Главная страница

Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников


Скачать 2.86 Mb.
Название Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников
страница 1/15
Дата 24.02.2016
Размер 2.86 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1: Психолого-педагогические основы воспитания патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы

  • Сущность понятия «патриотические чувства»………………………………..

  • Особенности воспитания патриотических чувств младших школьников……

  • Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников……………………………..

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………..

Глава 2: Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы

2.1 Выявление уровня воспитанности патриотических чувств у младших школьников……………………………………………………………………….

2.2 Реализация педагогических условий воспитания патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы………………………

2.3 Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы…………………………………………………………………………….

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение

Введение
В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического сознания, у учащихся чаще стали проявляться такие негативные качества, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству, падает престижность военной и государственной службы.

Уровень развитости патриотических чувств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно обращение ученых и практиков к данной проблематике.

Особую значимость это направление в работе образовательных учреждений приобрело сегодня. По справедливому мнению В.И. Луговинова, «разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведенные поспешно и непрофессионально, все это привело практически к отказу от патриотического воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывалась идея «самотека» в воспитании» [13, с. 73]. В такой ситуации произошло разрушение прежней воспитательной системы, в которой возникла «черная дыра». Это вызвало острую необходимость создания в школе новой воспитательной системы, адекватной сегодняшнему времени, задачам построения гражданского общества.

По мнению С. Е. Матушкина, патриотическое воспитание детей приобретает особую актуальность «в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета» [16, с. 67]. В связи с изложенным для современной школы является обязательным требованием осуществление целенаправленной и системной работы по воспитанию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Прогрессивные мыслители прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания школьников имеют многие труды (Л. П. Буева, Н. Г. Волков, А. М. Гришина, Л. Н. Гумилева, В. А. Караковский, В. А. Коротов, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. И. Петрова, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, А. А. Шаталов и др.), но вопросы, исследуемые в них, до сих пор остаются актуальными в современном воспитательном процессе образовательных учреждений.

Большим потенциалом для воспитания патриотических чувств обладает детская литература. В России большое количество произведений написаны о красотах и любви к Родному краю. Однако, сравнительно небольшое количество таких произведений изучается непосредственно в курсе школьной программы. Отсюда возникает проблема эффективного воспитания патриотических чувств, поскольку книга является едва ли не самым главным источником знаний о своей Родине. Также очень мало методических разработок для классных и внеклассных занятий.

Все это определяет актуальность темы исследования.

Анализ литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между острой необходимостью воспитания чувства патриотизма у младших школьников и неэффективностью современной педагогической практики его воспитания у младших школьников; между возможностью детской литературы влиять на воспитание патриотических чувств младших школьников и недостаточной разработанностью путей ее использования.

Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, при которых использование детской литературы с целью воспитания патриотических чувств младших школьников будет эффективным.

Цель исследования выявить педагогические условия использования детской литературы как средства воспитания у младших школьников патриотических чувств.

Задачи исследования:

  • На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть

понятия: патриотические чувства, детская литература.

  • Выявить уровень воспитанности патриотических чувств

у младших школьников.

3) Разработать и экспериментально апробировать приемы работы по воспитанию патриотических чувств у младших школьников средствами детской литературы.

4) Выявить динамику развития воспитанности патриотических чувств у младших школьников.

Объект исследования процесс воспитания патриотических чувств у младших школьников.

Предмет исследования педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников средствами детской литературы.

Гипотеза: детская литературы будет способствовать эффективному воспитанию патриотических чувств у младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:

- использование в работе разных литературных жанров;

- привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о родной стране, родном городе;

- вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы;

- использование детской литературы с целью воспитания

патриотических чувств как на урочной деятельности, так и на внеурочной.

Методы исследования:

I. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

II. Эмпирические методы:

- опрос, беседа, тестирование;

- эксперимент (формирующий, контрольный).

База исследования:

- экспериментальный класс 2 класс МБОУ «»Аристовская основная общеобразовательная школа». Классный руководитель - Вишнякова Татьяна Анатольевна

- контрольный класс 2 класс МБОУ «Основная общеобразовательная школа» Классный руководитель - Чебыкина Ирина Валентиновна

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  • Сущность понятия «патриотические чувства»


В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.

Любовь к Родине является главной характеристикой человека, называемого патриотом. Впервые появившееся в период Французской революции 1789-1793 гг., это слово в справочной литературе объясняется как «любитель отечества, ревнитель о благе его» [12, с. 24] или как «человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины» [14, с. 296]. 

Всесторонний анализ понятия «патриотические чувства» требует раскрытия его различных аспектов: историко-философского, социально-педагогического, психолого-педагогического, что позволяет дать целостную характеристику данного явления.

Историко-философский аспект патриотических чувств предполагает рассмотрение их как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

Это положение нашло отражение в работах отечественных философов, которые условно можно разделить на два периода: советский и постсо-ветский.

В работах философов советского периода «патриотические чувства» определяются со ссылкой на труды В.И. Ленина, который рассматривал их как «наиболее глубокие чувства, закрепленные веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [12, с. 190].

Анализ философской литературы советского периода показывает, что ряд авторов, раскрывая содержание понятия «патриотические чувства», на первое место ставят любовь народных масс к Родине, коммунистической партии, советскому строю, своему народу, родной природе (Н.И. Матюшкин, М.Б. Митин, А.Чопоров и др.), другие подчеркивают в его содержании преданность своему народу, сочетающуюся с уважением к другим народам, преданность делу коммунизма, странам социализма, верность социалистическому строю (М.И. Бабинов, Н.М. Горбунов, В.И. Курков и др.).

Однако, наряду с подобными определениями в философской литературе того периода, присутствуют и другие, основанные на более глубоком анализе данного понятия, без ссылки на политические взгляды определенной ориентации. Так, в Кратком словаре по философии под редакцией И.В. Блауберга, И.К. Пантина патриотические чувства определяются как «принципы, обозначающие любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [13, с. 244], а в другом философском словаре как «нравственные и политические принципы, социальные чувства, содержанием которых является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [16, с. 358].

В монографических исследованиях также отмечается стремление авторов дать определение патриотическим чувствам с общефилософских позиций. П.М. Рогачев и М.А. Свердлин в работе «Патриотизм и общественный прогресс» отмечают: «Патриотическое чувство, чувство любви к Родине, воплощено в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества ... Настоящие патриотические чувства означают не просто чувство любви к Родине, они есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех» [18, с. 3, 270].

Немного шире рассматривает понятие Н.И. Губанов. Отмечая, что подлинные патриотические чувства есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам» [21, с. 8].

Философский анализ проблемы патриотических чувств позволяет выделить два ключевых понятия, используемых для их характеристики Родина и Отечество. В работах философов эти понятия раскрываются по-разному, разводятся, что обусловлено следующим. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, так как его природа обусловлена определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической, социальной, культурной среды. Первая определяется совокупностью политических организаций и отношений общества; вторая совокупностью общественных отношений и структурой общества; третья распространенными в обществе формами культуры и духовными ценностями [17, с. 50].

Как показывает исторический анализ, уже с разложением родового строя, когда общественная власть превращается в государственную, чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, в результате чего усиливается социальная связь личности с Отечеством.

Однако недостаточно рассматривать патриотические чувства только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социа-льно-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотических чувств, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д. Естественно, нельзя отождествлять это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при характеристике патриотических чувств невозможно.

Таким образом, присоединяясь к данной точке зрения, мы считаем вполне обоснованным разграничить понятия Родина и Отечество при рассмотрении более широкого понятия «патриотических чувств», раскрытие содержания которого требует использования данных понятий в совокупности.

При этом следует отметить, что понятие Родина составляет инвариантную основу, отражающую черту, присущую каждому народу на протяжении всей истории его развития, а понятие Отечества является вариативной характеристикой, отражающей особенности развития конкретного общества на определенном этапе.

Разграничение понятий Родина и Отечество обусловливает включение в определение патриотических чувств таких составляющих, как любовь к Родине и верность Отечеству.

