Главная страница

Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников


Скачать 2.86 Mb.
Название Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников
страница 2/15
Дата 24.02.2016
Размер 2.86 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Особенности воспитания патриотических чувств у младших

школьников
Понятие «патриотическое воспитание детей» включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу. [2]

Младший школьный возраст наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью.

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на возрастные особенности развития младших школьников.

Возрастные особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строго суждения педагога о своих учениках. Возрастные особенности младших школьников зависят от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.

Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных особенностей детей младшего школьного возраста:

- моторная активность;

- сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

- интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная

инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя и поля действия и т.д.);

- мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально

выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);

- способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективности построения, регулирования и социальной оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста. На взгляд В.А.Крутецкого, последний показатель является наиболее сложным, интегральным [16, с.19]. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действиям.

Процесс патриотического воспитания младших школьников базируется на основе их личностно-ценностного отношения к малой и большой Родине. Как считает Е.А.Аркин, личностно-ориентированный подход позволяет осуществить становление духовности личности, позволяет ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Целью воспитания при этом является создание условий для удовлетворения потребности быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой [4, с. 309].

Главная цель обучения при таком подходе - развитие личности учащегося; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно-ориентированого образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Личностно-ориентированное воспитание - это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом. Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Ценность - это критерий совершенства; она обеспечивает необходимыми средствами оценочно-ориентационную сторону деятельности личности, тем самым, позволяя ребенку полноценно осуществить свой жизненный выбор, что и является, в конечном итоге, основой воспитания.

Ребенок 6,5-11-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для школьника Родина близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все занятия должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить. Если ученики занимаются поисковой работой при подготовке к следующему уроку - это также оставляет глубокий след в их душе.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть также беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа и героях, разучивать героико-патриотические песни.

Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежащие кому-либо из членов семьи, а также при проведении экскурсий по музеям или местам боевой славы. Личный зрительный опыт останется у детей на всю жизнь. [2]

По мнению В.И. Астахова, об успехах в воспитании патриотических чувств можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотических чувств. [14]

Еще необходимо помнить, что на детей, помимо педагогов, оказывают влияние родители, и не всегда положительное. Поэтому надо патриотически наставлять их, привлекать к участию в мероприятиях, к их организации и проведению. Как гласит один из принципов воспитания: необходимо единство воспитательных действий, только тогда можно добиться результата.

Необходимо приучать детей к самостоятельной работе с патриотической детской литературой стихотворениями, рассказами, былинами и прочими жарами детской литературы. Младший школьный возраст характеризуется стремлением к самостоятельности.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге патриотизма [25]

Таким образом, под возрастными особенностями младших школьников подразумевается


  • Использование детской литературы на уроках и во внеклассной работе


Литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устнопоэтического народного творчества и из литературы для взрослых, составляют в совокупности детскую литературу.

Будучи органической частью духовной культуры, она является искусством слова, и, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе.

Но! Являясь искусством, предназначенным для юных граждан, детская литература тесно связана с педагогикой, призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей.

Т.о., главной особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей.

Дети 6,5-11 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги [23, c. 165].

Стоит отметить, что для воспитания патриотических чувств можно использовать детскую литературу таких тем, как темы о Родине, ее красоте и величии, и темы о подвиге русского народа во времена войны.

Список художественных произведений для младшего школьного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых младшему школьному возрасту.

Устное народное творчество - богатейший материал для патриотического воспитания [23, c. 189]. В младшем школьном возрасте дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие - пословицы и поговорки они узнали еще в детском саду. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях - в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей - песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

К примеру, сказка «Иван-крестьянский сын чудо-юдо» - знакомство учащихся с жанром волшебной сказки, проникнутой пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в силу высокой нравственности и героического подвига русского народа:

 «Жили они - не ленились, без устали трудились. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить».

Чудо-Юдо здесь олицетворяет врага, а богатыри Русский народ, бессташный и ратующий за свою Родину.

Кроме сказок, очень популярны былины. Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят уже в старшем дошкольном возрасте. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью [13, c. 201].

В былине говорится, что настоящий русский человек под врагом не прогнется, не отдаст свою землю врагам. Детям нравится особый язык былин, красочность и напевность, поэтому необходимо включать их в программу по патриотическому воспитанию

Стихи о Великой Отечественной Войне - являются важной составляющей воспитания патриотических чувств. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А.Твардовского, А.Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе - являются высокохудожественным средством воспитания.

Стихотворения, посвященные красоте родной природы также способствуют воспитанию патриотических чувств. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 8-12 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами.

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» - говорят дети.

Рассказы о природе - изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения.

Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина - яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л.Кассиля, В.Разумневича, А.Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания младших школьников. Немногие родители младших школьников находят время сводить детей в местные музеи, к памятникам и историческим местам. Среди рекомендуемой литературы о России, созданной непосредственно для детей, особенно выделяются такие книги:

- «История России в рассказах для детей» А.О.Ишимовой. Написанная богатым, образным и ясным языком, она покоряет с первой страницы, и, несомненно, станет любимой книгой в каждом доме, где заботятся об образовании и умственном развитии юного поколения.

