Выступление на расширенном совете профилактики по работе с асоциальными семьями и оказание помощи из асоциальных семей
СЛАЙД 1
« Работа с асоциальными семьями и оказание помощи из асоциальных семей.»
СЛАЙД 2
Неблагополучная (асоциальная )семья- это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
СЛАЙД 3
К неблагополучным семьям относятся не только те семьи где родители ведут аморальный образ жизни , но и педагогически несостоятельные, конфликтные, асоциальные.
Типы неблагополучных семей
Педагогически несостоятельная
|
Конфликтная семья
|
Асоциальная семья
|
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.
|
Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству.
|
В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.
У членов такой семьи отмечаются асоциальные формы поведения и негативные ориентации.
|
СЛАЙД 4
Социальный паспорт школы
Приведённые данные по школе неблагополучных семей 6(Зачитать список).
Но более реальная картина у нас получиться после выступления классных руководителей Мы это делаем прежде всего с целью знакомства пед коллектива с контингентом учащихся из разных семей, для того чтобы осуществлять к этим детям индивидуальный подход.
СЛАЙД 5
Основная задача образования дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
СЛАЙД 6
Для достижения данной цели решаются следующие задачи
изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся,
-выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
-выявление причин возникновения у учащихся
*проблем в обучении,
*проблем в поведении,
*правонарушений
и принятия мер по их устранению;
*оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости
СЛАЙД 7
Диагностика семейного неблагополучия
Анализ документации
-Списки неблагополучных семей стоящих на учёте в полиции (инспектор ПДН –Яковлева А,С,)
- Личные дела учащихся (Характеристика уч-ка)
Сбор списков НБС
Списки у классных руководителей трудных семей
Тестирование
- Психолог проводит диагностики
На самооценку, тревожность и мотивацию результаты сообщаются классным руководителям и родителям, соц.педагогу.
Интервью специалистов
Проводиться беседа спед составом где добавляется информация о проблемах у детей из неблагополучных семей.
Мини-консилиум
Проходить в разных формах : беседа класс.рук. и педагог психолог кол-во 12 шт, совет профилактики с педагогами и администрацией школы уч-ся 11кл, 9кл, 8кл.,
Наблюдение специалистов
Которые наблюдают и корректируют поведение уч-ся данной группы.
СЛАЙД 8
Индивидуальная работа с семьёй
Социальный патронаж семей (соц педагог совместно с кл рук обследовал 4семьи) и обращаешься с просьбой о то м чтобы приглашали совместно чтобы быть в курсе дел. Запрещается посещать семьи поодиночке .т.к опасно для жизни и для протокола.
Консультации проводятся по решению проблем: успеваемость, агрессивное поведение, пропуски уроков. Хочется поблагодарить педагогов нач школы которые направляют родителей и детей к педагогу –психологу. С Семьями уч-ся и учениками были проведены серии занятий по снятию агрессивного поведения, и повышения успеваемости.
Беседы имеет для большинства детей данной категории наиболее эффективный способ взаимодействия.
Благодарим весь пед состав и директора школы за помощь в работе
Памятки
Родителям широко использует педагог-психолог и уч нау школы.
(Смотри призент ..)
Мы предлагаем использовать новые формы работы СОБРАНИЯ НА ДОМУ, БЛАГОДАРНОСТИ РОДИТЕЛЯМ , СМ ПРИ)
СЛАЙД 24
Индивидуальные особенности ребёнка
|
Семейные
|
Школьные
|
В группе сверстников
|
В обществе
|
Низкая самооценка
застенчивость
плохая успеваемость;
Нарушение
дисциплины;
Положительны
установки по
отношению к
Психотропным
веществам
|
Конфликты в семье
безнадзорность
родители, употребляющие алкоголь
физическое и
психологическ
ое насилие в
семье;
Отсутствие
дисциплины
|
Плохая успеваемость
Низкий моральный уровень учеников
уровень учеников;
конфликты с педагогами
|
Нежелание учиться
давление сверстников
дружба с подростками, употребляющими алкоголь
|
Жизнь в обществе способствующем употреблению табака, алкоголя, наркотиков
отсутствие поддержки со стороны общества;
нищета и экономическая нестабильность
|
Слайд 25
Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми
Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками.
Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
При необходимости трудновоспитуемых приглашать на Совет профилактики школы.
Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса.
Обучать трудновоспитуемых детей методам саморегуляции поведения.
Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
Слайд 27
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
Не ставьте на ребенке крест.
-
Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Слайд 28
а) Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Слайд 33
Если ребенка постоянно критикуют, он учится - ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии
– он учится находить любовь в этом мире.
Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.
Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
.
Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
|