|
Паращенко Н. П
Паращенко Н.П.
Воспитатель МАДОУ № 9, г. Армавир
К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Однако, прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.М.Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
О важности того, что ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Сложившееся социально – экономическое положение в обществе показало, что недостаточно быть эрудированным и интеллектуальным человеком, недостаточно быть грамотным и успешным экономистом. Все эти качества могут быть невостребованными обществом без самого главного: стержнем всего этого должна быть нравственность. Общество, как никогда, сейчас понимает, что истоки нравственности нужно искать в возрождении народных традиций многовекового уклада нашего народа.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Многие программы помогают педагогам решать различные проблемы нравственного воспитания. Но, к сожалению, программы, построенной с учётом регионального компонента, пока нет. Тем не менее, необходимо знакомить детей с культурой кубанского казачества. Необходимо, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. Важно делать акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст – это время, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки. Участвовать в охране окружающей среды.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее дёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности: игра, общение со рослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, художественно – театрализованная деятельность, детский труд. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное эмоционально – личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных образований , как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Задача воспитания состоит в том, чтобы через эти виды деятельности воспитать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; развивать интерес к традициям и промыслам кубанских казаков, чувство ответственности и гордости за достижения Родины. Воспитывать чувство толерантности, уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Расширять представления о Кубани, её столице, знакомить детей с символами города. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-«позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний»).
-непрерывность и преемственность педагогического процесса.
-дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических способностей, возможностей и интересов.
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
-деятельный подход.
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Работа с детьми носит многоплановый характер: занятия, посвящённые ознакомлению с культурным наследием края, развлечения и праздники народного календаря, работа кружков, развивающая среда с использованием этнокультурного компонента, самостоятельная художественная деятельность.
Необходимо провести систему мероприятий с родителями, объясняя им в индивидуальной работе и на собраниях важность и необходимость знакомство дошкольников с культурой кубанского народа.
Результативность работы должна оцениваться культурой поведения дошкольника, его чертами характера, речью, эмоциональной уравновешенностью, коммуникативной способностью, снятием тревожности, агрессивности.
К анализу привлекаются родители. Которые тоже высказывают своё мнение о результатах нравственного воспитания в поведении детей в семье. Хорошей оценкой является признание и одобрение родителей и коллег.
Дети проявляют интерес к народной культуре. На основе этого происходит единение детей, воспитателей и родителей в процессе воспитания гражданина края – жителя Кубани!
Пояснительная записка
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед Отечеством, Родиной. Обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера патриота города.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на родную улицу, и панорама родного города, впервые открывшаяся с высоты колеса обозрения, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Ежедневно малыш делает для себя множество открытий, получает массу впечатлений. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений те, которые наиболее доступны ему. Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего это места, где он родился и живёт. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в д\с и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с горки, где купался в Кубани….
Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с революционным прошлым и боевыми событиями прошлых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его д\с. Внимание ребёнка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, булочная и т.д. Рассказывать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми надо знакомить старших дошкольников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности. Исторические места и памятники родного города. Ребёнку объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с достопримечательностями. Историческими местами родного города, главными улицами и площадями, архитектурными ансамблями и памятниками. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом, город, где он родился и живёт. Когда говорят «москвич», «ленинградец», «киевлянин», «краснодарец» или «армавирец», то это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свой город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир. Отечество.
Я - ЖИТЕЛЬ РОДНОГО ГОРОДА
Цель: формировать представления о родном городе, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города.
Материал: мяч, герб.
Ход занятия.
В гости к детям приходит Незнайка и просит рассказать об Армавире.
Вос-ль:- Послушай, Незнайка, стих о городе Армавире. И вы, ребята, послушайте.
Вос-ль читает стихотворение В.Кравченко «Армавир».
Поют ветра на сотни вёрст об Армавире,
И городок стал мне дороже, краше всех.
В нём, как грибы, растут дома всё выше, шире
И серебром звучит весёлый детский смех.
А запахи цветов витают над садами,
Осенние слова нашёптывает дождь.
Грустить не надо, друг, пой песни вместе с нами,
Здесь, в городе родном, ты счастье обретёшь.