- «Современный образ России» А.А. Симанова. Брошюра о современной России для детей: Символика, герб, гимн, города-герои и т.д. Все представлено в яркой, красочной манере, с учетом особенностей восприятия детей младшего школьного возраста.

- «Россия Великая страна» А.П. Якоренков. Пособие для детей об истории России начиная с времен Великой Отечественной Войны до наших дней. В книге представлены рисунки, фотографии символики России, орденов и медалей, отрывки военных писем. Рассказывается о молодежи тех лет: октябрятах и комсомольцах.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, необходимо использовать наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами - например - «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание - объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент» [19, c. 243].

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных произведений. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Воспитание патриотических чувств невозможно при использовании только одного жанра литературы, поэтому в современных учебно-методических комплексах (УМК) используются многие жанры в совокупности.

Проанализируем программы УМК по развитию патриотических чувств у младших школьников. В настоящее время разработано много новых программ образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе, однако не все они настроены на воспитание именно патриотических чувств.

В первую очередь необходимо рассмотреть следующие учебно-методические комплексы, в которых значительное внимание уделено воспитанию патриотических чувств: «Школа России», «Перспектива», «Школа 21 век», «Гармония».

В данных УМК воспитание патриотических чувств проводится на всех уроках программы: литературное чтение, русский язык, математика, технология, окружающий мир, рисование, музыка. Все предметы воспитывают патриотическое чувство во взаимодействии друг с другом.

Мы выяснили, что наиболее предпочтительным УМК для воспитания патриотических чувств является УМК «Школа России». Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Даже сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

В УМК «Перспектива» также уделено внимание воспитанию патриотических чувств. УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе, что особенно важно при воспитании патриотических чувств.

Особое место в воспитании патриотических чувств в данном УМК отведено урокам литературного чтения.

Основная задача курса «Литературное чтение» УМК «Перспектива» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

В УМК «Гармония» также отведено место воспитанию патриотических чувств у младших школьников. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

Детская литература, с целью воспитания патриотических чувств, может быть использована в урочной и внеурочной деятельности.

Образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в школьных учреждениях довольно часто используется работа, как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

В урочной деятельности можно использовать следующие занятия рисование иллюстрации произведений детской литературы на военную тематику, тематику родной природы, родной страны.

К примеру, иллюстрирование произведений З.Воскресенской «Девочки», Л.Кассиля «Улица младшего сына». Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» Т.Воронковой «Девочка из города».

Учитель, поддерживая переживание сюжета, может также предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать произведения, на основании которых будет составлен сюжет игры.

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой с помощью средств детской литературы, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек - результат работы родителей и педагогов [12, c. 25].

Результаты детского творчества - хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

Внеурочная деятельность может быть представлена различными видами внеклассных занятий экскурсии, встречи, вечера.

В преддверии проведения внеклассного занятия учитель дает задание ученикам прочитать ту или иную книгу, помогающую школьникам успешнее усвоить последующий материал.

К примеру, тематический вечер «Цветы и порох» или вечер памяти. Для данных занятий могут быть использованы такие произведения, как сборник «Быль детям» С. Михалкова, «Зоя Космодемьянская» В. Успенского, «Военное детство» А. Адмиралова, «По следам боевой славы» В.Абдурагимова и др. Данные произведения написаны доступным языком и помогут детям более успешно запомнить материал будущего занятия.

Тут так же реализуется еще одно педагогическое условие привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о родной стране, родном городе.

Перед проведением экскурсии (может быть предложена «Места боевой славы») дети читают произведения о местах, в которых собираются побывать, готовят доклады, стихотворения, ищут ответы на вопросы в детской литературе.

В процессе чтения детской литературы «Современный образ России» А.А. Симанова, Брошюра о современной России для детей: Символика, герб, гимн, города-герои, «Россия Великая страна» А.П. Якоренкова дети запоминают сведения о родной стране, родном крае. Здесь, в качестве внеклассного занятия, может быть предложена викторина с призами. Детям очень нравятся такие формы занятий.

Дети младшего школьного возраста очень чувствительны. Они эмоционально реагируют на поступки героев, на испытываемые ими чувства. Здесь реализуется педагогическое условие - вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы.

Стоит отметить, что данное условие несложное в реализации. Любое прочитанное произведение вызывает отклик в душе ребенка. На уроках стоит проводить обсуждение героев:

- Нравится ли вам этот герой?

- Вы считаете в данной ситуации он поступил правильно?

- Как бы поступили Вы? И т.д.

Данные вопросы просты, и могут быть заданы при изучении любого произведения детской литературы. Однако стоит выбирать более эмоционально окрашенные, где дети выступают героями: «Мальчиш-кибальчиш», «Военное детство», «Повесть о Павлике Морозове», «Чук и гек».

Таким образом, можно сделать вывод, что средства детской литературы являются очень эффективными при воспитании патриотических чувств младших школьников.

Под детской литературой будем понимать литературные

произведения, созданные специально для детей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15