Главная страница

Рабочая программа внеурочной деятельности «я читатель»


Скачать 217.98 Kb.
Название Рабочая программа внеурочной деятельности «я читатель»
Дата 14.03.2016
Размер 217.98 Kb.
Тип Рабочая программа


Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я - ЧИТАТЕЛЬ»

1 класс

32 часа на учебный год

1 час в неделю
Программу составила :
Иванова Оксана Николаевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная

категория

Ульяновск, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребёнка.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению.

Программа внеклассных мероприятий «Я -читатель» составлена для учащихся 1 классов нацелена на общее развитие учащихся, развитие «ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.

Внеклассное чтение имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цель программы – организация самостоятельного чтения младших школьников дома и на уроках внеклассного чтения

Задачи:

  • Совершенствование навыка чтения учащихся

  • Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы

  • Расширение читательского и культурного кругозора младших школьников

  • Формирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателей

  • Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности

  • Развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи читателей.



Новизна  программы  по литературному чтению «Я - читатель » состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Универсальность программы состоит в том, что её могут использовать учителя начальных классов, работающие по различным УМК.
Усвоение систематического, точно очерченного  программой  круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала, который определяется индивидуально ( в зависимости от учебно – методического комплекта по которому он работает).
Отбор детской литературы для чтения производится по следующим критериям:


  • Ориентация на читательские интересы ребенка




  • Художественная значимость произведения




  • Разнообразие тематики: семья и самые близкие люди, школьная жизнь, дружба детей, красота природы, жизнь животных, история Родины, малая Родина, научные открытия, приключения и путешествия, сказочные чудеса и т. д.




  • Разнообразие жанров: рассказы, сказки, повести, романы, стихи, юмористические и фантастические произведения, энциклопедии, мифы, сказания




  • Разнообразие круга авторов: классики русской и зарубежной детской литературы, современные писатели

  • Литературные произведения, изучаемые на уроках внеклассного чтения не дублируют, а расширяют и дополняют содержание учебников по литературному чтению.


Ожидаемые результаты .
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

книге и героях;

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

заданную тему;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

пользоваться аппаратом книги;

овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

.
Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

Проверка техники чтения.

Проверка читательского кругозора.

Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1, 2, 3 и 4-х классов)

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

- другое

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

- читать совместно со старшими

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

-не обращают внимания
8. Есть ли у тебя домашняя библиотека?

– да

– нет

– не знаю

Анкета «Каким я стал читателем?».
Цель:
Осмысление мотивации чтения ребенка

Определение жанровых предпочтений школьника

Выявление руководителей детского чтения

Определение читательских приоритетов учащихся

Определение степени читательской самостоятельности школьников

Определение степени литературного развития учащихся
1. Укажи количество прочитанных книг за год __________________________

2. Отметь, с какой скоростью читаешь вслух: _________________________ слов в минуту.

3. Напиши фамилии писателей, которые оказались самыми любимыми в этом году

_____________________________________________________________________
4. Напиши название книг, которые оказались самыми интересными в этом году:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Перечисли, чему научили и что нового открыли эти книги

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
6. Продолжи фразу Я ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ, ПОТОМУ ЧТО _______________________

__________________________________________________________________________
7. Можно ли сказать , что ты любознательный человек?_____________________________
Примечание.
Правило «вдумчивого чтения», представлено формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!

ПРО ЧУВСТВА

ПЕРЕЖИВАЙ ЧИ ОБРАЗЫ

ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ ТАН

П ПОНИМАЙ НОЕ МЫСЛИ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс



Тема

количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

дата







план

факти

чески

1

« Клуб почемучек»


1

Беседа, чтение книг учителем.

Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.








2,3

«Кузовок сказок»

2

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.








4

«Заколдованные буквы». Игры с буквами­шалунишками.

1

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами







5

«Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

1



игры и хороводы

Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.







6

Где живут книги?



1


Экскурсия в библиотеку школы.


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг







7

«Кто? Откуда? Почему?».Малые фольклорные жанры: загадки.

1

Детское творчество.

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.







8

Стихи « Сами о себе» ( о детях и для детей)

1



беседа

игра

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.







9

«На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

1

Игры

Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.







10

Из чего состоит книга?

1

беседа

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.







11.12

Книжки – малышки.

2

Проектная деятельность.

Изготовление книжки-малышки.







13

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа « Игры деда Буквоеда»

1

Игровая программа.

Подготовка к празднику,

мероприятие.







14

Маленький читатель.

1

Экскурсия в библиотеку

Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.








15.16

Писатели-юбиляры.



2


Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.







17

Игра – викторина по прочитанным книгам.

1

викторина


Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.








18,19

Русские народные сказки

2


Беседа о сказках, чтение сказок

Обсуждение сказок, выставка рисунков к сказкам







20,21

Поучительные рассказы. Рассказы В.А.Осеевой

2

Беседа, чтение рассказов

Обсуждение прочитанных рассказов, примеры из жизни







22,23

Рассказы для детей Л.Н.Толстого

2

Чтение рассказов, беседа

Обсуждение рассказов







24,25

Сказки К.Чуковского

2

Чтение сказок, беседа

Чтение по ролям, просмотр мультфильмов







26.27

Стихи С.В.Михалкова

2

Беседа о писателе, чтение стихов

Просмотр мультфильмов, обсуждение прочитанных стихов







28

Викторина по стихам С.В.Михалкова

1

Чтение дома рекомендованных стихов, изготовление иллюстраций

Проведение викторины и выставки рисунков







29,30

Сказки Г.Х.Андерсена

2

Беседа, чтение сказок

Просмотр мультфильмов по сказкам Андерсена







31

Экскурсия в детскую городскую библиотеку

1

экскурсия

Знакомство с детской библиотекой







32

Летнее чтение

1

беседа

Рекомендательный список литературы для летнего чтения









Итого:

32












В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.


Универсальные учебные действия:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Использованная литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе.

М. Просвещение, 1983.

9. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

11. . Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

12.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

13. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

Гостимская Е.С., Мишина М. И.  Внеклассное   чтение . – Москва, «5 за знания», 2006

Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

Светловская Н.Н. Методика  внеклассного   чтения . – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

 Внеклассные  мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник - ожидаемое чудо!  Внеклассные  мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по  внеклассному   чтению .- Москва, «ВАКО», 2006

29. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

.


Литература для учителя.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

Светловская Н.Н. Методика  внеклассного   чтения . – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

 Внеклассные  мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник - ожидаемое чудо!  Внеклассные  мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по  внеклассному   чтению .- Москва, «ВАКО», 2006
Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html


Литература для учащихся.

Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998