Особенно же нуждается в понимании и участливости ребенок тогда, когда у него на сердце боль. Мы специально учим отцов, матерей, бабушек и дедушек распознавать разновидности детской боли; угадывать, образно говоря, ту маскировку, которой ребенок часто пытается прикрыть свою боль. Тонкое педагогическое чутье, развитое у родителей, является одним из краеугольных камней нашего воспитания.
Берегите, храните для своего ребенка радость на тот случай, если сердца его будет уязвлено болью, — это мы не просто советуем, но и рассказываем (например, рассказ «Иволга»), как это делать в конкретных обстоятельствах. И мы, .и родители помним, что оставшаяся без утешения боль в сердце ребенка огрубляет душу, в конечном счете делает человека равнодушным, особенно в тех случаях, когда он видит, как без помощи, без утешения остается боль и в сердцах других людей. Бывает, что ушедшая в глубину сердца детская боль на длительное время отдаляет ребенка от взрослых, порождает замкнутость и недоверие.
Но учить чуткости, воспитывать отзывчивость, сердечность — это не значит всегда утешать и успокаивать. Зло в детском сердце может утвердиться как раз тогда, когда он, увидев зло, остается спокойным или же не идет дальше удивления. Если человек только удивляется и ничем другим не выражает своего отношения к злу, то со временем исчезнет и удивление.
Однажды мать заметила, что Витя, ученик IV класса, несколько месяцев назад поступивший в пионеры, пришел из школы чем-то взволнованный. Мать почувствовала в его глазах недоумение. Она стала расспрашивать, что произошло, и мальчик рассказал: «Я видел, как отец привез машину кукурузы нашему родственнику, дяде Николаю... Никто не знает, а я знаю. Разве можно так делать? За такое отца могут в тюрьму посадить...» Мать не принялась успокаивать сына. Наоборот, она сказала ему слова, пробудившие непримиримость к злу:
«Это преступление. И молчать о нем нельзя. Какой же ты пионер, если на твоих глазах воруют колхозное добро, а ты молчишь? Иди к отцу и скажи ему: если кукуруза останется у дяди Николая, пойду в милицию и всё расскажу. Этим еще можно спасти отца. Если же он не одумается, он погиб».
Слова матери оказались для мальчика свежим ветерком, расшевелившим еле заметный огонек. В детской душе пробудилось возмущение. Витя пошел к отцу и сказал всё так, как советовала мать. Отец смотрел на сына с изумлением, как будто впервые видел его. Он понял, что сын не дитя несмышленое, а маленький гражданин. Ему ничего другого не оставалось делать, как погрузить на автомашину кукурузу, выгруженную во дворе дяди Николая, и отвезти ее в колхозный амбар.
Если на каждый душевный порыв маленького человека взрослые отвечают умно, чутко и требовательно, он сам становится умным, чутким и требовательным. Он не может спать спокойно, зная, что рядом с ним горе дли зло.
Мы с родителями много размышляем о том, с чего начинается настоящий человек, где огонь, на котором закаляется человеческая душа, чтобы стать несгибаемой, к каким духовным порывам надо побуждать детей, чтобы они ненавидели зло, презирали равнодушие, бессердечность. Самое главное во всем этом, по-видимому, то, чтобы главным предметом в школе было человековедение.
13. КАК УЧИТЬ ПРАВИЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ Самое большое горе человеческое — смерть. Она противна самому су- ществу человека. Познав бесконечность времени и безграничность про- странства, человек с особенной горечью почувствовал, насколько не- продолжительна его жизнь. Человеческий организм стареет и умирает подобно другим живым существам, но взирать на смерть человеческую, думать о смерти человека мы не можем так спокойно, как об усохшем дубе или об околевшей от старости собаке. Смерть человеческую можно объяснить и понять, но примириться с ней невозможно, потому что со смертью исчезает неповторимый дух человеческий, а это значит, гибнет маленькая частичка человечества. Без понимания смерти немыслимо постижение жизни, радостей бытия, ответственности человека за ка- ждый свой шаг на земле. «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». (Автор приводит слова английс- кого поэта эпохи Возрождения Джона Донна (1572—1631), которые аме- риканский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол». — Сост.) Надо не только уметь правильно жить, но и по-человечески умереть.