Желаем всем добра и сочиняем песни,
Тут плещет океан талантов и идей.
Красуйся, Армавир, нет города чудесней,
Ты –райский уголок земли родной моей.
И снова облака в улыбках дивных радуг,
Умытые сады обтёрлись ветерком.
И новый добрый день от Господа в награду
Наполнен вдохновеньем нашим и трудом.
-А теперь скажите, ребята, сколько вам лет?
-А тебе, Незнайка?
-А как вы думаете, есть ли возраст у городов?
-Как называется город, в котором мы живём?
-Сколько лет нашему городу?
-Как называются жители нашего города?
-Вы любите свой город?
-Какие у вас самые любимые места в городе?
-Названия каких районов вы знаете?
-Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете свой город. Давайте сейчас поиграем в игру «Где и кем работают родители?».
Вос-ль бросает ребёнку мяч, а он должен рассказать: где и кем работают его родители, что делают.
-Молодцы, ребята. Садитесь. Конечно же, Армавир – это промышленный город. Заводы выпускают продукцию, которую мы все знаем. В Армавире делают вкусные конфеты и различные сладости, шьют удобную одежду и обувь, делают много других красивых и необходимых вещей для армавирцев и жителей других городов России.
В Армавире много молодёжи, они учатся в разных ВУЗах нашего города. Когда вы вырастите, вы сможете выбрать себе учебное заведение на любой вкус. Армавир имеет свой герб.
Вос-ль предлагает рассмотреть герб и объясняет его значение.
-Но у нас ещё есть песня об Армавире, давайте закончим нашу беседу этой красивой песней.
Дети поют песню «Армавир»
Был аулом, а городом стал, вольной степью когда-то лежал.
Люди здесь. с чьей-то лёгкой руки, поселились в долине реки.
Армавир, Армавир –это город родной,
Армавир, Армавир –ты всегда молодой!
Как красив Армавир, погляди! На Фордштатские горы взойди!
Здесь Кавказ устремляется ввысь, здесь Кубань и Уруп обнялись.
Припев.
Был аулом, а городом стал, вольной степью когда-то лежал,
Но тебе и не сниться покой! Город мой ты всегда молодой.
Припев.
ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.
Цель: формировать представления детей о городе, в котором они живут; уточнить знания в своём микрорайоне; воспитывать любовь к родному городу.
Материал: макет района, фото Армавира, мяч.
Ход занятия.
Появляется кот Матроскин:
-Я живу в деревне Простаквашино, приехал к вам в гости и хочу, чтобы вы рассказали мне о своём городе, забыл, как он называется?
-Армавир!
-А что интересного у вас есть?
Дети показывают модель –макет своего района. Рассказывают, что за объекты находятся рядом с детским садом, их назначение.
Вос-ль:-А теперь, кот Матроскин, мы приглашаем тебя вместе с нами попутешествовать по нашему городу.
Экскурсия по фото: гостиница «Армавир», улица Мира, городской узел связи, парк им. 50-летия Октября, Армяно –григорианский храм, драмтеатр им. А.В.Луначарского, зона отдыха, площадь им. 40-летия Победы, Дом бытовых услуг, памятник А.С.Пушкину и др.
В ходе экскурсии дети рассказывают о том, что видят на фото. Если затрудняются, помогает воспитатель.
-Наша экскурсия закончилась и давайте с вами немножко поиграем. Встаньте в круг. И ты. кот Матроскин, тоже. Я буду кидать мяч, а вы говорить название улицы, на которой живёте.
Проводится игра.
- Но дети, кот Матроскин, не только хорошо знают свой город, они ещё знают стихи о нём, вот послушай.
Дети читают стихи В.Кравченко «Армавир», Ю.Блохина «Мой город».
Матроскин:- Спасибо вам, ребята, было очень интересно с вами путешествовать. А теперь мне пора домой. До свидания!
Вос-ль:-Сколько много достопримечательных мест можно посетить в нашем городе Армавире! Ходите, смотрите, слушайте, изучайте и всей душой любите свой родной город!
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД.
