Главная страница

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения фгос до учителя-логопеда


Скачать 1.99 Mb.
Название Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения фгос до учителя-логопеда
страница 8/8
Дата 14.02.2016
Размер 1.99 Mb.
Тип Рабочая программа
1   2   3   4   5   6   7   8

Примечание № 1.

Черный шрифт – нумерация занятий для подгруппы ФФНР (96 занятий в год)

Синий шрифт – нумерация занятий для подгруппы ОНР (128 занятий в год)

Примечание № 2.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения, учитель-логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также может дробить, видоизменять и дублировать занятия.

Методы коррекционной логопедической работы:

  1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам);

  1. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

  1. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФФН и ОНР являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по обучению грамоте, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в логопедической группе ДОУ.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная логопедическая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1. Фронтальная НОД

2. Подгрупповая НОД

3. Индивидуальная НОД

4. Дидактические игры

5. Настольно-печатные игры

6. Компьютерные обучающие игры и программы

7. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

8. Речевые задания и упражнения

9. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

1. Пальчиковые игры и упражнения

2. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики

3. Речевые дидактические игры

4. Чтение

5. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

6. Праздники, развлечения

1. Сюжетно-ролевые игры

2. Дидактические игры

3. Настольно-печатные игры

4. Словотворчество

5. Совместная продуктивная и игровая деятельность

1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии

2. Речевые игры

3. Беседы

4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций

5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

6. Игры-драмматизации

5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей логопедической группы проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.

На 2015-2017 учебные годы учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедической группы, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).

  • В логопедической группе учитель-логопед и воспитатель привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по средам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

  • Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд в приемной группы «Советы логопеда», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда в логогруппе. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.



6. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

Оснащение логопедического кабинета

  1. Настенное зеркало – 1шт;

  2. Стол для детей – 1 шт;

  3. Стулья детские – 4 шт;

  4. Стол для логопеда – 1 шт;

  5. Стулья для взрослых – 2 шт;

  6. Магнитная доска - 1 шт;

  7. Мольберт - 1 шт;

  8. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;

  9. Полка настенная для книг – 1 шт;

  10. Уголок детский с зеркалом – 1 шт;

  11. Полка напольная для пособий – 1 шт;

  12. Полка детская для картотек и игрушек – 1 шт;

  13. Палас – 1шт;

  14. Стенды для наглядности – 2 шт;

  15. Тумбочка – 1 шт;

  16. Коробки и папки для пособий.


6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

ПОСОБИЯ

Для проведения логопедического обследования:

  1. Обследование звукопроизношения;

  2. Обследование понимания речи;

  3. Обследование связной речи;

  4. Обследование грамматического строя речи;

  5. Обследование состояния словарного запаса;

  6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

  7. Обследование слоговой структуры слова;

  8. Счетный материал для обследования;

  9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

  10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

  1. Артикуляционные упражнения (карточки);

  2. Профили звуков;

  3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

  4. Пособия для работы над речевым дыханием;

  5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

  6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

  7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

  1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

  2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

  3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

  4. Тексты на дифференциацию звуков

Для обучения грамоте (чтению и письму):

  1. Магнитный алфавит;

  2. Настенный алфавит;

  3. Бумажный алфавит;

  4. Схемы для анализа предложений;

  5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

  6. Логопедические буквари;

  7. Кассы букв на каждого ребенка

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

  1. Предметные картинки

  • Ягоды;

  • Головные уборы;

  • Мебель;

  • Птицы;

  • Растения;

  • Обувь;

  • Продукты;

  • Грибы;

  • Одежда;

  • Посуда;

  • Игрушки;

  • Насекомые;

  • Профессии;

  • Деревья;

  • Животные и их детеныши;

  • Инструменты;

  • Времена года;

  • Овощи

  • Фрукты

  1. Предметные картинки на подбор антонимов;

  2. Предметные картинки на подбор синонимов;

  3. Многозначные слова;

  4. Предметные картинки «один-много»;

  5. Схемы предлогов;

  6. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;

  7. Пособия на согласование слов;

  8. Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

  1. Серии сюжетных картинок;

  2. Сюжетные картинки;

  3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;

  4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов

ИГРУШКИ

  1. Кукла большая – 1 шт;

  2. Кукла маленькая – 1 шт;

  3. Набор овощей и фруктов – 1 шт;

  4. Мяч маленький – 1 шт;

  5. Мягкие игрушки – в ассортименте (более 10 шт.)

  6. Мозаика – 1шт

Перечень литературы в логопедическом кабинете.

Методическая литература:



Наименование

Автор

Год издания

Количество



Тетрадь «Развиваем внимание и логическое мышление» (для детей 4-5 лет)

Бортникова Елена

2009

1



Тетрадь «Составляем рассказы по картинкам» (для детей 5-6 лет)

Бортникова Елена

2009

1



Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением

Микляева Ю.В.

