Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» представлен занятиями:
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать».
Цель: развитие умения рассуждать строго, логически, развитие фантазии и творческого воображения, развитие мышления, творческих способностей, интереса к математике.
Программа рассчитана на два года обучения, поэтому для успешной реализации программы необходимо проводить по 3 занятия в неделю.
Для реализации программы пользуемся учебными пособиями
Салминой Н.Г. «Учимся думать. Что, зачем следует?».
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» первый год обучения
Содержание работы
|
Ожидаемый результат
|
1 год обучения
|
Сравнение групп предметов
- формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Выделение признаков сходства и различия;
- объединение предметов в группу по общему признаку;
-выделение части группы. Нахождение «лишних» элементов;
- сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше).
|
Умеют выделять признаки сходства и различия.
Умеют объединять предметы в группу по общему признаку. Умеют находить «лишние» элементы
Умеют сравнивать группы предметов на основе составленных пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну. Имеют представление о сохранении количества. Умеют устанавливать закономерность.
|
Числа 1-10
- знакомство с понятиями «один» и «много»;
- образование последующего числа путём прибавления единицы;
- количественный и порядковый счёт от 1 до 10;
-сравнение предыдущего и последующего чисел,
-знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 10, формирование умения соотносить цифру и запись числа 10 с количеством.
|
Умеют находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
Умеют считать от 1 до 10 в прямом порядке. Умеют пользоваться количественным счётом Умеют сравнивать предыдущие и последующие числа в пределах 5. Знают цифры. Умеют соотносить цифру и количество.
|
Величины
- формирование представлений о величинах длина предмета, объём (вместимость) жидких и сыпучих веществ;
- непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте, объему (вместимости);
- практическое измерение величин с помощью мерок. Наблюдение зависимости результата измерения от величины мерки;
- формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения величин.
|
Имеют представление о величинах.
Умеют сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, объёму (вместимости). Умеют измерять предметы с помощью условной мерки.
|
Пространственно - временные представления
-формирование пространственных
представлений: на - над - под - слева - справа -
вверху - внизу - снаружи - внутри - за - перед.
-ориентировка в пространстве;
-знакомство с временными отношениями;
-установка последовательности событий;
-части суток;
-формирование умения выделять в
Окружающей обстановке предметы одинаковой формы;
-знакомство с геометрическими фигурами:
квадрат, прямоугольник, треугольник, круг,
шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма.
|
Умеют определять направление движения от себя. Умеют показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого предмета. Умеют определять направление движения от себя.
Умеют правильно устанавливать
пространственно — временные отношения, ориентируясь на элементарный план.
Умеют находить последовательность событий и нарушение последовательности.
Знают и свободно называют части суток.
Умеют узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
|
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
1 год обучения
3 занятия неделю
99 занятий в год
№ занятия
|
количество занятий
|
тема
|
|
1
|
Свойства предметов: цвет.
|
|
1
|
Свойства предметов: размер.
|
|
1
|
Свойства предметов: цвет и размер.
|
|
1
|
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
|
|
1
|
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку
|
6-7.
|
2
|
Сложение
|
|
1
|
Прямоугольник
|
|
1
|
Ломаная
|
|
1
|
Свойства предметов: форма.
|
|
1
|
Множества: один и много.
|
|
1
|
Множества: столько же.
|
|
1
|
Множества: столько же, больше, меньше. Счет до двух.
|
14-15
|
2
|
Порядок следования в множестве: первый и последний.
|
|
1
|
Круг.
|
|
1
|
Сравнение множеств: больше - меньше.
|
|
1
|
Счет предметов в пределах четырех.
|
|
1
|
Сравнение длин: длинный - короткий.
|
|
1
|
Сравнение высоты предметов: высокий - низкий.
|
|
1
|
Сравнение предметов по ширине: широкий -узкий.
|
|
1
|
Ориентировка в пространстве: верхний -нижний, над-под.
|
|
1
|
Квадрат.
|
|
1
|
Ориентировка в пространстве: слева, справа, посередине.
|
|
1
|
Счет предметов: на один меньше.
|
|
1
|
Счет предметов: на один больше.
|
|
1
|
Сравнение предметов по размеру.
|
|
1
|
Сравнение предметов по размеру и цвету.
|
|
1
|
Множество. Выделение составных частей.
|
30-31
|
2
|
Сложение. Знак «+».
|
|
1
|
Выделение части множества по указанному признаку.
|
|
1
|
Множество выделение одного предмета.
|
34-35
|
2
|
Вычитание. Знак «-».
|
|
1
|
Число 1 и цифра 1.
|
|
1
|
Форма плоских фигур.
|
|
1
|
Треугольник.
|
|
1
|
Ориентировка в пространстве: ближе -дальше.
|
|
1
|
Сравнение предметов по толщине: толще -тоньше.
|
|
1
|
Число 2 и цифра 2.
|
|
1
|
Уравнивание множеств.
|
|
1
|
Счет предметов.
|
|
1
|
Прямоугольник.
