Главная страница

Использование электронных презентаций в логопедической работе Т. Е. Романова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39»


Скачать 62.62 Kb.
Название Использование электронных презентаций в логопедической работе Т. Е. Романова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39»
Дата 14.02.2016
Размер 62.62 Kb.
Тип Документы

Использование электронных презентаций в логопедической работе
Т.Е. Романова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39», город Ленинск-Кузнецкий

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей практике.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. [1].

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).

У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) используются компьютерные презентации.

Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такой метод подачи информации сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие. Электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы). Такой показ «карточек» намного эффективнее обычного просмотра бумажных картинок: не надо искать материал (резать журналы, клеить, хранить в конвертах), изображение на компьютере можно редактировать (резать, уменьшать, менять цвет…), использовать одну картинку в разных темах (презентациях), а самое главное – такие карточки легко и удобно хранить!

Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов. [7].

Электронные презентации в логопедической работе помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:

  • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

  • Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

  • Формирование зрительно-пространственных отношений.

  • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

  • Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

  • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Компьютерные презентации приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Благодаря информационным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.

Список использованной литературы

  1. Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.-2008-2009. [Электронный ресурс]. URL: http://ds82.ru/doshkolnik/1304-.html.

  2. Вренёва Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи// Дошкольное воспитание.- 2010.- № 12. С. 32-36.

  3. Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание.- 2011.- № 2. С. 74-76

  4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. – № 1. С. 47-55

  5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении/ Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. – № 5. С. 3-9.

  6. Лынская М.И. Информационные технологии с безречевыми детьми//Логопед.-2011.- № 3.- С.12-17.

  7. Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект/ Пономаренко Т. Алгоритм составления презентаций.-2012. [электронный ресурс]. URL: http://www.maaam.ru/detskijsad/algoritm-sostavlenija-prezentacii.html.

  8. С. Ю. Селянина Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск.