Условные обозначения:
В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Распределение по уровням сформированности нравственного отношения к природе обучающихся контрольного класса представлено в таблице 20 и на рисунке 8.
Таблица 20
Уровни сформированности нравственного отношения к природе в контрольном классе по результатам контрольного среза
Уровни
класс
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Контрольный
|
25%
|
33 %
|
42 %
|
Рис. 8. Диаграмма оценки уровней сформированности нравственного отношения к природе в контрольном классе по результатам контрольного среза
Условные обозначения:
В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Таким образом, результаты проведенного контрольного исследования уровня воспитанности патриотических чувств показали его повышение у обучающихся экспериментального класса, по сравнению с таковым в контрольном классе. Кроме того, в экспериментальном классе произошло увеличение количества обучающихся, имеющих средний уровень воспитанности исследуемого качества, а также снижение процента обучающихся, имеющих низкий уровень.
В контрольном классе тоже возникла положительная динамика, однако она гораздо медленнее динамики экспериментального класса. Анализ полученных данных подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что использование средств детской литературы способствует эффективному воспитанию у младших школьников патриотических чувств при соблюдении
Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальный класс, впрочем, как и контрольный, нуждается в проведении дополнительной целенаправленной работы по воспитанию патриотических чувств.
2.2 Реализация педагогических условий воспитания патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы
Гипотеза нашего исследования основана на предположении, что эффективное воспитание патриотических чувств у младших школьников средствами детской литературы будет осуществляться при соблюдении следующих условий:
- использование в работе разных литературных жанров;
- привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о родной стране, родном городе;
- вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы;
- использование детской литературы с целью воспитания
патриотических чувств как на урочной деятельности, так и на внеурочной.
Детская литература обладает широким арсеналом увлекательных жанров. Для поддержания интереса к занятиям создается ряд условий, повышающих эффективность воспитания патриотических чувств у младших школьников. Повышенная эмоциональная податливость школьников данного возраста в сочетании с эмоциональной подачей знаний способствуют приобретению учащимися эмоциональных переживаний, которые способствуют, в свою очередь, более глубокому усвоению знаний.
В период формирующего эксперимента нами была разработана и проведена программа по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы, которая включала в себя занятия на уроках, а также внеклассную деятельность. Внеклассные занятия представлены в приложении.
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Первое педагогическое условие, реализованное с помощью программы и необходимое для эффективного воспитания патриотических чувств – использование разных литературных жанров.
Данное условие мы реализовывали с помощью использования различных литературных жанров. Представим их в таблице:
Таблица
Жанры, используемые в работе по воспитанию патриотических чувств
№
|
Тема занятия
|
Содержание
|
Используемые жанры
|
1
|
«Осень - художница»
|
Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Чтение зарисовок осенней природы в детской литературе. Рисуем красоту природы. Выпуск стенгазеты.
|
Стихотворения о природе (Воронько П., Тютчев В. , Бунин И, Фет А., Блок А.); рассказы о природе (Надеждина Н; Чаплин Н.; Коваль Ю.; Бианки В.; Пришвин М.)
|
2
|
«Красота мысли – красота слов – красота поступков»
|
Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций, анализ ситуаций из прочитанных произведений. Мудрые мысли о Родине.
|
Русское народное творчество: пословицы, поговорки и народные мудрости о добре, дружбе, любви, смелости, скромности, умении помогать, трудолюбии. Русские сказки, былины, повести.
|
3
|
«Красота зимней природы»
|
Чтение стихотворений о зимней русской природе. Экскурсия-наблюдение за зимней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Народные зимние игры.
|
Стихотворения о природе (Есенин Е.), русские народные сказки, прибаутки, частушки, рассказы Пришвин М., Бианки В..о животных.
|
4
|
«Мой дом – моя крепость»
|
Рассказы детей о семейных традициях. Написание заметки о своей семье. Беседа о нравственных качествах. Чтение стихотворения «Добрый мир». Фотовыставка «Моя семья». Оформление стенгазеты
|
Стихотворения о нравственных качествах (С. Михалков, Воронько П.),
|
5
|
«Весна-красна»
|
Чтение произведений о природе. Экскурсия-наблюдение за весенней природой. Беседа о животном и растительном мире родного края.
|
Стихотворения о природе (Тютчев В. , Бунин И, Фет А., Блок А.), рассказы о природе, повести о животном и растительном мире (Пришвин М., Бианки В., Дружко А.).
|
6
|
Праздник «Красота моей Родины»
|
Подготовка к празднику: подбор стихотворений о Родине. Разучивание народных песен. Чтение стихотворений о Родине. Выставка рисунков и фотографий. Исполнение народных песен.
|
Стихотворения о Родине (И. Суриков, Александрова З., Синявский П.), песни о Родине (Пляцковский М.,Апухтин А.)
|
7
|
«Россия – великая страна»
|
Подготовка к уроку: поиск сведений о России и Великоустюгском районе в детских книгах о России. Обсуждение и уточнение на уроке найденных сведений.
|
Гимн России (С. Михалков),
|
8
|
Урок мира
|
Чтение стихов, просмотр видеоролика о войне. Изучение понятия «Мир», сопоставление мира и войны.
|
Стихотворения военной тематики (Михалков С. «Быль детям»,
|
В процессе проведения формирующего эксперимента нами были использованы различные жанры детской литературы. Это помогло сделать занятия разнообразными, а подготовку к ним более интересной.