2010

1



Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет)

Бойкова С.В.

2008

1



Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Большакова С.Е.

2008

1



Эффективное поурочное планирование дифференциации букв Ч и Щ

Гадасина Л.Я.

2009

1



Эффективное поурочное планирование дифференциации букв Р и Л

Гадасина

2009

1



Логопедические занятия с детьми 6-7 лет

Гадасина Л.Я.

2008

1



Методические рекомендации по постановке у детей звуков С,Ш,Р,Л

Пожиленко Е.А.

2009

1



Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР

Филичева Т.Б., Туманова Т.В.,

2009

1



Дошкольная логопедическая служба

Под ред. Степановой О.А.

2008

1



Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

Агранович З.Е.

2008

1



Логопедическая гимнастика

Буденная Т.В.

2008

1



Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР

Нищева Н.В.

2008

1



Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 1-2-3 период

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

2008

3



Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР 1-2-3 период

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

2008

3



Обучение грамоте в детском саду


Управителева Л.В.

2008

1



ПРОГРАММЫ Коррекция нарушений речи

Филичева Т.Б

2008

1



Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Лизунова Л.Р.

2008

1



Речевая гимнастика для развития речи дошкольников

Анищенкова Е.С.

2008

1



Тесты для подготовки к школе

Герасимова Анна

2008

1



Самоучитель по логопедии

Полякова М.

2008

1



Популярная логопедия

Герасимова Анна

2008

1



От звука к букве

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

2008

1



От слова к звуку

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

2008

1



Поиграем в слова

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

2008

1



Ступеньки к грамоте № 1-5

Безруких М.М., Филиппова Т.А.

2008

5



Тренируем пальчики

Безруких М.М., Филиппова Т.А.

2008

1



Азбука письма

Безруких М.М., Филиппова Т.А.

2008

1



Учимся рассказывать по картинкам

Безруких М.М., Филиппова Т.А.

2008

1



Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. 1-2-3 периоды обучения

Гомзяк О.С.

2010

3



Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.

Гомзяк О.С.

2010

1



Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Кыласова Л.Е.

2012

1



Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст.

Тырышкина О.В.

2013

1

Детская литература:



Наименование

Автор

Год издания

Количество

1.

Логопедические тесты

Косинова Е

2008

1

2.

Логопедический букварь

Тегипко Н.В.

2008

1

3.

Секреты трудных звуков

Зенцова О.

2008

1

4.

Мои первые слова




2008

1

5.

Уроки логопеда. Исправление нарушений речи .

Жукова Н.С.

2008

1

6.

Букварь

Жукова Н.С.

2010

1

7.

Большая книга знаний для самых маленьких




2009

1

Периодическая литература, журналы:



Наименование

Год издания

Номер

1

Логопед в детском саду

2008

№ 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10

2.

Логопед в детском саду

2009

№ 1,2, 4, 5, 7, 8

3.

Логопед в детском саду

2010

№ 1,4,5

4.

Логопед в детском саду

2011

№ 4

5.

Логопед. Научно-методический журнал

2008

№ 5, 6, 7

6.

Логопед. Научно-методический журнал

2009

№ 6,8,

7.

Логопед. Научно-методический журнал

2010

№ 4

8.

Логопед. Научно-методический журнал

2012

№ 1, 2, 3,

6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов рабочего времени, из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную работу с детьми, и 0,5ч. – на методическую и организационную работу.

Утверждаю

_________ Заведующий МКДОУ ЦРР

д/с № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт

Голубцова Л.С.

ЦИКЛОГРАММА

рабочего времени учителя-логопеда логопедической группы

Прудниковой О.Ю. на 2015-2017 уч.гг.


День недели


Планирование работы

Непосредственно-образовательная деятельность

Работа с воспитателем группы и с методической литературой

Работа с родителями, консультации, открытые показы НОД

Заполнение индивидуальных тетрадей детей

ИТОГО часов

Фронтальная

Индивидуальная и подгрупповая


ПОНЕДЕЛЬНИК

8-00 - 12-00


с 10-55 до 11-25





с 8-00 до 10-55

с 11-25 до 12-00





с 8-00 до 9-00




4 часа


ВТОРНИК

8-00 - 12-00


с 10-25 до 10-50


с 9-15 до 9-45

с 8-00 до 9-15

с 9-45 до 10-25

с 10-50 до 12-00











4 часа


СРЕДА

13-00 - 17-00


с 14-50 до 15-00





с 15-00 до 17-00


с 14-00 до 14-50


с 15-00 до 17-00


с 13-00 до 14-00


4 часа


ЧЕТВЕРГ

8-00 - 12-00


с 10-30 до 10.40


с 9-15 до 9-45

с 8-00 до 9-15

с 9-45 до 10-30

с 10-55 до 12-00


С 10-40 до 10-55








4 часа


ПЯТНИЦА

8-00 - 12-00


с 10-15 до 10-35


с 9-15 до 9-45

с 8-00 до 9-15

с 9-45 до 10-15

с 10-35 до 12-00





С 8-00 до 9-15





4 часа


ИТОГО:


20 часов

Регламент индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда Прудниковой О.Ю. на 2015-2016 учебный год

Утверждаю____________заведующий ДОУ Голубцова Л.С.

Старшая логопедическая группа

День недели

Время занятий

Вид работы

Понедельник

8.00-8.15

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.20-8.35

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.40-8.55

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15-9.35

Подгрупповая НОД – дети с ОНР

9.40-9.55

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.00-10.15

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

10.20-10.35

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

10.40-10.55

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок

10.55-11.25

Планирование работы, работа с литературой

11.30-11.50

Индивидуальная НОД – 8-й ребенок

Вторник

8.00-8.20

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.25-8.45

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.50-9.10

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15 -9.45

Фронтальная логопедическая НОД по формированию правильного произношения и обучению грамоте

10.00 – 10.20

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.25-10.50

Планирование работы, работа с литературой

10.50-11.10

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

11.15-11.35

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

11.40-12.00

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок

Среда

15.00-15.15

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

15.20-15.35

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

15.40-15.55

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

16.00-16.15

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

16.20-16.35

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

16.40-17.00

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок


Четверг

8.00-8.20

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.25-8.45

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.50-9.10

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15-9.45

Фронтальная логопедическая НОД по формированию правильного произношения и обучению грамоте

9.50-10.05

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.10-10.25

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

10.30-10.55

Планирование работы, работа с литературой

11.00-11.15

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

11.20-11.35

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок

11.40-12-00

Индивидуальная НОД – 8-й ребенок

Пятница

8.00-8.20

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.25-8.45

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.50-9.10

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15-9.45

Фронтальная логопедическая НОД по формированию правильного произношения и обучению грамоте

9.50-10.10

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.15-10.35

Планирование работы, работа с литературой

10.40-11.00

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

11.05-11.25

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

11.35-11.55

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок


Регламент индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда Прудниковой О.Ю. на 2016-2017 учебный год

Утверждаю____________заведующий ДОУ Голубцова Л.С.

Подготовительная к школе логопедическая группа

День недели

Время занятий

Вид работы

Понедельник

8.00-8.15

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.20-8.35

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.40-8.55

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.00-9.15

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

9.20-9.50

Подгрупповая НОД – дети с ОНР

9.55-10.10

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

10.15-10.30

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

10.35-10.50

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок

10.55-11.25

Планирование работы, работа с литературой

11.30-11.50

Индивидуальная НОД – 8-й ребенок

Вторник

8.00-8.20

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.25-8.45

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.50-9.10

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15 -9.45

Фронтальная логопедическая НОД по формированию правильного произношения и обучению грамоте

10.00 – 10.20

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.25-10.50

Планирование работы, работа с литературой

10.50-11.10

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

11.15-11.35

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

11.40-12.00

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок

Среда

15.00-15.15

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

15.20-15.35

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

15.40-15.55

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

16.00-16.15

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

16.20-16.35

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

16.40-17.00

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок


Четверг

8.00-8.20

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.25-8.45

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.50-9.10

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15-9.45

Фронтальная логопедическая НОД по формированию правильного произношения и обучению грамоте

9.50-10.05

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.10-10.25

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

10.30-10.55

Планирование работы, работа с литературой

11.00-11.15

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

11.20-11.35

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок

11.40-12-00

Индивидуальная НОД – 8-й ребенок

Пятница

8.00-8.20

Индивидуальная НОД – 1-й ребенок

8.25-8.45

Индивидуальная НОД – 2-й ребенок

8.50-9.10

Индивидуальная НОД – 3-й ребенок

9.15-9.45

Фронтальная логопедическая НОД по формированию правильного произношения и обучению грамоте

9.50-10.10

Индивидуальная НОД – 4-й ребенок

10.15-10.35

Планирование работы, работа с литературой

10.40-11.00

Индивидуальная НОД – 5-й ребенок

11.05-11.25

Индивидуальная НОД – 6-й ребенок

11.35-11.55

Индивидуальная НОД – 7-й ребенок


6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета и логопедической группы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;

  • Методическая литература по коррекции речи детей;

  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

  1. Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.

  1. Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, учебными планшетами, детским столом, магнитными азбуками.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  1. Копии протоколов территориальной ПМПК, на основании которых дети поступают в логопедическую группу;

  2. Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного в логопедическую группу; индивидуальные образовательные маршруты на каждого воспитанника;

  3. Сама Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный планы);

  4. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);

  5. Индивидуальные тетради у каждого ребёнка;

  6. Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда и годовой отчет.


Использованная литература:
  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80


  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

  3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

  5. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.

  6. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г

1   2   3   4   5   6   7   8