|
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения фгос до учителя-логопеда
МКДОУ ЦРР детский сад № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО
учителя-логопеда
ПРУДНИКОВОЙ ОЛЬГИ ЮРЬЕВНЫ
на 2015-2017 учебные годы
Пласт, 2015
Оглавление.
Пояснительная записка
-
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР
Аналитическая справка по группе
-
Особенности осуществления образовательного процесса
Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
-
Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
Задачи по образовательной области «Речевое развитие»
Конкретизация задач по возрастам по образовательной области «Речевое развитие». Коррекционные задачи.
Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
5.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда
5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Организационный компонент программы
6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности
6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета и логопедической группы
Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Прудниковой Ольги Юрьевны рассчитана на два учебных года и предназначена для детей с 5 до 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР, НРСХ и др.), посещающих старшую логопедическую группу в 2015-2016 учебном году и подготовительную к школе логопедическую группу в 2016-2017 учебном году МКДОУ ЦРР детского сада № 5 «Золотая рыбка» г.Пласт Челябинской области.
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
Положение о логопедических группах ДОУ;
а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФФНР, ОНР), посещающих смешанную группу для детей с нарушениями речи в МКДОУ ЦРР детский сад № 5 «Золотая рыбка».
Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
-
отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР
ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе оптогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.
Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.
Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.
Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.
Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:
1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;
2. средний – ОНР 2 уровня;
3. более легкий – ОНР 3 уровня.
Общее недоразвитие речи I уровня.
Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура , реже двусложная.
Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.
Общее недоразвитие речи II уровня.
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.
Общее недоразвитие речи III уровня.
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.
Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.
Аналитическая справка по группе (можно более подробно!!!)
В мае 2015 года в логопедическую группу МКДОУ детского сада № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт решением территориальной ПМПК были зачислены 15 детей.
В 2015-2016 уч.гг они будут посещать старшую логопедическую группу, в 2016-2017 уч.гг. – подготовительную к школе логопедическую группу.
Из 15 детей с нарушениями речи:
13 детей имеют дизартрию, 2 ребенка – дислалию.
9 детей с логопедическим заключением ФФНР;
5 детей с логопедическим заключением ОНР 3 уровня;
1 ребенок с логопедическим заключением Нарушение речи системного характера (ЗПР).
-
Особенности осуществления образовательного процесса
Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Целью данной Рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе (старшей в 2015-2016 уч.гг, подготовительной к школе в 2016-2017 уч.гг) для детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, Нарушение речи системного характера) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2015-2017 учебные годы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Рабочая Программа учителя-логопеда имеет в своей основе следующие принципы:
принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является:
ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
А) овладение речью как средством общения и культуры;
Б) обогащение активного словаря;
В) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
Г) развитие речевого творчества;
Д) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Е) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Ж) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.
Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
-
Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
Как уже отмечалось, главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедической группы. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
В конце обучения в старшей логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.
Развитие литературной речи:
- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;
- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров;
- знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
В конце обучения в подготовительной к школе логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
- пользуется естественной интонацией разговорной речи;
- соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.
Развитие литературной речи:
- способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;
- самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
- называет любимые сказки и рассказы;
- называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
- может импровизировать на основе литературных произведений.
- способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;
- способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
- способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;
- знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Задачи по образовательной области «Речевое развитие»
Руководствуясь главной целью коррекционно-логопедической работы, можно выделить несколько основных задач Рабочей программы учителя-логопеда ДОУ:
формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
обогащать активный словарь;
способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
содействовать развитию речевого творчества;
развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
знакомить с книжной культурой, детской литературой;
формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Конкретизация задач по возрастам по образовательной области «Речевое развитие».
В 2015-2016 учебном году перед учителем-логопедом старшей группы для детей с нарушениями речи поставлены следующие задачи:
способствовать свободному использованию речи для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
учить использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
формировать навыки использования сложных предложений разных видов, разнообразных способов словообразования;
формировать навыки правильного звукопроизношения;
учить составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета;
способствовать эмоциональному воспроизведению поэтических произведений, чтению стихов по ролям;
учить пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации;
учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;
способствовать осмысленному восприятию мотивов поступков, переживаний литературных персонажей;
знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.);
учить проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
формировать навыки качественной характеристики выделяемых звуков (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
учить правильно употреблять соответствующие термины.
