|
Рабочая программа по подготовке детей 5 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тогурская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю
|
|
Рассмотрено
|
Директор МБОУ "ТНОШ"
|
|
на педагогическом совете
|
О.А .Пшеничникова __________
|
|
от "____" __________ 2012г.
|
Приказ № ______
|
|
Протокол № _________
|
от "_____" ___________ 2012г.
|
|
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет
в группе предшкольной подготовки
на 2012 -2013 учебный год
Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет
«Предшкольная пора»
Н.Ф. Виноградовой
Программу составила: Шкарлуханова Ольга Сергеевна.
с. Тогур
2012 год.
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Виноградова. Программа «Предшкольная пора» рекомендована Министерством образования Российской Федерации Вента – Граф Москва 2007.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обучения основана на авторской методике Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали дошкольное учреждение.
Данная программа направлена на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов.
Цель программы:
Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ через всестороннее развитие ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире и социализацию личности.
Задачи:
формировать мотивацию учения и интерес к самому процессу обучения;
-
развивать наглядно - образное и формировать словесно - логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
формировать приёмы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативности мышления;
развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развивать умение общаться со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
-
сохранять и укреплять здоровье через использование здоровьесберегающих технологий;
формировать опыт самопознания.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Программа построена в соответствии с принципами:
а) Личностно - ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно - ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятелъностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей и построена не по областям знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей должен прежде всего определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
В данной программе выделяются 6 разделов, отражающих основные линии развития ребёнка-дошкольника в результате его обучения:
-
Раздел «Познаём других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. У ребёнка воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Познаём мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваем интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач данного раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего "Математики" и "Окружающего мира". Уделяется внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)
-
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Приходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству ребёнка.
-
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображение;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел «Играем и фантазируем». Содержание этого раздела направлено на развитие воображения, способствующего успешности обучения ребёнка в школе, развитие умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх. Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактических игр как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «часа игры».
Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ
Отличительными особенностями рабочей программы от учебной программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора», является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению, большее количеством учебных недель в МБОУ «ТНОШ»
Продолжительность обучения: 33 учебных недели (с 1 сентября 2010 года по 25 мая 2011 года каникулы: ноябрь — 7 дней; январь - 14 дней; февраль - 7 дней; март - 9 дней).
Общее число занятий: 680:
«Познаём других людей и себя» - 66 занятий;
«Познаём мир» - 99 занятий;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 99 занятий;
«Учимся родному языку» - 165 занятий;
«Учимся рисовать» - 66 занятий.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий - 30 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут. Между 2 и 3 занятием – игровой час.
Распределение числа занятий в неделю:
«Познаём других людей и себя» - 2 занятия;
«Познаём мир» - 3 занятия;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3 занятия;
«Учимся родному языку» - 5 занятий;
«Учимся рисовать» - 2 занятия;
«Играем и фантазируем» - во время игрового часа, а так же в рамках любого занятия.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ К ЗНАНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Безотметочное обучение.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяется шесть разделов:
Раздел «Познаём других людей и себя».
Раздел «Познаём мир».
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать».
Раздел «Учимся родному языку».
Раздел «Учимся рисовать».
Раздел «Играем и фантазируем»
Учебный план
Раздел
|
занятия
|
Кол-во занятий в неделю для детей 5 лет
|
кол-во занятий в неделю для детей 6 лет
|
итого за 2 года
|
Познаём других людей и себя
|
Познаём других людей и себя
|
2
|
2
|
132
|
итого по курсу
|
2
|
2
|
132
|
Познаём мир
|
Познаём мир
|
3
|
3
|
198
|
итого по курсу
|
3
|
3
|
198
|
Учимся думать, рассуждать, фантазировать
|
Учимся думать, рассуждать, фантазировать
|
3
|
3
|
198
|
итого по курсу
|
3
|
3
|
198
|
Учимся родному языку
|
Учимся родному языку
|
5
|
5
|
330
|
итого по курсу
|
5
|
5
|
330
|
Учимся рисовать
|
Учимся рисовать
|
2
|
2
|
132
|
итого по курсу
|
2
|
2
|
132
|
итого по программе
|
15
|
15
|
990
|
игровой час
|
Игровой час «Играем и фантазируем»
|
5
|
5
|
330
|
итого
|
5
|
5
|
330
|
ВСЕГО
|
20
|
20
|
1320
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Раздел «Познаём других людей и себя» представлен занятием:
«Познаем других людей и себя»
Цель: формирование знаний, необходимых для осознания своей принадлежности к человеческому роду, понимание ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей; развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение; воспитание доброжелательного, внимательного отношения к другим, развитие навыков общения; разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребёнка с собеседником в разных речевых ситуациях.
