Главная страница

Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников


Скачать 119.68 Kb.
Название Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Дата 16.02.2016
Размер 119.68 Kb.
Тип Документы

Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Стрекалова М.В., учитель высшей категории

г. Челябинск МОУ СОШ №51

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура;

  • социальная культура;

  • семейная культура.

Большую роль при решении задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников играет знакомство с национальной культурой и историей. Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает».

Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Но и человек, который замыкается в своей национальности как в скорлупе, также теряет лучшие качества личности. Поэтому необходимо параллельное изучение культурных и исторических традиций народов, проживающих на одной территории. Это актуально на Южном Урале. По данным 1996года, только на территории Челябинска проживали представители свыше ста национальностей.

Необходимость воспитания на основе знакомства с культурным и историческим наследием с детских лет объясняет башкирская пословица «Что птенец получает в гнезде, с тем и вылетает из него». Эту же мысль можно выразить и словами азербайджанской пословицы «Посеянное вовремя, жемчугом взойдёт».

Одним из наследий национальной истории и культуры являются пословицы.

За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения к другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу. В яркой чеканной форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества.

Знакомить детей с пословицами можно и на уроках, и на внеклассных мероприятиях, и при организации режимных моментов. Главное, чтобы сам педагог знал и любил этот малый жанр устного народного творчества, органично использовал его в своей речи.

Приведём несколько примеров работы с пословицами.

Русский язык.

1. Прочитай пословицу коми народа. Объясни её значение.

Дал слово – по-другому не пой.

Какие русские пословицы на эту тему ты знаешь? Запиши их.

Подчеркни в них известные тебе орфограммы.

2. Прочитай татарские народные пословицы. Как ты их понимаешь? Что можно сказать о данном народе?

Вода всё смоет, только бесчестье не может смыть.

Красота джигита – в отваге.

Если два ореха соединятся, то могут разбить голову

Живущий в мире спит спокойно

К пословице, которая тебе понравилась больше всего, подбери подходящие по смыслу русские пословицы. Запиши их. Подчеркни проверяемые безударные гласные в корне слова.

3. Найди и запиши пословицы разных народов о дружбе. Подчеркни слова на правописание безударной гласной. На какие группы можно разделить подчёркнутые слова?

4. Найди и запиши пословицы, в тексте которых есть антонимы. На какие группы можно разделить найденные тобой пословицы?

5. Прочитай пословицы, объясни их смысл. Спиши пословицы, правильно напиши не с глаголами

(Не) бойся работы, пусть она тебя боится (чувашская).

Без долины гор (не) бывает, без Родины мужчины нет (казахская).

Человек без человека (не) обойдётся (татарская).

(Не) превращай свой язык в мельницу, всё равно муки (не) будет (татарская).

Авось работу (не) улучшит, жить (не) поможет (марийская).

6. Спиши немецкие пословицы. Объясни их смысл. Сделай разбор по членам предложения и частям речи.

Хороший план – наполовину сделанное дело.

Хорошего игрока и мяч видит

Хорошая беседа сокращает дорогу.

Правдивость какой пословицы ты можешь доказать примерами из своей жизни или жизни своей семьи?

7.Прочитай уральские пословицы. На какие группы их можно разделить? Почему? Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Не) бойся р_боты – пу_ть она тебя боит_ся. Коли р_ботат_, неохота, (не) спорит_ся р_бота. Угол_щ_к (не) стыдит_ся ч_рного л_ца. Кто на р_боту ш_гат_ упирает_ся, пус_т_ по д_бру от нас убирает_ся. Не всё годит_ся, что г_в_рит_ся. Ремесло не языком держит_ся, а делом.

8. Прочитай пословицы разных народов.

Дожидаясь гуся, не упусти утку (татарская).

В том, что летучая мышь не видит днём, солнце не виновато (татарская).

У утреннего часа золото во рту (немецкая).

В поисках булки не потеряй хлеб (еврейская).

Придумай и запиши историю, которую можно закончить одной из данных пословиц.

