которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Мальчики и девочки многие годы хранили как святыню какую-нибудь вещь, оставшуюся от отца: звездочку, ручку, кисет, платочек, ремень, полевую сумку. Эти живые, трепетные стра/ ницы народной истории — неоценимое нравственное богатство, без которого невозможно представить воспитание. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок видел, открывал в своем отце те черточки, которые создают непреходящие ценности, — честь, гордость, достоинство семьи. Познание моральных богатств в собственном отце — ничем не заменимые уроки чести. Два таких урока заключено в рассказах «Не было трудно» и «Мое поле, сын».
Воспитывая чувство любви и уважения к отцу, надо обладать большой чуткостью и тактом. Есть дети, для которых даже напоминание слова отец причиняет боль. . Вот что я видел на одном уроке.
— Дети,, сейчас мы напишем наше любимое слово, — сказала учительница перво- классникам. — Кто догадается, какое это слово? Дети задумались. Поднимают руки: догадались.
— Мама! — вот наше любимое слово. Написали слово мама. Учительница спрашивает:
— А еще какое слово вы хотите написать?
— Папа! — говорят дети, и в глазах у них — радость. Только маленький синеглазый Саша не улыбается. Все пишут слово пала, а он не пишет. В его глазах — боль и страдание... Мальчик расплакался и выбежал из класса...
Какой чуткостью, душевной зоркостью, внимательностью, преду- смотрительностью надо обладать учителю, чтобы не задеть ни одного сердца... Хочется посоветовать учителям: когда речь идет об отце,' вы прикасаетесь к тонкому, чуткому, легко уязвимому уголку детского сердца. Умейте прикасаться так, чтобы этот уголок не кровоточил или же, наоборот, не огрубел, не стал бесчувственным.
И еще хочется посоветовать: ваша миссия — защищать детскую душу. Бывают такие обстоятельства, когда перед ребенком как бы обнажается острие ножа; маленькому человеку жутко, он закрывает глаза, сердце его замирает от страха. Такое чувство переживается в минуты обнажения тех интимных семейных взаимоотношений, которые ребенку хочется спрятать, прикрыть. Его отец оступился, даже совершил преступление, это не значит, что сын должен презирать отца. Даже к я закоренелому преступнику нередко приходит раскаяние под влиянием мысли о том, что дети переживают его падение как свое глубокое лич-| ное горе. ,
Берегите детскую любовь к человеку и веру в человека, творите, имейте эти высокие, чистые чувства — это заповеди для педагога. Семья — школа подлинной человеческой любви, любви доверчивой и строгой, нежной и требовательной. Эти заповеди нашего педагогичес- кого труда преломляются в этическом поучении для детей, подростков и юношей.
21. КАК УЧИТЬ ПИТОМЦА БЫТЬ ХОРОШИМ СЫНОМ (ДОЧЕРЬЮ) Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети— говорит украинская народ- ная мудрость. Старость — неотвратима, смерть — неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, во и от вас самих — детей.
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Не допустить, чтобы старость отца и матери была отравлена твоим позорным поведением. Забота о мире и покое в семье, о радости в счастье родителей должна стать глав- ным желанием твоей жизни, которое, как руль, управляло бы всеми другими желаниями. Любое свое желание подвергай контролю разума, мысли, сознания: а как это желание отразится на душевном мире моих родителей? Что оно даст им и что отберет у них?
Ты часто слышишь слова: жить для людей. Вдумайся, что это такое. Жить для людей — это значит быть настоящим сыном, настоящей до- черью отца и матери. Умей жить для людей. Это умение постигается но учебнику, который называется многовековой мудростью, народной мо- ралью, опытом многих поколений. Умей читать этот учебник, думать над ним. ' '
Хорошие дети — спокойная старость, плохие дети — старость прев- ращается в ад — говорит украинская народная мудрость. Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут отно- ситься к вам, когда вы станете отцами и матерями. Быть добрым сы- ном, доброй дочерью — это должно быть в плоти и крови детства, отро- чества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек дол- жен оставаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца. Помни, что в мире всегда есть и будут люди старше тебя, может быть, не но годам, а по нравственному богатству, достоин- ству, праву на уважение.
|