Главная страница

Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников


Скачать 2.86 Mb.
Название Пути использования детской литературы на уроках и во внеклассной работе в патриотическом воспитании младших школьников
страница 3/15
Дата 24.02.2016
Размер 2.86 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Выводы по 1 главе
Под патриотическими чувствами мы будем понимать нравственные качества, которые являются наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране и к своему народу.

Понятие «патриотические чувства» включает три компонента: когнитивный, эмоционально-чувственный и деятельностный. Каждый компонент очень важен для воспитания патриотических чувств, именно поэтому необходимо формировать их в совокупности.

Когнитивный компонент формируется в процессе приобретения знаний патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения.

Деятельностный компонент формируется в процессе труда на благо Родины. Младших школьников необходимо приучать помогать старшим, трудиться на благо Родины (к примеру, сбор помощи для ветеранов, подготовка подарков для них).

Эмоционально-чувственный компонент формируется в процессе ознакомления ребенка со своей Родиной, с ее культурой и прошлым. Все это должно рождать в нем глубокий эмоциональный отклик.

Основными возрастными особенностями младшего школьного возраста являются:

- моторная активность;

- сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

- интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная

инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя и поля действия и т.д.);

- мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально

выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);

- способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективности построения, регулирования и социальной оценки.

Под детской литературой будем понимать литературные

произведения, созданные специально для детей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых.

Для того, чтобы воспитывать патриотические чувства с учетом возрастных особенностей младших школьников средствами детской литературы, необходимо учитывать следующие педагогические условия:

- использование в работе разных литературных жанров;

- привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о родной стране, родном городе;

- вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы;

- использование детской литературы с целью воспитания

патриотических чувств как на урочной деятельности, так и на внеурочной.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1Выявление уровня воспитанности патриотических чувств у младших школьников
Целью исследования является внедрение в практику обучения педагогических условий, при которых использование средств детской литературы в учебном процессе будет способствовать эффективному воспитанию патриотических чувств.

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы проводилась на базах:

1) экспериментальный класс 2 класс МБОУ «»Аристовская основная общеобразовательная школа». Д. Аристово. Классный руководитель - Вишнякова Татьяна Анатольевна

2) контрольный класс 2 класс МБОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Кузино. Классный руководитель - Чебыкина Ирина Валентиновна

Для того, чтобы приступить к работе по воспитанию патриотических чувств младших школьников, необходимо установить имеющийся у детей уровень воспитанности патриотических чувств. Для этого необходимо провести констатирующий эксперимент.

Как мы выяснили в первой главе, патриотические чувства включают в себя три критерия:

- когнитивный;

- эмоциональный;

- деятельностный.

Критерии и показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели воспитанности патриотических чувств

Критерии

Показатели

Методики

Когнитивный

Знания и представления

обучающихся о Родине

«Незаконченное предложение»

Царева Л.И.


Эмоциональный

Отношение обучающихся к Родине

«Мое отношение к малой родине».

И.П. Савенков,


Деятельностный

Интерес младших школьников к Малой Родине, частота проявления стремлений к практической деятельности

«Я - Патриот!» Савельева Н.В.



Исходя из данных критериев, охарактеризовали уровни воспитанности патриотических чувств у обучающихся вторых классов, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика уровней патриотического воспитания младших школьников

Уровень

Качественная характеристика

Высокий

30-40 бб.

Обучающиеся обладают всем запасом знаний о стране и городе (символика, главы страны и города, столица), предусмотренным стандартом образования.

Обучающиеся имеют достаточно образное и цельное представление о малой Родине, отношение к малой Родине устойчивой и положительное, выбор модели является устойчивым и положительным и осознанным.

Средний

15-29 бб.

Обучающиеся обладают частичным запасом знаний о своей стране и городе (символика, столица, частично главы государства и своего населенного пункта), представления о малой Родине цельное, отношение к малой родине хотя и активное, но не достаточно устойчивое, выбор модели поведения не устойчив и недостаточно осознан, но в большей степени положителен.

Низкий

0-14 бб.

Обучающиеся обладают минимальным запасом знаний о своей стране и городе (столица), представления о малой родине фрагментарные, не взаимосвязанные отрывка, имеющие слабую эмоциональную окраску, отношение к малой родине пассивное, выбор модели поведения негативный и отсутствует осознанность.


По данной таблице мы будем определять усредненный общий уровень класса по результатам диагностики.

Для анализа уровня воспитанности патриотических чувств, нами были выбраны три методики, диагностирующие уровень воспитанности каждого критерия в отдельности.

Когнитивный критерий.

Методика 1 «Незаконченное предложение»

Данная методика разработана преподавательским составом начальной школы 51 г. Санкт-Петербурга, во главе с заслуженным учителем России Царевой Л.И. (мы доработали методику, добавив особенности условий нашего эксперимента, а именно классы находится не в городе, а в деревне).

Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по когнитивному критерию).

Инструкция: «Перед вами вопросы незаконченные предложения. Необходимо их дописать».

Методика состоит из 20-ти незаконченных предложений (см. Приложение 3), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.