История.

1. Найди пословицы о партизанах. Проиллюстрируй одну из пословиц примерами из истории.

2. Прочитай чувашскую пословицу, объясни её смысл: Мощь народа – энергия солнца.

Приведи примеры из истории России, которые докажут верность этого изречения. Найди пословицы других народов о силе народа.

3. Мы изучили тему «Монголо-татарское нашествие». Подберите пословицы, которыми можно объяснить поражения и победы русского войска.

4. Мы прочитали рассказы о Г.К. Жукове. Подберите пословицы, которые подходят к тому, что узнали о Георгии Константиновиче.

5. Прочитай еврейскую пословицу:

Война – это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.

Какие известные тебе исторические события служат доказательством данной пословицы.
Математика.

  1. Реши примеры и прочитай одну из уральских пословиц.

и

84 - 76




р

42-17







о

37+63

й

50-29







а

55+26

п

58-28







в

28+33

ы

92-66







у

47+36

к

73-15







м

17+27

т

60-37







д

46+24

с

71 - 65




е

71-65







44

83

70

25

26

21




15

23

81

25

8

58




30

100




15

6

100

6

44

83




58

25

81

15

8

6


Попробуй привести примеры из жизни, которые подтверждают правильность этой мысли.

  1. Объясни смысл уральской пословицы: Сокол не ловит козявок.

Зашифруй эту пословицу с помощью примеров на умножение двузначного числа на однозначное. Подумай, сколько примеров тебе понадобится для этого.

Литературное чтение

  1. Саша был трус (по притче Л.Н.Толстого)

Маша считает, что к этой притче подходит пословица «Трусливого и заяц испугает (коми)». А Саша думает, что подходит пословица «Каждого таракана нечего бояться (коми)». Кто из них прав? Дома вместе с мамой и папой постарайся вспомнить русские пословицы о трусости.

2. Р. Киплинг, Маугли

Подходят ли к сказке пословицы:

На чужбине наша корова превратилась в телёнка (таджикская).

Собака на чужой стороне с поджатым хвостом ходит (татарская).

Чужбина – калина, Родина – малина (русская).

Чужбина – холодина (карельская).

3.Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Подходит ли к сказке пословица «Трус и таракана принимает за великана»?

4. Представь, что редактор одного из книжных издательств предложил тебе участвовать в составлении сборника произведений для учащихся начальной школы. Для названия сборника выбрана осетинская пословица «Испуганному глазу и мышь – гора». Какие произведения ты поместишь в этот сборник?

5. В пословицах и поговорках широко используется сравнение. Найдите пословицы с различными формами сравнения, подчеркните их. Объясни смысл данных пословиц. Узнай у товарищей, какие пословицы записали они. Есть ли у вас пословицы на одну тему?

( Сравнения могут быть построены с помощью союзов «как», «что», «ровно», «словно», а могут быть выражены творительным падежом, например, «Сердце петухом запело». Есть бессоюзные формы сравнений , например, «Чужая душа – тёмный лес». В пословицах и поговорках может быть по два и более сравнений, например, «На словах – что на гуслях,, а на деле – что на балалайке»)

6. Прочитай пословицы и поговорки. Раздели их на три группы.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не хвали себя – есть умней тебя.

Цыплят по осени считают.

Видно неряху по грязной рубахе.

Глядит лисой, а пахнет волком.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

Чужая мука белее молока.

С волками жить – по-волчьи выть.

Кони верблюдам всегда снятся горбатыми.

( Первая группа – пословицы и поговорки, не имеющие иносказательного, переносного значения, вторая группа - употребляющиеся и в прямом и в переносном значении, третья группа - имеющие только иносказательный, переносный смысл.)

7. На основе старых пословиц могут создаваться новые. Так пословица «Учись боец, командиром будешь» создана по образцу пословицы «Терпи, казак, атаманом будешь». В пословице «Врагов бояться – пограничником не быть» угадывается пословица «Волков бояться – в лес не ходить».