Часть ученых рассматривает патриотические чувства как нравственные или политические принципы (М.И. Бабинов, В.И. Курков и др.), другие как высшее морально-политическое чувство (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, А. Чопоров и др.).

Однако в современных условиях проблема определения сущности патриотических чувств требует, на наш взгляд, нового осмысления.

Итак, анализ историко-философского аспекта патриотических чувств дает основание рассматривать его как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристи-ками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам. Ключевыми понятиями в данном случае являются Родина и Отечество, соответственно составляющие инвариантную и вариативную характеристики данного явления.

В социально-педагогическом плане патриотическое чувство рассматривается нами как социально-нравственная ценность, выражающая отношение человека к Родине и Отечеству, которое выступают в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотические чувства» также трактуется по-разному. Так, в Педагогическом словаре оно определяется как «любовь к Родине, к своему народу» [14, с. 86].

В психологическом словаре патриотическое чувство определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» [13, с. 158].

В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотическое чувство как нравственное чувство (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют его как моральный принцип, третья группа исследователей относит такие чувства к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.).

В исследовании Л.Ф. Спирина, П.В. Конаныхина патриотические чувства рассматриваются с позиций коммунистического воспитания. Авторы подчеркивают необходимость усвоения учащимися норм нравственности, формирования у них личностных и нравственных чувств, привычек.

Как показывает анализ, определение сущности патриотических чувств и их содержания в работах данного периода осуществлялось с учетом социально-политических факторов. Однако в педагогической литературе можно отметить попытки анализа данного понятия на основе общих философских, психолого-педагогических положений с учетом общечеловеческих ценностей. Так, Н.Е. Щуркова, раскрывая специфику нравственного воспитания, подчеркивает, что патриотическое чувство как сложнейшее нравственное чувство формируется у людей, достаточно развитых, и проявляется в постоянной работе ради улучшения и процветания Родины [19, с. 17].

В этом же русле излагается материал в учебном пособии по педагогике под ред. С.Е. Матушкина, где отмечается, что важнейшими составными частями нравственного воспитания являются патриотические чувства и интернационализм, которые авторы определяют как черты мировоззрения. Работа по патриотическому воспитанию включает привитие любви к Родине, чувства дружбы народов, непримиримость ко всяким проявлениям национализма и шовинизма, претворение на практике принципов патриотизма и интернационализма [13, с. 80].

Т.А. Ильина также определяет патриотические чувства как нравственные качества, которые являются наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. По мнению автора, патриотические чувства включают любовь к стране, гордость людей своим государством, его политическим и экономическим строем, достижениями многонациональной культуры и может проявляться во всех без исключения областях и сферах деятельности человека (трудовой, общественно-политической и др.) [13, с. 106].

Попытаемся с учетом вышеприведенного анализа определить структуру понятия «патриотические чувства».

В структуре патриотических чувств, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты:

- конгитивный,

- эмоционально-чувственный (взгляды, убеждения, эмоции),

- деятельностный.

Выделение эмоционально-чувственного компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания. Как отмечает П.М. Якобсон, «чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [11, с. 203].

Следующим компонентом в структуре патриотических чувств, который выделяет большинство исследователей, является когнитивный компонент. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [23, с. 410-411].

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Это выделяет в структуре понятия «патриотические чувства» третий деятельностный компонент.

Как показывает предыдущий анализ понятия «патриотических чувств», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.

Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [17, с. 707], т.е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотические чувства».

В связи с этим определение понятия «патриотические чувства» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на исторические, общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением.

Важным моментом в определении содержания патриотические чувства является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера. Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать.

Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается.

Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка «раньше думай о Родине, а потом о себе» уступает место другому пониманию данного понятия: «Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?». Приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотические чувства» в том числе.

Учитывая все вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотические чувства» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Содержательная характеристика понятия «патриотические чувства» показывает, что элементов, составляющих его, может быть значительное количество, причем сочетания этих элементов также различны.

Подводя итог вышесказанному, определим понятие «Патриотические чувства». Под патриотическими чувствами будем понимать любовь к Родине, чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15