|
2.3 Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотических чувств у младших школьников средствами детской литературы
Контрольный этап проводился аналогично констатирующему эксперименту. Были использованы те же методики.
Целью проведения контрольного среза явилось выявление динамики воспитанности уровней воспитания патриотических чувств второклассников на контрольном и экспериментальном классах
Результаты контрольного этапа представлены в приложении
Когнитивный критерий.
Методика №1 «Незаконченное предложение»
Результаты проведения методики представим в приложении .
В результате методики №1 контрольный класс справился с поставленной задачей следующим образом: большинство (15 человек) обладает средним уровнем; 5 человек – показали высокий уровень. Стоит отметить, что никто не получил низкий уровень. Средний балл соответствует среднему уровню.
Таблица 2.1 – Результаты проведения методики в контрольном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
25%
|
75%
|
0
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.1 – Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию контрольного класса
Как видим из представленных результатов, большинство детей имеют средний уровень воспитанности патриотических чувств, однако положительным моментом является отсутствие нулевого уровня в классе, а также то, что четверть класса показала высокий уровень воспитанности патриотических чувств.
По результатам проведения методики в экспериментальном классе, мы сделали следующие выводы.
Приведенная в приложении таблица показывает, что 11 учащихся экспериментального класса обладают высоким уровнем патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, 6 – средним.
Таблица 2.2 – Результаты проведения методики в экспериментальном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
53%
|
47%
|
0%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.2 – Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию в экспериментальном классе
Как видим, значительно возрос уровень воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию. Больше половины класса имеют высокий уровень воспитанности. Остальные – средний. Низкий уровень отсутствует.
Представим анализ результатов по методике №2 «Мое отношение к малой родине».
Результаты проведения методики № 2 представим в приложении 4.
Диагностика контрольного класса посредством методики «Мое отношение к родному городу» дала следующие результаты – все учащиеся (20 человек) обладают средним уровнем воспитанности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию.
Представим результаты в процентном соотношении.
Таблица 2.3 – Результат проведения методики № 2 в контрольном классе
в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
0%
|
100%
|
0%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.3 – Уровни воспитанности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию
Как видим, уровень воспитанности повысился, однако в классе нет ни одного обучающегося с высоким уровнем.
Представим результаты исследования в экспериментальном классе.
Большинство учащихся, входящих в экспериментальный класс, в количестве 4 человек получили высокий балл; средний балл получили 12 человек, 1 – низкий балл.
Таблица 2.4 – Результаты проведения методики, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
23,5%
|
71,5%
|
6%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.4 – Уровни воспитанности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию в экспериментальном классе
Уровень воспитанности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию значительно возрос. Появились высокие уровни – у 4 человек. Основная масса класса обладает средним уровнем, и только 1 человек получил низкий уровень воспитанности.
Представим результаты анализа проведения методики №3 «Я – патриот» (для выявления деятельностного компонента).
Результаты проведения методики в контрольном и экспериментальном классах представлены в приложении 2.
В контрольном классе высокий балл получили 2 учеников, 17 - получили средний балл, и 1 – низкий.
Представим в процентном соотношении.
Таблица 2.5 – Результаты проведения методики в контрольном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
10%
|
85%
|
5%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.5 – Уровни воспитанности патриотических чувств по деятельностному критерию в контрольном классе
По данным, полученным в результате работы с контрольным классом, можно сделать вывод, что большинство имеют средний уровень патриотической воспитанности, и один из учащихся - низкий уровень патриотического воспитания. Положительным моментом является наличие высокого уровня, который раньше отсутствовал.
В экспериментальном классе были выявлены следующие результаты: большинство (13 человек) имеют средний уровень патриотизма и 4 человека –высокий уровень.
Таблица 2.6 – Результаты проведения методики № 3 в экспериментальном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
23,5%
|
76,5%
|
0%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.6 – Уровни воспитанности патриотических чувств по деятельностному критерию в экспериментальном классе
Как видим по результатам методики, общий уровень класса – средний.
Однако, нет низкого уровня и 23% обучающихся имеют высокий уровень воспитанности патриотических чувств.
Для общей оценки уровня воспитания патриотических чувств составим сводные таблицы. Таблицы представлены в приложении 7.
Общая оценка уровня воспитанности патриотических чувств учащихся экспериментального класса представлена в таблице.
Графические элементы позволяют более наглядно оценить общий уровень воспитанности патриотических чувств младших школьников, а также сравнить их у учащихся экспериментального и контрольного классов.
Для удобства сравнения результатов проведенных методик были составлены графики: для экспериментального класса и для контрольного.
Представим на рисунке 1 уровни сформированности компонентов.
Рисунок 2.7 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики контрольного класса.
