Главная страница

«Формирование социальных компетенций на уроках трудового обучения»


Скачать 48.51 Kb.
Название «Формирование социальных компетенций на уроках трудового обучения»
Дата 06.03.2016
Размер 48.51 Kb.
Тип Документы

Тема: «Формирование социальных компетенций

на уроках трудового обучения».

     Социальная компетенция – это способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда. Мы живём в мире инновационных технологий, и моя задача – сделать так, чтобы учащиеся, выйдя из стен школы, смогли применить знания, которые получили в школе, на практике, в настоящей жизни.

Социально-трудовую компетенцию учащихся можно представить в виде схемы:

  1. умение планировать свою деятельность.

  2. умение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата.

  3. умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.

  4. умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  5. владение различными способами контроля и оценки деятельности.

Относительно моего предмета "Трудовое обучение" (швейное дело) - это создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно (под руководством учителя) применяет знания, умения, навыки, дает необычное решение.

Чтобы учащиеся выполнили работу, мне как учителю необходимо сделать:

  1. Дать определенную сумму знаний.

  2. Идти от простого к сложному.

  3. Создать атмосферу увлеченности.

  4. Провести отбор изделий и дать возможность выбора.

  5. Стремиться к созданию ситуационного успеха.

  6. Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.

  7. Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.

  8. Проводить определенную профориентационную работу. Знакомить с профессиями.

На своих уроках я активно применяю метод проекта. Проект - это итоговая творческая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Цель проектов: способствовать самостоятельному (под руководством учителя) формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

Методика творческого проектирования позволяет:

  1. дать детям возможность испытать себя как можно в большем количестве работ;

  2. видеть в каждой ученице, что она умеет и что ей нужно знать (индивидуальный подход);

  3. учить эстетически оформлять изделие (развитие творчества и инициативы);

  4. систематически формировать у учениц умения и навыки самостоятельной работы;

  5. формировать умение активно оценивать качество выполненной работы;

  6. активно вовлекать во внеклассную деятельность по предмету (занятия в театре моды «Фентези»).

На занятиях в 5 классе работу начинаем со стежков, знакомимся с правилами раскроя, способами перевода линий и т.д. Учимся работать с инструкционно-технологическими картами. Здесь идет формирование технологической компетентности, которая лежит в основе изготовления любого изделия – это способность человека действовать по алгоритму, инструкции, инструкционно-технологической карте.

Затем раскраиваем основу фартука, моделируем. И я стараюсь подвести детей к тому, что по одной основе можно сшить много разных красивых фартуков. После того, как мы их сошьем, то сможем в них готовить, т.е. девочки знают для чего нужен этот фартук. В основе этого этапа работы лежит формирование рефлексивной компетентности – это способность человека действовать в соответствии с позициями:

  • что я делаю?

  • для чего я это делаю?

  • как я буду это делать?

  • что я получу в результате?

Материальные затраты – это основные вопросы, на которые нужно ответить при написании дизайн – спецификации проекта.

Работая над творческим проектом в 6 классе мы проводим экономические расчеты:

  • Какое количество ткани необходимо.

  • Цена ткани.

  • Стоимость отделки.

  • Стоимость ниток.

  • Стоимость работы.

Таким образом, мы сравниваем, сколько стоит пижама в магазине, и во сколько обойдется она нам, и делаем вывод: выгодно или нет шить своими руками. Это служит формированию социальной компетентности – это способность использовать ресурсы социума для решения проблем, т.е. ребенок сам видит выгоду для себя и своей семьи. Ставлю вопрос, а можно ли реализовать эту пижаму и где?

В старших классах изучаем более сложные изделия - халат (блузку), которые моделируется и выкраивается по замыслу ученицы. Идет формирование проектной компетентности - это способность к продуктивному решению проблем. Перед детьми ставится проблема: как изменить основу выкройки, чтобы мое изделие было не похоже на изделие подруги. Изучив основы раскроя, моделирования девочки начинают решать проблемы.

  • На уроке моделирования мы работаем с журналами мод, где выбираем модели. Делаем эскиз той модели, которую хотелось бы сшить. Но при этом обязательно разбираем особенности фигуры, выясняем, подойдет ли тебе этот фасон. На занятиях по моделированию мы разбираем еще раз выбранные модели. Но чтобы это правильно сделать нужно, проанализировать большое количество литературы и других источников, т.е. в основе написания любого проекта заложено формирование информационной компетентности – это способность получения информации из разных источников.

Продуктивность творческой работы прямо зависит от эффективности руководства ею со стороны учителя. Руководство творческой деятельностью учащихся требует от учителя соблюдения определенных правил.

Я руководствуюсь следующими:

  1. Прямой зависимости между успеваемостью и достижениями творческой деятельности нет, поэтому нельзя запрещать участие в ней из-за слабой успеваемости.

  2. Учитель не должен навязывать ученику своего мнения. Он может посоветовать, предложить тему, помочь, причем в доброжелательной тактичной форме.

  3. Не надо бояться лишний раз похвалить ученика, тем более, если его работа достойна похвалы.

Если вещь не удалась, следует начинать не с критики, а с разбора того, что в ней есть хорошего, что удалось. Нельзя внушать ученику мысль о том, что он берет работу не по силам. Все ли могут поголовно выполнить проект?

Когда работа закончена (оформлена документация, изделие выполнено) проект нужно защитить. Дети учатся делать выступление, защищая проект. На данном этапе формируется коммуникативная компетентность – это способность вступать в общение с целью быть понятым.

Таким образом, уже с первых уроков трудового обучения (швейное дело) начинается формирование ключевых компетентностей.

ГБС(К)ОУ школа-интернат №3

Доклад по теме:

«Формирование социальных компетенций на уроках трудового обучения (швейное дело)».

учитель: О.А. Артюшина


г.о.Тольятти 2012