У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается целый ряд пробелов в фонетической стороне речи, что приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений является условием подготовки детей к школе.
Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.
Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.
Различение правильного и дефектно-произнесённого звука.
«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искажённое и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильно.
«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
«Будь внимателен». Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, альпом, альном, аблём и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.
Различение близких по звуковому составу слов.
«Незнайка запутался». Воспитатель рассказывает детям историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).
Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет педагог).
«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое – либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т.д.).
«Чем отличаются слова?». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.
Дифференциация слогов.
Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.
Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.
Дифференциация звуков.
Игра «Угадай, кто (что) это был(о)?». Детям предлагаются картинки – образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова – мычит м-м-м, тигр – рычит р-р-р, пчела – жужжит ж-ж-ж). Логопед длительно (в усложнённом варианте – кратко) произносит какой – либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица
Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).
Игра «Различай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например:
«Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.
Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т.д.
Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах – квазиомонимах и т.д.
|