В ходе реализации первого педагогического условия, нами были использованы такие приемы, как совместный поиск решения поставленной задачи, индивидуальная работа обучающихся, объединение результатов индивидуальной работы всех учеников с целью получения общего результата.
Рассмотрим реализацию данного условия на примере мероприятия: «Осень-художница» (Приложение).
Целью данного мероприятия являлось воспитание любви к своей Родине, к природе родного края и сплочение коллектива обучающихся. В процессе работы перед обучающимися стояла задача – наблюдение за осенней природой.
На этапе подготовки мы выбирали место для проведения экскурсии, экипировку, чем будем заниматься на экскурсии. Ученики предлагали различные виды одежды, мест и т.д. В результате коллективного обсуждения нами было решено, что экскурсия состоит в место под названием Рябиновый сад. Во время проведения экскурсии учитель зачитывал детям отрывки из стихотворений и рассказов о природе, данные из энциклопедии, а также вместе с детьми вспоминал русские пословицы и поговорки. Такое широкое использование жанров литературы помогло детям эффективнее воспринимать материал, поскольку их интерес не терялся во время проведения занятия. Кроме того, такое многообразие жанров показывает, что любовь к природе и своему родному краю дело обычное, составляющая жизни любого русского человека.
После окончания занятия, дети получили задание найти стихотворение об осенней русской природе. И на ближайшем уроке литературы, стихотворения были зачитаны. Задание выполнили все ученики класса. Двое выучили стихотворения наизусть. После прочтения стихотворений мы обсуждали особенности осенней природы родного края. Дети были эмоциональны, хорошо отвечали на вопросы. По этому, мы можем судить, что экскурсия была интересна ученикам.
Вторым направлением нашей формирующей деятельности являлась реализация следующего педагогического условия - привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о родной стране, родном городе.
Для реализации данного условия, на уроках дети получали различные задания (поискового и исследовательского характера: сбор сведений о своей стране, родном крае из средств детской литературы). Содержание заданий приведено в таблице 8 (конспекты уроков представлены в приложении).
Таблица 8
Работа по привлечению к отбору материала о родной стране, родном
городе обучающихся
Урок
|
Содержание задания
|
Примечание
|
Литературное чтение
|
составление списка книг, в которых
можно прочитать о России, Великоустюгском районе, Вологодской области, рассказать о наиболее понравившейся книге
|
Из всех списков детей, был составлен единый список книг о родном городе. Данный список висел в классном уголке.
|
Математика
|
составить задачу, используя в ней
данные о Родине, о военных годах.
|
Составленные детьми задачи использовались на уроках математики.
|
Окружающий мир
|
узнай, что значит название города
Великий Устюг;
расскажи о подвигах русского народа
в годы испытаний (ВОВ, революций и т.д.)
Сбор информации на темы
«Герои нашего города»,
«Они трудились на славу Родины»,
«Города-герои»,
«Предприятия города»,
«Руками мастеров»,
«Герои страны».
«Вечная слава!»
|
Данное задание было предложено детям как домашнее. Заранее была договоренность с библиотекарем школьной библиотеки и приготовлены книги для выполнения данного задания.
Был объявлен конкурс на лучшего исследователя по перечисленным темам. Подготовленные сообщения обсуждались на уроке.
|
Музыка
|
особенно популярны в военные годы,
Узнай, какие стихи использовались
при создании песен. Укажи авторов стихов.
|
Разучивание самой популярной по поиску песни.
|
.
Эти задания вызвали у детей большой интерес.
В рассказах детей, можно было услышать, что значительных событий прошлого века не осталось вне поля зрения.
Представим фрагмент с уроков математики с использованием патриотического материала.
Работа над темой урока (Геометрический материал).
-На каком материке находится Россия? (Евразия)
Евразия - самый большой материк в мире.
-Отправимся мы из г. Самара, потом побываем в Волгограде, Москве и Санкт – Петербурге и вернемся опять в Самару.
-Найдите эти города на своих картах, проведите линии от Самары до Волгограда, от Волгограда до Москвы, от Москвы до Санкт - Петербурга и вернитесь в Самару.
-Представьте, что мы сейчас находимся в городе Самара.
-На какую фигуру похож маршрут? (четырехугольник)
-Какие четырёхугольники вы знаете?
…
Решение текстовых задач.
-Мы прибыли в Волгоград, давайте на картах зеленой точкой отметим пункт остановки.
(Один ученик выходит к доске с сообщением о г. Волгограде)
Этому городу более 400 лет. Раньше город назывался Царицын, Сталинград, а с 1961г носит название Волгоград. С 1965г. Город – герой.
В городе во время ВОВ проходила одна из битв, которую назвали Сталинградской.
В честь победы в Сталинградской Битве на Мамаевом кургане почти 40 лет назад был создан памятник - ансамбль.