Цель: фор-ть представления о родном городе красавце, труженике, его достопримечательностях, памятных местах, дорогих, уютных его уголках; закрепить навыки поведения на улицах родного города; вос-ть любовь к своему городу.
Материал: фото памятников Армавира, мяч, альбомный лист, карандаши.
Ход занятия.
-Ребята, в каком городе мы живём?
-Названия каких улиц вы знаете?
-Чем славен наш город?
-Послушайте, сейчас ребята вам расскажут о достопримечательностях города.
Специально подготовленные дети рассказывают: обелиск на братской могиле героев гражданской войны; памятник А.С.Пушкину; парк им. С.М.Кирова; аллея героев ВОВ.
-Молодцы, ребята, интересно вас было слушать. А сейчас давайте проверим, умеете ли вы вести себя на улицах нашего города? Поиграем в игру « Можно –нельзя», я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Дети становятся по кругу, вос-ль бросает ребёнку мяч и задаёт поочерёдно вопросы, дети отвечают можно или нет так поступать.
-Переходить улицу на красный свет?
-Рвать цветы на клумбе?
-Любоваться цветами на клумбе?
-Сажать деревья и цветы во дворе?
-Бросать мусор на тротуар?
-Переходить дорогу на зелёный свет?
-На красный?
-Играть в мяч на проезжей части?
- Ломать игровое оборудование во дворе?
-Играть в мяч во дворе?
-Молодцы, ребята, а теперь сядьте за столы и нарисуйте своё любимое место в городе, куда вы любите ходить со своими родителями.
Дети рисуют. В конце занятия вос-ль предлагает сделать выставку работ и полюбоваться своим городом.
Москва – столица нашего Отечества.
Цель: дать представление о том, что Москва самый большой город в нашей стране; подвести их к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России Москвой4 познакомить с историческим прошлым Москвы.
Материал: карта, глобус, фото достопримечательностей Москвы.
Ход занятия
Вос-ль: -Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
-Страна- это что?
-Какие города России вы знаете?
-А какой главный город в России?
-Найдём Москву на карте и глобусе. Это самый большой город России. В нём живёт более 8 млн. человек. Москве 857 лет. Сейчас мы отправимся в путешествие по Москве –реке.
Дети выбирают капитана и отправляются в плавание по иллюстрациям: Красная площадь, Кремлёвский дворец, Спасская башня, Царь- колокол, Царь –пушка, Большой театр.
-Нетороплива Москва –река. Далёк путь нашего корабля: под 15 мостами проплывает он, 20 пристаней, 3 порта встретит. Долго будет плыть наш корабль мимо парков, заводов, огромных зданий, мимо Кремлёвских стен и башен. Капитан будет делать остановку, а я рассказывать о достопримечательностях нашей столицы, а вы будете помогать мне. Согласны? Тогда в путь!
Экскурсия по Красной площади.
-Красная площадь –главная площадь столицы. Её название «Красная» означает красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор.
-Давайте и мы с вами представим, что мы на Красной площади и пройдём по ней под речёвку.
Дети маршируют под речёвку:
Мы учили песенку,
А в песенке слова:
Здравствуй наша Родина,
Город наш Москва.
Что за площадь есть в Москве?
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Это площадь Красная.
-Экскурсия продолжается по Кремлю.
-За стенами и башнями древнего Кремля- волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлёвский дворец. Один из красивейших залов дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца –основателя Москвы.
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
-Кто является главой нашего государства?
-Так уж повелось на Руси, всё самое большое и удивительное называлось словом «царь».Царь –колокол! Нет на свете колокола больше его. Он весит 200 тонн. 300 с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины.
Царь –пушка! Всем пушкам пушка! Отлил её 400 лет назад славный русский мастер Андрей Чохов. Глядя на эти исторические памятники, люди с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах –умельцах матушки России.
В Москве очень много мест, которыми гордятся москвичи- жители столицы. Некоторые из них известны всему миру: Большой театр, памятник А.С.Пушкину, Останкинская башня и др. Нет ни одного человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал бы побывать в Москве –сердце России! О Москве написано много стихов и песен. Послушайте одну из них: И.Дунаевского на слова М.Лисянского «Моя Москва».