|
|
1
|
Ориентировка в пространстве: выше, ниже, между.
|
|
1
|
Число 3 и цифра 3.
|
|
1
|
Последовательность событий: сначала - потом.
|
|
1
|
Счет предметов в пределах пяти.
|
|
1
|
Ориентировка в пространстве: внутри, снаружи.
|
|
1
|
Овал.
|
51-52
|
2
|
Пара.
|
|
1
|
Многоугольник.
|
|
1
|
Повторение. Геометрические фигуры.
|
|
1
|
Повторение. Числа 1,2,3 и цифры 1,2,3.
|
|
1
|
Число 0 и цифра 0.
|
|
1
|
Представления о точке и линии.
|
|
1
|
Представления об отрезке и луче.
|
|
1
|
Повторение. Пространственные отношения.
|
|
1
|
Прямая линия. Кривая линия.
|
|
1
|
Дни недели.
|
|
1
|
Число 4 и цифра 4.
|
|
1
|
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
|
64-66
|
1
|
Числовой отрезок.
|
|
1
|
Представления о ломаной линии.
|
|
1
|
Утро, день, вечер, ночь.
|
|
1
|
Знакомство с понятием «линейка», обучение её практическому применению.
|
|
1
|
Число 5 и цифра 5.
|
|
1
|
Знакомство с понятием «горизонтальная линия».
|
|
1
|
Знакомство с понятием «вертикальная линия».
|
|
1
|
Повторение. Числа от 1 до 5. Счет от 1 до 5 и обратно.
|
|
1
|
Знакомство с понятием «угол».
|
|
1
|
Число 6 и цифра 6.
|
|
1
|
Дни недели. Утро, день, вечер, ночь.
|
|
1
|
Состав числа 6.
|
|
1
|
Повторение.
|
|
1
|
Число 7 и цифра 7.
|
|
1
|
Знакомство с понятием «прямой угол».
|
|
1
|
Состав числа 7.
|
|
1
|
Счет чисел от 1 до 7 и обратно. Сравнение чисел.
|
|
1
|
Знакомство с понятием «острый угол».
|
|
1
|
Число 8 и цифра 8.
|
|
1
|
Круг, овал, шар.
|
|
1
|
Состав числа 8.
|
|
1
|
Знакомство с понятием «тупой угол».
|
|
1
|
Счет чисел от 1 до 8 и обратно. Сравнение чисел.
|
|
1
|
Закрепление понятий «прямой угол», «острый угол», «тупой угол».
|
|
1
|
Четырехугольник, квадрат, куб.
|
|
1
|
Число 9 и цифра 9.
|
|
1
|
Измерение длины.
|
|
1
|
Состав числа 9.
|
|
1
|
Тяжелее, легче. Сравнение по массе.
|
|
1
|
Число 10.
|
|
1
|
Объём. Сравнение по объёму.
|
|
1
|
Состав числа 10.
|
|
1
|
Площадь. Измерение площади.
|
|
1
|
Математический КВМ
|
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
второй год обучения.
Содержание работы
|
Ожидаемый результат
|
|
2 год обучения
|
|
Общие понятия
- свойства предметов: цвет, форма, размер,
материал. Сравнение предметов по цвету,
форме, размеру, материалу;
- совокупность предметов или фигур,
обладающих общим признаком. Составление
совокупности по заданному признаку.
Выделение части совокупности.
- сравнение двух совокупностей предметов.
Образование отношений равенства и
неравенства;
- установление равночисленности двух
совокупностей предметов с помощью
составления пар (равно - не равно, больше на.. - меньше на..,)
- формирование общих представлений о
сложении как объединении групп предметов в
одно целое;
- формирование общих представлений о
вычитании как удалении части предметов из
целого. Взаимосвязь между целым и частью;
- начальные представление о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величины с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан...)
- натуральное число как результат счёта и
измерения. Числовой отрезок;
- составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
- работа с таблицами.
|
Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
Умеют объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
Умеют находить части целого и целое по известным частям.
Умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
устанавливать их двумя способами.
Умеют продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности.
умеют самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
|
|
Числа и операции над ними
- прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счёт,
- образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка;
- равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе;
- формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел;
- число 0 и его свойства;
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
|
Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Умеют называть предыдущее и последующее число в пределах 10. Умеют соотносить цифру с количеством предметов.
Умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
Умеют сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Умеют использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
Умеют определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
Умеют выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =. Умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной ли нескольких единиц.
|
Пространственно - временные отношения
примеры отношений: на- над, слева - справа -посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера -вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через...
установление последовательности событий. Последовательность дней недели. Последовательность месяцев в году,
- ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
|
Умеют выражать словами местонахождение предметов, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Знают и называют части суток, последовательность дней недели, последовательность месяцев в году.
|
Геометрические фигуры и величины. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб
- составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек,
- формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях,
-сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок),
-установление необходимости выбора единой
мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин
|
Умеют узнавать и называть: квадрат, круг, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник. Умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей. Умеют по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, массе, объёму, площади.