Всем существом своим, духом своим, борьбой своей человек отрицает смерть и утверждает жизнь/ Понимание смерти — это не безотчетный страх перед смертью, а гимн вечной человеческой жизни. Человек уми- рает — человечество бессмертно. Понимать смерть как величайшее че- ловеческое горе надо для того, чтобы любить жизнь, дорожить жизнью, беречь жизнь как величайшую и ни с чем не соизмеримую ценность. Отрицать смерть — это значит наполнять жизнь радостью творческого труда.
Нельзя представить себе полноценное нравственное воспитание без того, чтобы у. человека, познающего Человека, не было правильного отношения к смерти. Для полного уточнения своей идейной и педагогической позиции и своих идеалов я еще раз повторяю, что понимание этической стороны смерти — важнейшее условие подлинного оптимизма, жизнелюбия, умения дорожить жизнью и беречь ее. Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня, что ребенок, вместе с взрослыми постигая смерть как неотвратимое горе, у взрослых же черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни.
Я тысячу раз убеждался, что прикосновение детского сердца к смерти любимого человека, переживание утраты пробуждает не только радость бытия, жажду жизни, но и новое видение мира вообще. Человек с изумлением как бы открывает для себя истинную цену того, что он живет, чувствует, видит, наслаждается радостью бытия и познания. Постигая смерть, человек не примиряется с ней, а восстает против нее, отрицает ее, стремится утвердить радость бытия своей любовью к жизни. И самое главное — понимание смерти как величайшего горя учит ребенка дорожить человеком, беречь его жизнь, щадить его душу.
Как важно, чтобы у маленького ребенка был любимый, дорогой человек, разлука с которым — а разлуки этой никому не избежать — переживалась бы как первое испытание человеческого духа будущего отца, будущей матери, будущего гражданина. Духовная связь восходящего и уходящего поколений, проникнутая любовью, преданностью, памятью сердца, — это один из тончайших корней патриотизма, нравственная основа человеческого благородства.
Понимание утраты человека как ничем не восполнимой утраты открывает в человеческой душе чувствование того, что самым, каза- лось бы, безобидным поступком можно обидеть, поразить в самое сердце, причинить глубокие страдания, а бывает, и смерть.
В тех случаях, когда детям приходится соприкасаться со смертью, учитель, обладающий высокой педагогической культурой, умеет направить интеллектуальные и эмоциональные силы детей на познание величия жизни.
Во II классе шел урок рисования. В дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь. В двери стояла заплаканная женщина — мать маленькой белокосой Наташи.
— Прошу вас, — сказала мать учителю, — отпустите Наташу. — Бабушка умерла. Учитель подошел к столу и тихо сказал:
— Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка.
Наташа с мамой ушли, а учитель оставшиеся два урока рассказывал о жизни умер' шей. Перед детьми открылась мало кому в селе известная страничка человеческого мужества, несгибаемой силы духа.
Дети переживали чувство личной боли: ушел из жизни человек, за- служивающий того, чтобы о нем помнили не только в семье. Я считаю очень нужным проводить в классе беседы об ушедших из жизни дедушках и бабушках детей. Как солнце в капельке росы, в каждой человеческой судьбе отразилась судьба народа. Постигнуть величие моря нельзя, не пережив изумления, восторга перед красотой капельки.
14. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ДОРОЖИТЬ ПАМЯТЬЮ СВОИХ ПРЕДКОВ Береги и почитай память об умерших. У кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. Каждый человек — это неповторимый мир. Под каждой могильной плитой — мировая история (-см.: Гейне Г. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1956. С. 188). Умей познавать этот непо- вторимый мир. Дорожа самобытностью человека, уважая личность, храня в своей памяти ту человеческую красоту, которая создала тебя, возвысила твои мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Кладбище — человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похо- ронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище — страж человеческой совести. Могила дорогого для тебя умершего человека — зеркало твоей души. Забытая могила — это твое равнодушие и бездушие.
Каждому поколению своих питомцев, когда для них становится по- сильным постигнуть важнейшие человеческие ценности, я рассказываю сказку «Для этого надо быть человеком». Рассказывая ее, я стремлюсь к тому, чтобы дети постигли великую нравственную ценность: человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как живое звено в вечной цепи поколений; это звено соединяет ушедшие поколения с будущими; чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Только потому, что Человек в своем отце, деде и прадеде видит корень своего бытия, своей чести, достоинства, только благодаря тому, что наша героическая современ- ность не мыслится без славы отцов, у нас есть Отечество, мы дорожим им и оберегаем его, мы готовы положить голову свою за его независимость, за его коммунистические идеалы.
Об уважении и почитании старших поколений мы говорим с матерями и отцами. На занятиях родительской школы мы рассказываем о поучительных судьбах матерей и отцов, которые, не постигнув мудрости воспитания любви к старшим, пожинали горькие плоды своего нравственного невежества. Одна из материнских судеб ярко отражена в рассказе «Петрик и Павлик».
Маленькая капелька обмана и лицемерия, которая упала из ваших рук к ногам вашего ребенка, превращается в большую лужу лжи и подлости — таково этическое правило, которое мы стремимся утвердить в сознании не только родителей, но и молодых людей, только мечтающих о материнстве и отцовстве. Быть правдивыми перед детьми — это самое сильное, самое убедительное моральное поучение. Речь идет не о всякой правде, а о красоте человеческих отношений, воплощающих в себе дух уважения к уходящим и ушедшим поколениям. В этой красоте ребенка одухотворяет бескорыстная забота. То, что бескорыстно, что побуждается высшими нравственными идеями и идеалами, возвышает ребенка, заставляет его вдумываться в святые истины и принципы, установленные вечным и строгим хранителем добра и красоты — народом. В одухотворении, в изумлении бескорыстием — путь познания народного духа, народных взглядов на нравственность, на чистые взаимоотношения людей. Перед открытым детским сердцем будьте бескорыстны, и пусть бескорыстие это выражает ваше отношение к святыням Отечества, народа, вашей семьи — это поучение занимает одно из главных мест в системе нашего педагогического просвещения родителей и будущих родителей. ^
Забота воспитателя, матери, отца о нравственной чуткости ребенка, о его восприимчивости к каждому слову поучения старших должна быть особенно мудрой в тех случаях, когда речь идет о том, что мы называем памятью сердца. У детей надо развивать, углублять это тонкое человеческое качество. Все, что мы говорим детям, пусть учит их хранить в своей памяти образы людей, заслуживших того, чтобы их имя не было предано забвению.
15. КАК УЧИТЬ УМЕНИЮ ПОСТИГАТЬ ВЕЛИКУЮ МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СКОРБИ Если у тебя умерли дедушка или бабушка, знай, что это умерла частица тебя самого. Соблюдай траур. После смерти бабушки или дедушки ты не должен посещать клуб, кино и другие места развлечения в течение такого времени, какое подскажет тебе совесть. В дни траура в доме не должна звучать развлекательная музыка. У одного девятиклассника умер дедушка; сразу же после похорон он пошел играть в футбол. Друзья с одобрением отнеслись к этому: вот, мол, герой, у него дома покойник, а он проявляет такую духовную стойкость. Этот юноша — нравственный урод и дикарь, его поступок свидетельствует не о духовной стойкости, а о дремучем невежестве и моральной пустоте. Для та- кого человека в жизни нет ничего святого.
Смерть матери, отца, брата, сестры — неутешное горе, ничем не за- менимая утрата. Это горе требует от тебя не только вечно беречь в сердце память об умерших, но и быть мужественным.
Я еще раз вынужден сделать оговорку: это не проповедь какого-то аскетизма. Это забота о полноте и красоте духовной жизни живущих, о благородстве мыслей и чувств, о чистоте духовных порывов, о верности идеалам нашей коммунистической нравственности, о вечных и незыблемых святынях — Отечестве, чувстве любви к родной земле, готовности отдать жизнь во имя святынь нашего общества. Это забота о коммунистическом мировоззрении, об оптимистических взглядах и убеждениях, о настоящей любви человека к человеку.