В 2016-2017 учебном году перед учителем-логопедом подготовительной к школе группы для детей с нарушениями речи поставлены следующие задачи:
учить участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
формировать навыки свободного использования речи для установления контакта, поддержания и завершения разговора;
учить использовать слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, пользоваться эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
формировать навыки использования разнообразных способов словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
учить правильно произносить все звуки родного языка, отчетливо произносить слова и словосочетания, проводить звуковой анализ слов;
формировать навыки самостоятельного пересказывания небольших литературных произведений, составления по плану и образцу описательных и сюжетных рассказов;
знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.);
учить определять последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах, различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
учить соблюдать элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения;
формировать навыки выразительного чтения стихотворений;
учить самостоятельно пересказывать знакомые художественные произведения;
учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;
формировать навыки импровизации на основе литературных произведений;
способствовать осмыслению событий, которых не было в личном опыте;
учить воспринимать текст в единстве содержания и формы;
учить различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;
формировать навыки восприятия слова и предложения как самостоятельные единицы речи, правильного использования в речи;
учить делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
учить членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
формировать навыки звукового анализа слов.
-
Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ Прудниковой Ольги Юрьевны на 2015-2017 учебные годы составлена на основе типовых базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы «Детство» В.И. Логиновой и ФГОС ДО:
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),
рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием в логопедической группе детей как с ФФНР, так и с ОНР.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ «Детство» и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедической группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в логопедической группе в 2015-2017 уч.гг. в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
-
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
В) словообразование;
Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
Обучение грамоте – послоговому чтению и письму;
Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Учебный год в логопедической группе начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, уточнения логопедических заключений, составления индивидуальных планов коррекционной работы на год и заполнение речевых карт. В этот период времени логопед проводит индивидуальную комплексную диагностику каждого ребенка, фронтальные занятия не проводятся.
После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.
С 16 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы: начинаются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. В конце учебного года проводится очередное заседание ПМПк ДОУ с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
Количество занятий
В логопедических группах МКДОУ ЦРР детского сада № 5 «Золотая рыбка» г.Пласт воспитанники осваивают сразу 2 образовательные программы: общеобразовательную (программа «Детство» В.И. Логиновой) и коррекционную. Количество занятий в неделю, регламентированных программой «Детство» достаточно велико, поэтому добавление и увеличение количества коррекционных логопедических занятий невозможно в связи с соблюдением норм СанПин. Исходя из этого, коррекционную программу (авторы Т.Б. Филичева и др.) было необходимо адаптировать к условиям коррекции речи в данном образовательном учреждении. Именно поэтому количество фронтальных логопедических занятий было уменьшено по сравнению с типовой программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной без уменьшения объема изученного материала, а лишь за счет его уплотнения и выбора наиболее продуктивных и современных приемов и методов коррекции речи детей.
В связи с этим, в старшей логопедической группе проводится 3 фронтальных логопедических занятия (вторник, четверг, пятница) продолжительностью 20-25 минут: это занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовке к обучению грамоте, по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи. Их количество и порядок определяется учителем-логопедом согласно календарному планированию и исходя из индивидуальных особенностей детей и их успешности в усвоении программного материала.
Для подгруппы детей с ОНР (если такая имеется в логопедической группе) проводится одно фронтальное занятие дополнительно (понедельник) продолжительностью 20-25 минут. Оно направлено на уточнение и закрепление уже пройденных тем, а так же на уточнение, расширение и обогащение словарного запаса, отработки грамматических категорий, развитие связного высказывания.
Таким образом, в старшей логопедической группе для детей с ФФНР проводится 3 фронтальных логопедических занятия в неделю (96-99 занятий в год), а для детей с ОНР проводится 4 фронтальных логопедических занятия в неделю (128-130 занятий в год).
В подготовительной к школе логопедической группе проводится 3 фронтальных логопедических занятия (вторник, четверг, пятница) продолжительностью 25-30 минут: это занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Их количество и порядок определяется учителем-логопедом согласно календарному планированию и исходя из индивидуальных особенностей детей и их успешности в усвоении программного материала.
Для подгруппы детей с ОНР проводится одно фронтальное занятие дополнительно (понедельник) продолжительностью 25-30 минут по формированию лексико-грамматической стороны речи. Таким образом, в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР проводится 3 фронтальных логопедических занятия в неделю (96-99 занятий в год), а для детей с ОНР проводится 4 фронтальных логопедических занятия в неделю (128-130 занятий в год).