-Волгоград – это город, который находится на юге Европейской части нашей страны. Во всех южных городах 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь. Сейчас мы об этом узнаем, решив задачу №2 (на сравнение)
(Летом, 22 июня, на юге нашей страны самый длинный день – 18 часов, а ночь продолжается всего 6 часов. На сколько часов день длиннее ночи?)
День – 18 ч.
Ночь – 6 ч.
18-6= на 12(ч.) день длиннее ночи.
Ответ: на 12 ч.
- Давайте устно составим задачу №4 по краткой записи и решим ее (на доске табличка)
(В одном зале Эрмитажа было 25 пейзажей, натюрмортов на 10 картин больше, чем пейзажей, а портретов на 5 меньше, чем натюрмортов. Сколько натюрмортов в одном зале Эрмитажа?)
Как видим из данного фрагмента, дети, решая математические задачи, запоминают города-герои, сведения о городах, то есть сведения о России. К уроку было дано задание подготовить карту России (Дети занимались этим на уроке Окружающего Мира), а также найти сведения и подготовить сообщения о городах-героях. Кроме того, дети составляли дома задачи, в условиях которых обязательно упоминались сведения о России.
Кроме занятий в классе исследовательская работа проводилась и при подготовке к внеклассным занятиям. Здесь реализуется третье педагогическое условие - использование детской литературы с целью воспитания патриотических чувств как на урочной деятельности, так и на внеурочной.
Так как занятия проводятся в классе на уроках, и во внеурочное время, дети постепенно осознают, что патриотические чувства должны проявляться всегда. Они должны быть частью их самих.
Рассмотрим реализацию педагогического условия о привлечении детей к отбору материала на примере мероприятия «Урок мира». Данное мероприятие было приурочено к Дню Победы.
Такие уроки являются наиболее распространенным и действенным
средством подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества, памяти и мира, где учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа.
В преддверии внеклассного занятия ученики посредством чтения военной детской литературы знакомились с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне.
Основной книгой являлась книга, рекомендованная к прочтению дома – Быль детям (С. Михалкова). Книга повествует о событиях военного времени 1941-1945 годов. На основе этой книги детям был даны задания прочитать перед классом либо стихотворение, либо отрывок о людях и событиях того времени.
В ходе работы дети демонстрировали активную тягу к новым знаниям, положительное отношение к домашнему заданию (все дети хорошо подготовились к уроку, отвечали уверенно).
Стоит отметить, что все обучающиеся отвечали без подсказок, ответы в большинстве случаев были правильные.
Кроме данного мероприятия, которое принадлежит к военной тематике, в рамках данного педагогического условия мы провели мероприятие на тему любви к родному краю и родной природе: праздник «Красота моей Родины». В преддверии праздника детям было дано задание найти стихотворения о красоте природы родного края, стихотворения о памятных местах Родины.
В процессе работы дети не только изучили памятные места малой и большой Родины, но и увидели, посредством литературы красоту и значимость Отечества.
Проведенная по данному направлению работа в большей степени позволила решить проблему минимального запаса знаний о своей стране, позволила расширить представления о малой родине, а также углубить патриотическое сознание детей.
В ходе формирующей работы нами было реализовано еще одно педагогическое условие - вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы. Данная работа проводилась каждый раз при обсуждении прочитанного произведения.
Задача состояла в том, чтобы на конкретных примерах деятельности показать важность патриотических чувств.
После прослушивания произведений младшим школьникам задавались вопросы: понравилось ли произведение и почему, кто из героев больше понравился и почему, также просили обосновать свое мнение о персонажах, которые не понравились. Этим мы старались подвести детей к пониманию нравственных поступков, патриотических чувств, разъясняли, что такое добро, забота, дружба, любовь и насколько важна любовь и преданность своему народу.
Представим реализацию данного условия на примере мероприятия: «Красота мысли – красота слов – красота поступков».
Детям очень понравилось обсуждать поступки Чука и Гека, обосновывать свое мнение о поступках героев произведений книги «Быль детям» С. Михалкова. Особенный отклик нашли былины, в частности, «Илья Муромец и трехглавое чудище».
Была проведена беседа о поступках, о том, что хорошо и плохо. Дети активно участвовали в данной работе, показывая свои патриотические чувства. Обосновывая свое мнение обучающиеся познают себя, осознают себя частью Родины. Это сильно влияет на патриотическое воспитание, поскольку дети приобретают патриотическую осознанность. То есть младшие школьники уже осознают, что они едины со своей страной и народом, и что они должны защищать, беречь и уважать Родину.
На протяжении всей деятельности мы старались воспитывать у детей патриотические чувства - воспитывали отзывчивость, доброту, чуткость, умение приходить друг другу на помощь, любовь и бережное отношение к природе, замечали перед детьми возникновение у них патриотических чувств. Мы отмечали их аккуратность, любознательность и активность на занятиях.
Таким образом, деятельность, организованная с помощью средств детской литературы создает благоприятные условия для патриотического воспитания и в ходе формирующего эксперимента нами были учтены все условия воспитания патриотических чувств у младших школьников.
Далее необходимо оценить результаты формирующего эксперимента.
|