Умеют практически измерять длинную объём различными мерками. Имеют представление об общепринятых единицах измерения величин.
|
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
2 год обучения
3 занятия в неделю
99 занятий в год
№ занятия
|
Кол-во занятий
|
Тема занятия
|
1
|
1
|
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
|
2
|
1
|
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
|
3
|
1
|
Сравнение групп предметов. Равенство - неравенство.
|
4
|
1
|
Сравнение групп предметов. Больше - меньше..
|
5-6
|
2
|
Знаки =, > и <.
|
7
|
1
|
Пространственные отношения: на, над, под.
|
8
|
1
|
Пространственные отношения: слева, справа.
|
9
|
1
|
Пространственные отношения: между, посередине.
|
10
|
1
|
Пространственные отношения: внутри, снаружи.
|
11
|
1
|
Пространственные отношения: впереди, сзади.
|
12
|
1
|
Пространственные отношения: раньше, позже.
|
13
|
1
|
Круг.
|
14
|
1
|
Овал.
|
15
|
1
|
Треугольник.
|
16
|
1
|
Квадрат.
|
17
|
1
|
Прямоугольник.
|
18
|
1
|
Страна Фигурия.
|
19
|
1
|
Много и один.
|
20
|
1
|
Число и цифра 1.
|
21
|
1
|
Числа от 1 до 10. Количественные отношения: столько же, сколько.
|
22
|
1
|
Понятие "большой-маленький". Образование числа 2.
|
23
|
1
|
Цифра и число 2. Количество предметов в пределах 10.
|
24
|
1
|
Анализ и сравнение совокупностей предметов. Образование числа 3.
|
25
|
1
|
Цифра и число 3. Геометрические фигуры.
|
26
|
1
|
Количество и счет. Состав чисел 2 и 3.
|
27
|
1
|
Повторение. Математическая викторина.
|
28
|
1
|
Повторение пройденного материала. Геометрические фигуры
|
29
|
1
|
Количество и счет. Образование числа 4.
|
30
|
1
|
Цифра и число 4.
|
31
|
1
|
Образование числа 5.
|
32
|
1
|
Цифра и число 5. Количество и счет.
|
33-34
|
2
|
Сложение. Знак "+".
|
35
|
1
|
Состав числа 4.
|
36
|
1
|
Состав числа 5.
|
37
|
1
|
Количество и счет. Образование числа 6.
|
38
|
1
|
Число и цифра 6.
|
39
|
1
|
Состав числа 6.
|
40
|
1
|
Количество и счет. Образование числа 7.
|
41
|
1
|
Число и цифра 7.
|
42
|
1
|
Состав числа 7.
|
43
|
1
|
Количество и счет. Образование числа 8.
|
44
|
1
|
Число и цифра 8.
|
45
|
1
|
Состав числа 8.
|
46
|
1
|
Количество и счет. Образование числа 9.
|
47
|
1
|
Число и цифра 9.
|
48
|
1
|
Состав числа 9.
|
49
|
1
|
Повторение. Порядковый счёт.
|
50
|
1
|
Сложение. Знак "+".
|
51
|
1
|
Количество и счет. Образование числа 10.
|
52
|
1
|
Состав числа 10.
|
53
|
1
|
Состав чисел первого пятка.
|
54
|
1
|
Состав чисел второго пятка.
|
55
|
1
|
Повторение. Счёт до 10.
|
56
|
1
|
Викторина
|
57-58
|
2
|
Вычитание. Знак "-"
|
59
|
1
|
Получение числа 3
|
60
|
1
|
Получение числа 4
|
61
|
1
|
Получение числа 5
|
62
|
1
|
Повторение. Состав чисел 4-5.
|
63
|
1
|
Получение числа 6
|
64
|
1
|
Получение числа 7
|
65
|
1
|
Получение числа 8
|
66
|
1
|
Получение числа 9
|
67
|
1
|
Повторение. Состав чисел 6-9.
|
68-69
|
2
|
Числовой отрезок
|
70-71
|
2
|
Измерение длины
|
72-73
|
2
|
Длиннее, короче
|
74
|
1
|
Повторение. Числовой отрезок
|
75
|
1
|
Угол
|
76
|
1
|
Замкнутые и незамкнутые линии
|
77
|
1
|
Многоугольник.
|
78
|
1
|
Повторение. Линия.
|
79-80
|
2
|
Арифметическая задача
|
81-82
|
2
|
Условие задачи
|
83-84
|
2
|
Вопрос задачи.
|
85-86
|
2
|
Решение логических задач.
|
87-88
|
2
|
Решение конструктивных задач.
|
89-91
|
3
|
Решение задач на сложение.
|
92-94
|
3
|
Решение задач на вычитание.
|
95
|
1
|
Решение логических задач.
|
96
|
1
|
Решение конструктивных задач.
|
97
|
1
|
Решение задач на сложение.
|
98
|
1
|
Решение задач на вычитание.
|
99
|
1
|
Повторение. Путешествие в страну Математика
|
|