При планировании НОД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Все остальное время в циклограмме работы учителя-логопеда, свободное от фронтальных занятий, занимает индивидуальная работа с детьми. В среду учитель-логопед проводит только индивидуальную работу, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование педагогов ДОУ и родителей. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
В связи с тем, что в логопедической группе проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
Как уже отмечалось выше, вся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, строится в тесной взаимосвязи с другими специалистами, работающими в детском саду. Модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ представлены на схемах.
Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
|
Задачи, стоящие перед воспитателем
|
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
|
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
|
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
|
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
|
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
|
3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы
|
4.Обсуждение результатов обследования.
|
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
|
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
|
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
|
6. Расширение кругозора детей
|
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
|
7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
|
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
|
8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
|
9. Развитие фонематического восприятия детей
|
9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда
|
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
|
10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
|
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
|
11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
|
12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
|
12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
|
13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
|
13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
|
14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
|
14. Формирование навыка составления короткого рассказа, пересказа.
|
5.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Прудниковой Ольги Юрьевны, были составлены следующие документы, регламентирующие работу в логопедической группе на 2015-2017 учебные годы:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразованию;
- Годовой план работы учителя логопеда на 2016-2017 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразования;
- Перспективный план работы в старшей логопедической группе на 2015-2016 учебный год;
- Перспективный план работы в подготовительной к школе логопедической группе на 2016-2017 учебный год;
- Календарный план работы в старшей логопедической группе на 2015-2016 учебный год;
- Календарный план работы в подготовительной к школе логопедической группе на 2016-2017 учебный год.
- Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка в логопедической группе на 2015-2017 учебные годы.
Основой комплексно-тематического (перспективного) и календарного планирования коррекционной работы в старшей и подготовительной логопедической группе в соответствии с требованиями Программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. Языковые средства отбираются с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт
Годовой план работы
учителя-логопеда Прудниковой О.Ю.
на 2015-2016 учебный год
Пласт, 2015
Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических условий по внедрению и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта ДО
Задачи:
Разработка поэтапного плана перехода к реализации ФГОС ДО
Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС ДО
Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Основные направления работы учителя-логопеда в 2015-2016 учебном году
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
|
Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей старшей логопедической группы, определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей.
|
Сентябрь, май
|
|
Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи через обследование в ПМПк ДОУ, направление детей в территориальную ПМПК для зачисления в логопедическую группу.
|
Апрель – май, август
|
|
Работа ПМПк ДОУ, в территориальной ПМПК Пластовского муниципального района
|
По графику работы ПМПК и ПМПк
|
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
№ п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Выход
|
1.
|
Проведение фронтальной непосредственной образовательной деятельности «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» (для подгруппы детей с ОНР)
|
В течение учебного года
|
Календарно-тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка.
|
2.
|
Проведение фронтальной непосредственной образовательной деятельности «Формирование произносительной стороны речи и обучение грамоте» (для всех детей)
|
В течение учебного года
|
Календарное планирование занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.
|
3.
|
Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность (для всех детей)
|
В течение учебного года
|
Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД.
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Выход
|
1.
|
Комплектование групп, утверждение списков групп для детей с нарушениями речи.
|
До 3 сентября
|
Списки групп.
|
2.
|
Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента фронтальной и индивидуально-подгрупповой логопедической НОД на год
|
До 15 сентября
|
Циклограмма, регламент
|
3.
|
Составление Рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда
|
До 15 сентября
|
Рабочая программа, Годовой план работы
|
4.
|
Составление перспективного и календарного плана работы на учебный год
|
До 15 сентября
|
Перспективный и календарный план работы
|
5.
|
Планирование логопедической фронтальной, подгрупповой, индивидуальной НОД
|
В течение года
|
Ежедневные планы работы, конспекты НОД
|
6.
|
Ведение индивидуальных тетрадей детей. Заполнение речевых карт и индивидуальных образовательных маршрутов.
|
В течение
года
|
Инд. тетради, речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты детей
|
7.
|
Участие в работе творческой группы ДОУ по обеспечению введения ФГОС ДО (приказ от 01.08.2014 № 45)
|
В течение года
|
Практические материалы
|
|
|
|