-Вот мы и вернулись из путешествия в Москву. Вам понравилось? Что вы нового узнали? Дети отвечают.
Наша Родина – Россия.
Цель: Дать представление о Родине России, её столице; развивать умение ориентироваться по карте, глобусу; находить свою страну, родной город; вос-ть любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Материал: репродукции с картин о природе.
Ход занятия.
Вос-ль предлагает детям рассмотреть репродукции с картин. Подводит их к выводу, что всё, чем они сейчас любовались –это хорошо знакомые картины природы родной земли.
-Ребята, а вы знаете стихи о природе? Прочтите их.
Дети читают стихи.
-Поэты обращают внимание не только на красоту природы, но и на любовь и бережное, трепетное отношение к родной природе, родному краю.
Вос-ль читает стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?».
-С чего начинается Родина для автора?
-А как вы ответите на этот вопрос? С чего начинается Родина для вас?
-А какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети отвечают:
Нет земли краше, чем сторонка наша.
Всякому мила своя сторона.
На чужой сторонушке и весна не красна.
Родина любимая, что мать родимая.
Жить – Родине служить.
-Как вы понимаете значение этих пословиц?
-Почему родную землю называют по-разному: Родина, Отечество, Отчизна?
-Об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что об этом думал К.Д.Ушинский –великий русский писатель и педагог. (Читает отрывок «Наше Отечество»).
-Как называется наша Родина?
-Как отвечает К.Д.Ушинский на вопрос, почему мы зовём Россию Отечеством? (Родиной?)
-Продолжите фразу: «Наша Родина- матушка Россия. Мы зовём Россию матерью потому, что…..».
-Как вы понимаете последние строчки текста: «Одна у человека родная мать –одна у него и Родина.»?
-Давайте подойдём к глобусу и найдём на нём Россию. Найдём Россию на карте, найдём столицу нашей Родины –Москву.
-Как можем добраться до Москвы? (самолётом, поездом).
-Если мы пройдём вдоль всей границы нашей Родины, что мы увидим на своём пути? (города, реки, моря и т.д.).
-Расскажите мне, как нужно относиться к Родине?
Дети отвечают.
-Молодцы, ребята. Правильно. В конце нашей беседы хочу прочитать вам стихотворение О.Фокиной:
Храни огонь родного очага!
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Город наш в годы войны.
Цель: формировать представление о ВОВ, о военных действиях, о защитниках города; вос –ть любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному городу.
Материал: грамзапись «люди мира на минуту встаньте», фото памятных мест, альбомный лист. Карандаши.
Ход занятия.
Звучит музыка « Люди мира на минуту встаньте».
-«Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину», - такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года.
Была остановлена мирная жизнь народа. Началась Великая Отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей, она разрушила и наш родной город. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный вой сирен, залп зениток, разрывы бомб. Будто на город надвинулась чёрная туча. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу тёмным силам. Жертвуя жизнью они становились защитниками Отечества.
-Кого можно назвать защитниками Отечества? Ответы детей.
-Да, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну. Как о них помнят?
-Слагают песни, стихи, возводят памятники, называют улицы именами героев, чтут память их минутой молчания.
-Послушайте стихотворение, посвящённое защитникам Родины. Сейчас мы тоже почтим память героев минутой молчания.
Давным –давно дымы не застят
Небес, и светел нив залив,
Где земляки стояли насмерть,
Собой Отчизну заслонив.
На рубеже, омытым кровью,
Мы в память тех, кто шёл в бои,
С благоговеньем и любовью
Склоняем головы свои.
Дети встают склоняют головы, минута молчания. Садятся
-А сейчас, ребята, давайте с вами попутешествуем по памятным местам нашего города.
Вос-ль предлагает фотографии: вечный огонь, аллея славы, памятник героям гражданской войны ит.д. Затем вос-ль предлагает оформить поздравительные открытки для ветеранов. Дети рисуют. В конце занятия проходит выставка работ и вос ль читает стихотворение «Победитель» М.Дудин
Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Там, где мы брали кровью,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь из травы.
Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,-
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.
И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идёт, свершивший подвиг ратный,
Великий русский человек.
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади тёмные могилы
Врагов на дальнем берегу-
То нашей доблести и силы
Напоминание врагу.
Я люблю тебя, Россия!
Цель: вос -ть любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию; познакомить с государственной символикой: Российским флагом, гербом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России.
Материал: иллюстрации природы и ландшавтов России, герб, флаг.
Ход занятия
-Ребята, посмотрите иллюстрации на нашей выставке. (природа и различные ландшафты нашей Родины во все времена года).
-Всё, что вы видите – это бескрайняя страна Россия. И вот что удивительно – почти на каждой иллюстрации можно увидеть стройную белоствольную берёзку. Как вы думаете, почему? Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит берёзку – красавицу! Берёза – символ России.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзке, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
-Многие русские художники – пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По – своему хороша она в разные времена года! На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные. Вспомните загадку про берёзку.
Дети:- Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан – белый сарафан.
-С кем на Руси сравнивали красавицу берёзу?
Дети:- С девушкой нежной с тонкой, гибкой талией. С невестой.
-О белоствольной русской красавице сложено много стихов. Кто может прочитать стих о берёзе?
Кто –то из детей читает стих «Белая берёза под моим окном….»
-А ещё есть и песни про берёзу. Песню « Берёзонька» пели девушки на Руси в праздник Семик. Праздник этот приходился на июнь месяц и считался девичьим праздником. Утром в день праздника яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывая к ветвям цветные тряпочки, ленты, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод и пели песню «Берёзонька».Потом вокруг берёзы пели песни, плясали, заводили игры. Вот и мы сейчас с вами проведём игру –хоровод «Во поле берёза стояла».
Дети встают с мест и водят хоровод.
-Есть у России и другие символы, характерные только для нашей страны. Это русские матрёшки, песня «Калинка», и, конечно же, как и все страны, Россия имеет свой флаг, герб и гимн. В Москве –столице наше Родины работает правительство. (показывает картинку). На его здании –герб нашего государства (показывает), а над ним развивается флаг. Когда и где ещё можно увидеть государственный флаг?
Дети: -Во время праздников на домах, спортивных соревнованиях, зданиях правительства российских городов и т.д.
-Флаги стали символами достаточно давно. Считается, что цвета триколора отражают духовные начала россиян. Белый цвет –символ мира, чистоты, правды. Синий символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Давайте с вами нарисуем Российский флаг.
Дети рисуют.
-Вот теперь вы тоже хорошо будете знать наш российский флаг. Рисунки заберёте домой себе на память. А сейчас поговорим о гимне. Что такое гимн? Само слово означает восхваление, торжественную песнь. Когда исполняется гимн?
Дети: - В торжественных случаях, в знак уважения к стране.
-Где можно услышать гимн?
Дети: - На спортивных соревнованиях, Олимпиадах, в школах и т.д.
-Давайте мы сейчас его послушаем. Гимн слушать полагается стоя.
Дети, встав, слушают гимн.
-На этом наша беседа закончена. Мне очень понравилось ваше участие в ней. Молодцы!
Мир на всей планете
Цель: формировать представления о многонациональном и многополярном мире; вос-ть уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.
Материал: куклы в национальных костюмах, грамзаписи мелодий.
Ход занятия
Вос- ль:-На земле живёт много людей. Они все разные и в тоже время похожи друг на друга. Чем похожи люди всей земли?
( они умеют думать, говорить, у них одинаковое строение тела и т. д.).
-А чем они отличаются друг от друга?
(большие и маленькие, худые и полные, высокие и низкие, разные глаза и т.д.).
-А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз. На земле живут люди разных рас. У нас какой цвет кожи? (белый).
-Есть люди, у которых кожа жёлтая – эти люди живут в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых кожа тёмная – чернокожие. Эти люди живут в основном в Африке. А мы с вами где живём? ( в России).
-Как нас называют? (Россияне).
-Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы из разных стран.
Показывает кукол в национальных костюмах. Дети рассматривают костюмы, отмечают их особенности.
-А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Кто где живёт?». Я назову страну, а вы называете народ, который там живёт:
Россия –россияне
Америка – американцы
Франция – французы
Индия – индийцы
Китай –китайцы и т.д.
-Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, обычаи, кушанья, песни, танцы. Многие мелодии мира вам знакомы и очень нравятся. Послушайте некоторые из них. ( звучат мелодии польки, танго, ламбада и другие).
-Когда звучит такая мелодия, что хочется делать? (танцевать).
-Давайте потанцуем все вместе.
Дети танцуют и садятся на места.
-Как вы думаете, о чём мечтают взрослые и дети на всей планете? (ответы детей).
-Люди разного возраста, разных национальностей мечтают о самом важном – о дружбе и мире на Земле. Вы, конечно же, знаете, что на земле есть места, где идёт война, гибнут солдаты, мирные жители и дети. Какие чувства вы испытываете, когда слышите или видите по телевидению войну? Ответы детей.
-Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, город, страну война обошла стороной. Чтобы светило яркое солнце, чтобы дети смеялись и радовались жизни, любили друг друга и никогда не было страха, слёз, смерти. Чтобы вы могли пожелать людям всей Земли? Ответы детей.
-Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом,
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте, люди, беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она? И.Мазнин
-Я думаю, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никогда не дадите в обиду нашу планету. Давайте встанем вокруг глобуса и прочитаем стихи.
Дети становятся вокруг глобуса и , взявшись за руки, читают стих:
-На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим!
Кругосветное путешествие
Цель: Дать понятие о многообразии стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны; познакомить с разнообразием животного и растительного мира, полезными ископаемыми.
Материал: карта, глобус.
Ход занятия
Вос-ль загадывает загадку:
Горы, пустыни и страны,
Моря, ледники, океаны,
Даже дороги и города
На…..(карте) увидит любой без труда.
-Ребята, смогли бы вы найти дорогу в другую страну? Показывает карту.
-Смотрите, какая она разноцветная. У карты есть брат – глобус. Что каким цветом здесь изображено?
Ледники –белым
Горы- коричневым
Моря, реки, океаны – голубым
Пустыни –жёлтым
Леса – зелёным.
-Вот какая большая наша планета. А какие страны вы знаете? Ответы детей.
-Давайте с вами попутешествуем. (вос-ль сопровождает свой рассказ показом картинок).
Находят Австралию:
-Только в Австралии живут сумчатые медведи – коала, ехидна, утконос, самая большая птица страус. Растут пальмы, фикусы, эвкалипты.
Африка: здесь протекает самая длинная в мире река Нил, живут крокодилы, слоны, бегемоты, обезьяны; растут пальмы: шоколадная и пробковая.
Азия: здесь –Китай, Корея, Япония, Монголия и др. Азия – восток. Жители востока первыми встречают восход солнца. Мир растений и животных богат и разнообразен. Но эту землю омрачают бесконечные военные действия. Давайте встанем вокруг глобуса и скажем слова в защиту нашей планеты:
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой.
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим! В.Орлов.
Дети садятся.
-Но ещё на карте, кроме стран, отмечены полезные ископаемые.
Показывает картинки: соль, нефть, глина, уголь и т. д.
-Где это всё находится? (под землёй).
-Подземные богатства называются полезными, так как они приносят пользу людям, а ископаемыми, потому что их добывают с помощью раскопок. Отгадайте загадки:
Это камень чёрный очень,
Он чернее тёмной ночи.
Красный камушек не тронь,
Стал горячим, как огонь. (уголь).
Он и жёлтый, и сыпучий.
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (песок).
Из него медали льют
За учёбу и за труд,
И колечки, и серёжки,
Часики, браслеты, брошки. (золото).
-Молодцы, ребята. Наша Земля очень красивая. Она богата полезными ископаемыми, животными, птицами, рыбами, растениями. Кто пользуется всеми этими богатствами? (человек)
-Все люди мира. Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться домой. Наш дом вот здесь, на континенте Евразия, в государстве –Россия, в городе Армавире. Наша Россия тоже славится разнообразием растений, животных, полезных ископаемых. Глина –одна из видов полезных ископаемых. Давайте с вами вылепим из неё любимые игрушки для детей других стран. Дети лепят. Занятие заканчивается выставкой детских работ.
|
|
|