Я считаю важным, чтобы с раннего детства в человеке жило вот какое исключительно важное убеждение: дух человеческий стоек и несгибаем, но в то же время именно потому, что у человека есть дух, духовная жизнь, он, человек, нежен и тонок, хрупок и легко уязвим.
Недавно в одном селе нашей области произошло событие, которое с первого взгляда может показаться малозначительным, но в нем кроются глубокие нравственные корни. Молодые супруги решили отметить день рождения единственного сына — 5-летнего Сережи. На вечеринку, которую устроили по этому поводу, пригласили гостей, среди них были просто знакомые люди. Каждый принес подарки имениннику. Забыли пригласить только дедушку... Он много дней готовил внуку свой подарок — вырезал из дерева ножиком аиста. Вечером, когда под яблонями началось празднество, дедушка сидел в своей маленькой каморке, которую отвели ему в доме, и смотрел на аиста. Так и нашли утром умершего дедушку: склонившимся на подушки, с застывшими на лице слезами.
В жизни происходят события, которые — можно сказать это без опасности впасть в преувеличение — вопиют, кричат о необходимости воспитывать чуткое, заботливое, нежное отношение к родным. Как бы хорошо ни проводилась эта воспитательная работа, всегда будет опасность что-то упустить и никогда не будет опасности «пересолить».
Я считаю одной из самых тонких и, я бы сказал, изящных операций в юной человеческой душе то прикосновение словом (вернее, множество прикосновений), которое утверждает убеждение: человеческая смерть — это не просто угасание и прекращение жизненных процессов. Это ни с чем не сравнимое событие в том процессе неугасимой жизни поколений, который называется преемственностью. Кто по-настоящему постиг сущность этого процесса, тот видит прикосновение к человеческому сердцу в каждом своем поступке. Человек не закапывает своего отца и свою мать в землю, а хоронит их. В этом емком, значительном русском слове — глубокий нравственный смысл. Хоронит — значит хранит, оберегает, дорожит. Смерть того, кто вложил в твое существо живую человеческую душу, пробудил мысль, чув- ства, — это твоя тяжелая личная утрата, в твоей скорби выражается боль народа. Настоящему человеку доступна великая мудрость человеческой скорби. Не всякое страдание — благородная скорбь. Часто бывает не скорбь, а страх перед людьми и перед собственной совестью. Страх приходит тогда, когда наступает суд и расплата, скорбь же переживается тогда, когда выполнен долг. Только человеку долга доступна благородная скорбь. 16. ЧЕЛОВЕК РОЖДЕН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ ПО СЕБЕ СЛЕД Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить во себе след — вечный.
Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бес- смертие. Мы живем для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери, чтобы жить в их страстях и труде. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом — воспитай своих детей. Воспитание человека — важнейший общественный долг.
От того, насколько отчетливо видит человек в отцовстве и материнстве высший смысл своего бытия, зависит его нравственный облик. Наша важная воспитательная миссия заключается в том, чтобы человек, которого мы творим, отвечал не только за свое сегодняшнее поведение, но и за будущее, а будущее — это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем. В день совершеннолетия девушек, когда им исполняется шестнадцать лет, я рассказываю им украинскую легенду «Кто самый искусный мастер на земле».
Я стремлюсь к тому, чтобы все годы обучения в школе человек постигал очень тонкую и сложную науку — умение видеть себя. Чтобы каждый уже в отрочестве задумался: что я способен оставить в людях, в труде, в живом и цветущем? Какая хотя бы маленькая капелька от меня войдет в вечный океан человеческого бытия?
Что для этого необходимо? Как вести воспитательную работу в этом направлении?
Чтобы видеть себя, маленький человек должен научиться видеть жизнь. Видеть человека, понимать и чувствовать в нем красоту, восторгаться и изумляться ею, соотносить себя с увиденным и понятным, как бы примерять свои достоинства с тем, что он считает образцом. Я считаю очень важным рассказывать подросткам, юношам и девушкам о прожитой жизни. О том, что человек сделал за свою жизнь, чем он отчитывается перед поколениями, принимающими от него эстафету творчества, созидания, как в рассказе о яркой человеческой жизни — «Самый счастливый человек на земле».