Данная диаграмма обрисовывает общую картину воспитанности патриотических чувств в контрольном классе. Можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень воспитания патриотических чувств. Также присутствует некоторое количество учеников с низким уровнем. Высокий уровень показали несколько детей (в основном по 3 методике).
Следует заметить, что средний уровень воспитанности патриотических чувств по всем критериям данной класса – средний.
Рисунок 2.8 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики экспериментального класса
Как видно, динамика воспитания патриотических чувств экспериментального класса значительно превышает таковую в контрольном классе. Многие обучающиеся, имеющие на этапе констатирующего исследования средний и низкий уровень сформированности исследуемого явления, повысили его до высокого и среднего соответственно.
В ходе проведения контрольного исследования, обучающиеся экспериментального класса чаще, чем ученики контрольного класса, демонстрировали глубину осознанности своих патриотических чувств, что выражалось в выборе ими таких ответов, как: «Я внимательно отношусь к природе родного края», «Я всегда выступаю против тех, кто наносит вред моей родине», «Стараюсь беречь красоту вокруг себя», «Я уважительно отношусь к воевавшим людям». Выбор подобных ответов свидетельствует о преобладании у обучающихся патриотических чувств и стремлений.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют судить о положительной динамике воспитания патриотических чувств младших школьников экспериментального класса средствами детской литературы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, то формирующий эксперимент способствовал повышению уровня воспитанности патриотических чувств у обучающихся экспериментального класса.
Распределение обучающихся экспериментального класса по уровням сформированности нравственного отношения к природе представлено в таблице 19 и на рисунке 7.
Таблица 19
Уровни сформированности нравственного отношения к природе в экспериментальном классе по результатам контрольного среза
Уровни
класс
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Экспериментальный
|
33 %
|
54 %
|
13 %
|
Рис. 7. Диаграмма оценки уровней сформированности нравственного отношения к природе в экспериментальном классе по результатам контрольного среза
Условные обозначения:
В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Распределение по уровням сформированности нравственного отношения к природе обучающихся контрольного класса представлено в таблице 20 и на рисунке 8.
Таблица 20
Уровни сформированности нравственного отношения к природе в контрольном классе по результатам контрольного среза
Уровни
класс
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Контрольный
|
25%
|
33 %
|
42 %
|
Рис. 8. Диаграмма оценки уровней сформированности нравственного отношения к природе в контрольном классе по результатам контрольного среза
Условные обозначения:
В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Таким образом, результаты проведенного контрольного исследования уровня воспитанности патриотических чувств показали его повышение у обучающихся экспериментального класса, по сравнению с таковым в контрольном классе. Кроме того, в экспериментальном классе произошло увеличение количества обучающихся, имеющих средний уровень воспитанности исследуемого качества, а также снижение процента обучающихся, имеющих низкий уровень.
В контрольном классе тоже возникла положительная динамика, однако она гораздо медленнее динамики экспериментального класса. Анализ полученных данных подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что использование средств детской литературы способствует эффективному воспитанию у младших школьников патриотических чувств при соблюдении соответствующих педагогических условий.
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 7.
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – С. 105.
Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. —М.: Просвещение, 1981. – С. 259.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.3. - М.: ГИС, 1995. – С. 24.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 7.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001. – С. 80, 160.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1995. – С. 159.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.))
Лазарева В. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса – М.: ОНИКС 21 век, 2003. – 326с.
Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4.
Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981. – С. 412.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – С. 115.
Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Под ред. Сергеевой В.П.- 2ое изд., М.: Академия, 2011. – С. 109 – 123.
Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластёнина. – 6-е изд., - М.: Академия, 2008. – С. 123 – 129.
Педагогический энциклопедический словарь/ под. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.:Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 141, 185.
Психологический словарь / Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1995. – С. 158.
Радищев А.Н. Избр. пед. соч. –М.: Изд-во АПН РСФСР, 1992 – С. 205 – 206.
Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. - Т.9 /АН СССР, Ин-т рус.яз. — 2-е изд. - М.: Рус. яз., 1991. – С.296.
Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. — М.: Учпедгиз, 1989. – С. 3 – 112.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. – С. 160.
Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. – С. 72.
http://bd.fom.ru/report/cat/pow_arm/dd040530 (Фонд Общественного Мнения)
http://festival.1september.ru/articles/580629/ (Фестеваль педагогических идей «Открытый урок»)
http HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161":// HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"sch HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"194. HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"minsk HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161". HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"edu HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161". HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"by HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"/ HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"main HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161". HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"aspx HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"? HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"guid HYPERLINK "http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161"=3161 (Сайт СОШ №194 г. Минска)
http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200701202 (Электронная версия журнала «Начальная школа»)
http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/rabotaem-s-vospitatelyami-patrioticheskoe-vospitanie (Социальная сеть работников образования nsportal.ru)
|
|
|