Попробуй сочинить свою пословицу на основе

а) татарской пословицы «Свой чёрный хлеб лучше чужих пирогов».

б) русской пословицы «На яблоне груши не растут».

8. Прочитай информацию о различии и сходстве пословиц и поговорок. Найди и запиши по три пословицы и поговорки. Докажи правильность своего выбора.




Пословицы

Поговорки

Употребление в речи

Широко употребляются в речи

Устойчивость, способность к воспроизведению

Устойчивые

Объём

Краткие, лаконичные

Связь с речью

Существуют только в речи

Принадлежность к искусству слов

Поэтические произведения народного творчества

Использование художественных средств

Используются сравнения, синонимы, антонимы, метафора, олицетворение, гипербола, тавтология

Значение

Имеют переносное значение

Многозначные

Иногда многозначные

Оформление

Оформлена как предложение, в ней есть подлежащее и сказуемое.

Оформлена как часть предложения, выступает чаще всего одним из членов предложения – подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством.

Построение

Как правило, двухчастные, но бывают и трёх- и четырёхчастные

Интонационно не делятся на части.

Соотношение между частями

Одни пословицы строятся на противопоставлении, антитезе.

Некоторые построены на синонимии.

Немало пословиц, построенных по принципу разъяснения: вначале рассказывается о чём-либо, затем даётся объяснение.

Есть пословицы, созданные по принципу нанизывания





Назначение

Обобщают социально-исторический опыт народа и носят поучительный характер

Используются для более яркой, образной характеристики того или иного явления или предмета действительности, украшения речи. Помогают выразить эмоциональное состояние, отношение в связи с какими-то поступками, действиями людей

Внеклассные мероприятия

  1. Конкурс «Знатоки пословиц»

  2. Дебаты пословичные.

Дебаты – это открытая дискуссия, публичные прения. В реальной жизни дебаты – обязательный элемент избирательной кампании, функционирования парламента, деятельности суда присяжных. В жизни школьников дебаты становятся частью учебного процесса или увлекательной интеллектуально-коммуникативной игрой – аргументированным публичным спором, имеющим цель убедить участников в правоте свое точки зрения. Хорошим обучающим тренингом для начинающих отстаивать свою практику публичного выступления могут стать дебаты, посвящённые толкованию смысла пословиц. Пословицы, отличаясь глубиной смысла и особой образностью, несут в себе ценностные утверждения, которые можно принимать или оспаривать.

До начала публичного спора оргкомитет определяет его правила: количество и возраст членов команды, возможность вести дискуссию один на один или команда на команду, способы защиты или нападения, регламент выступления, систему оценки результатов, соотношение домашней подготовки и экспромта и др. Для участия в школьных дебатах образуются две команды, каждая из которых поочерёдно защищает или опровергает истинность предложенного пословичного утверждения. Например, одна группа спорящих системой собственных аргументов и примеров обосновывает истинность немецкой пословицы «Синица в руке лучше соловья в лесу», другая доказывает несостоятельность и вредность этой пословицы. Побеждает та команда, которая смогла убедить в своей правоте судей и зрителей.

  1. Угадай-ка (разгадывание загадок, составленных на основе пословиц)

Например,

    • Для лошади он хорош длинный, а для человека короткий. Он может дать пощёчину своему хозяину, он - ключ к сердцу. Он же острее меча. (Язык)

4. Тематические беседы с использованием пословиц.

5. Создание иллюстраций к пословицам.

6. Составление списка своих любимых мультфильмов и подборка к ним подходящих по смыслу пословиц.

7. Ведение личного дневника

Например,

а) У украинского народа есть пословица «Терпение приносит розы». Как ты её понимаешь? Отмечай в своём дневнике наблюдений события из свой жизни, которые подтверждают правильность данной пословицы.

б) «Кто получит знания, тот не будет жить в нужде», - гласит узбекская пословица. Попробуй определить для себя круг знаний, которые помогут тебе не жить в нужде. Докажи правильность своего выбора.

Работа с пословицами интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов, когда наша планета будет процветать.