Вы вступаете в жизнь, юноши и девушки. Перед вами солнце вашего пленительного дня — оно только поднялось над горизонтом, его путь еще впереди. Вам пахать землю и строить дома, возводить мосты и пасти скот, радоваться прилету птиц из теплого края и тревожиться о судьбе нежной былинки — зеленого ростка пшеницы, идти в далекие походы и стрелять по врагу, если он вздумает нарушить священные рубежи нашей Родины. Во всем этом вы оставите какую-то крупицу своей души, разума, таланта. Но полностью вложить свою душу можно только в человека. Не забывайте, что вам быть отцами и матерями. В отцовстве и материнстве — самая сложная трудовая мудрость. Это труд, труд и еще тысячу раз труд. Тебе с замиранием сердца придется слушать крик новорожденного сьша, отец (я обращаясь сейчас к вам как к будущим отцам). Тебе придется в болях и муках рожать сыновей и дочерей, мать (я обращаюсь к вам как будущим матерям). Собираясь в далекий жизненный путь, помните, что вам надо взять с собой как можно больше богатств из отрочества и юности — эти богатства нужны вам для созидания Человека.
Есть народная сказка о Человеке-Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте — все время переезжал с зеленой нивы в цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит поет. А сын не по дням, а по часам растет. Выпрыгнул из колыбельки, подошел к отцу и говорит:
— Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками? Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждет сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:
— Может быть, это вы посадили дуб? Наклонил голову отец, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:
— Может быть, это вы вырастили колос? Еще ниже наклонил отец голову, молчит.
Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:
— Отец, скажите мудрое слово...
А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Еще ниже наклонил голову и молчит... Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не дает.
Как величайшего горя, бойтесь, юноши и девушки, войти в жизнь пустоцветом. Вам стыдно будет перед сыном, перед дочерью, перед людьми за бесследно прожитую жизнь.
Страшно от мысли, что такое может быть: ходит по земле старый, как будто заслуживающий уважения человек, но оказывается, никто не знает, кто этот человек, и не заслуживает он ни уважения, ни памяти.
Я часто рассказываю подросткам и юношам об ушедшем уважаемом, достойном человеке, стремясь пробудить горячее стремление оставить после себя яркий след на земле. Эти рассказы — крупинки, из которых слагается живая история нашей современности. Донести до сознания, до души подростка смысл богатой, насыщенной, данной людям жизни — это не заупокойное поминание, а гимн жизни.
17. КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ Для матери и отца ты всегда будешь дитя — даже тогда, когда тебе ис- полнится пятьдесят, шестьдесят лет, а отцу и матери — семьдесят, во- семьдесят, девяносто. Каждый твой шаг, каждый твой поступок — и хо- роший, и плохой — отзывается в материнском и отцовском сердце радо- стью или болью, счастьем или страданием. Помни, что ты — смысл жизни, цель жизни, сладость и горечь жизни твоих родителей. В своей безграничной любви к тебе они порой забывают о том, что придет время, когда у них не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные — ощутимые и конкретные — радости бытия, и у них останутся силы только на то, чтобы любить тебя. Знай, что человеческий долг детей — платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную лю- бовь и преданность — платить тем же: заботами, любовью, преданностью. Долг детей перед родителями нельзя измернть никакой меркой, нельзя сосчитать никаким счетом.
Как доносить до юных сердец это поучение? Речь идет об одной из тончайших сфер человеческого бытия — взаимном долженствовании. Поле для семян этого поучения, образно говоря, должны вспахать мы, взрослые — родители и педагоги. Самое тонкое человеческое умение — это умение любить. Любовь может открыть самые сокровенные человеческие родники, и из них будет вечно журчать животворное добро; любовь же может превратить сердце сына или дочери в безводную пустыню — всё зависит от того, насколько проникнуто чувство любви взаимным долженствованием, взаимной заботой. Когда есть взаимное долженствование, слова о заботливом отношении к родителям доходят до юных сердец.
|