Для успешной реализации программы необходимо проводить по 2 занятия в неделю первый и второй год обучения.
Для реализации программы пользуемся учебными пособиями
Козловой С.А. «Я хочу в школу»;
«Я и мои друзья».
Занятие «Познаём других людей и себя» - первый год обучения
Содержание работы
|
Ожидаемый результат
|
1 год обучения
|
Познание ребёнком себя через отношение с окружающими
|
Понимает насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется сходство и различие.
|
Помощь ребёнку в познании внутреннего мира чувств и состояний. Научиться анализировать чувства и управлять
ими.
|
Умеет анализировать чувства и состояния, управляет ими.
|
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
«Познаём других людей и себя»
Первый год обучения
2 занятия в неделю
66 занятий в год
№ занятия
|
количество занятий
|
тема
|
1
|
1
|
Давайте познакомимся!
|
2
|
1
|
Что такое имя?
|
3
|
1
|
Зачем нужна фамилия?
|
4
|
1
|
Автопортрет.
|
5
|
1
|
Автопортрет.
|
6
|
1
|
Расскажи о своей семье.
|
7
|
1
|
Моя улица. Мой дом. Назови адрес.
|
8
|
1
|
Кто они такие?
|
9
|
1
|
Я и моя семья. Мама, папа, брат, сестра.
|
10
|
1
|
Генеалогическое древо.
|
11
|
1
|
Я – помощник.
|
12
|
1
|
Я и мои руки.
|
13
|
1
|
Я и мои ноги.
|
14
|
1
|
Управляй собой.
|
15
|
1
|
Что я знаю о своих глазах?
|
16
|
1
|
Как сохранить зрение?
|
17
|
1
|
Ты умеешь думать?
|
18
|
1
|
Отчего и почему?
|
19
|
1
|
Что такое гигиена?
|
20
|
1
|
Правила гигиены.
|
21
|
1
|
Что нужно делать вечером перед сном?
|
22
|
1
|
Что нужно делать утром?
|
23
|
1
|
Как я собираюсь в школу.
|
24
|
1
|
Все ли люди одинаковые?
|
25
|
1
|
Что такое общение?
|
26
|
1
|
Зачем люди общаются друг с другом?
|
27
|
1
|
Зачем быть вежливым?
|
28
|
1
|
Общение бывает разным.
|
29
|
1
|
Твой голос. Тихо или громко?
|
30
|
1
|
Каким тоном?
|
31
|
1
|
«От улыбки стало всем светлей...»
|
32
|
1
|
Устное общение.
|
33
|
1
|
Поспешишь - людей насмешишь.
|
34
|
1
|
Ты слушатель. Какой ты слушатель?
|
35
|
1
|
Правила общения.
|
36
|
1
|
«День рождения только раз в году»
|
37
|
1
|
Как обратиться к собеседнику? Как обратиться с просьбой?
|
38
|
1
|
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
|
39
|
1
|
Благодарность. Не забудь извиниться.
|
40
|
1
|
Говорит она беззвучно.
|
41
|
1
|
Можно ли общаться без слов?
|
42
|
1
|
Отгадай, что я сказал!
|
43
|
1
|
Письменное общение.
|
44
|
1
|
Я и мой характер.
|
45
|
1
|
Что такое школа?
|
46
|
1
|
Готов ли я к обучению в школе?
|
47
|
1
|
Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия.
|
48
|
1
|
Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия.
|
49
|
1
|
Дидактическая игра на развитие слухового восприятия.
|
50
|
1
|
Дидактическая игра на развитие слухового восприятия.
|
51
|
1
|
Дидактическая игра на развитие пространственных представлений.
|
52
|
1
|
Дидактическая игра на развитие пространственных представлений.
|
53
|
1
|
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики.
|
54
|
1
|
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики.
|
55
|
1
|
Дидактическая игра на развитие связной речи.
|
56
|
1
|
Дидактическая игра на развитие связной речи.
|
57
|
1
|
Твоя дорога в школу.
|
58
|
1
|
Твой друг светофор.
|
59
|
1
|
Какие предметы нужны ученику в школе?
|
60
|
1
|
Каждой вещи свое место.
|
61
|
1
|
Научись беречь время.
|
62
|
1
|
Делу время - потехе час!
|
63
|
1
|
Мои новые друзья.
|
|
|
|