Критерии оценки:

За правильный и полный ответ учащийся получал 2 балла, за частично правильный 1 балл, за неправильный 0 баллов.

Максимальное количество баллов 40.

Представим необходимые («эталонные») ответы учащихся.

Для контрольного класса (экспериментального) в таблице 2.

Таблица

Эталонные ответы детей по методике 1



Вопрос

Эталонный ответ

Для контрольного класса

Для экспериментального класса




  • Деревню, в которой ты живешь, основал...

Кирилл Белозерский

Семья крестьян Аристовых




  • Деревня основана в ….

1776 году.

1802 году.




  • Деревня названа в честь ...

семьи крестьян Кузиных

семьи Аристовых




  • Первое строение нашей деревни это ….

церковь св. Иоанна.

усадьба Аристовых




  • Главная

достопримечательность Великоустюгского района

Заказники: ландшафный «Опоки» и геологический «Стрельнинский»,




  • В Великоустюгском

районе есть такие музеи, как …

Великоустюгский музей-заповедник, историко-архитектурный музей, художественный музей, «Лад», дом Деда Мороза, центр традиционной культуры




  • Великий Устюг основан в

1207 году




  • Главная улица Великого Устюга .

Красноармейская




  • Главная река Великого Устюга

Сухона, Северная Двина.




  • Главная достопримечательность Великого Устюга

гора Гледен.




  • В Великом Устюге есть

такие музеи, как

Троице-Гледенский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C" монастырь, музей военной славы.




  • Наша деревня

находится в

Вологодской области.




  • Центр нашей области .

г. Вологда




  • Какие города есть в Вологодской области

Вологда, Череповец, Сокол, Устюжна, Великий Устуг.




  • Патриот это

тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.




  • Гимн это.

торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства




  • Флаг нашего государства

состоит из следующих цветов:

красный, синий, белый.




  • На гербе нашего

государства изображен

двуглавый орел.




  • 9 мая Россия отмечает.

день Победы




  • Столицей нашей страны

является город.

Москва


Балл ставится в зависимости от приближенности ответа ученика к эталонному варианту.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.

- 30-40бб. высокий уровень: знает историю «малой родины», знает все

ее символы.

- 15-30бб. средний: знает историею «малой родины», но не на высоком

уровне; из символов узнаёт лишь некоторые.

- 0-15 бб. низкий: историю «малой родины» не знает, из предложенных символов не указывает ни одного правильно.

Результаты проведения методики представим в приложении 6.

В результате проведения методики 1 контрольный класс справился с поставленной задачей следующим образом: большинство (15 человек) обладает средним уровнем; а 5 человек получили низкий. Стоит отметить, что никто не получил высокий уровень. Средний балл соответствует среднему уровню.

Таблица 2.1 Результаты проведения методики в контрольном классе, в %

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

%

0%

75%

25%


Представим данные графически.
Рисунок 2.1 Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию контрольного класса
Представим результаты экспериментального класса. По результатам проведения методики в экспериментальном классе, мы сделали следующие выводы.

13 учащихся экспериментального класса обладают средним уровнем патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, 3-ое низким и 1 человек высоким.

Таблица 2.2 Результаты проведения методики в экспериментальном классе, в %

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

%

5,9%

76,5%

17,6%


Представим данные графически.
Рисунок 2.2 Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию в экспериментальном классе
Как видим из приведенных таблиц и рисунков, в обоих классах преобладает средний уровень воспитанности патриотических чувств.

Методика 2 «Мое отношение к малой родине».

Данная методика разработана И.П. Савенковым, заслуженным учителем России.

Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).

Методика состоит из 10 вопросов (см. Приложение 5). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

- «да» - 4 балла;

- «не уверен» - 2 балл;

- «нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов 40.

Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:

- 30-40 бб. высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

- 20-30 бб. средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую

родину»;

- 10-20бб. - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество,

«малую родину»;

- 0-10 бб. низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую

родину».

Результаты проведения методики 2 представим в приложении 4.

Диагностика контрольного класса посредством методики «Мое отношение к родному городу» дала следующие результаты: большинство 16 человек обладают средним уровнем воспитанности патриотических чувств, 4 человека - низким. Можно охарактеризовать общий уровень класса как низкий.

Представим результаты в процентном соотношении.

Таблица 2.3 Результат проведения методики 2 в контрольном классе

в %

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

%

0%

80%

20%


Представим данные графически.
Рисунок 2.3 Уровни воспитанности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию
Представим результаты исследования в экспериментальном классе.

Большинство учащихся, входящих в экспериментальный класс, в количестве 12 человек получили средний балл; низкий балл получили 5 человек.

Таблица 2.4 Результаты проведения методики, в %

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

%

0%

71%

29%


Представим данные графически.
Рисунок 2.4 Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию в экспериментальном классе
Если сравнивать контрольный и экспериментальный классы, то по данной методике у контрольного класса средний процент выше.

Методика 3 «Я патриот» (для выявления деятельностного компонента).

Методика «Я - Патриот!» разработана Савельевой Н.В. на основе главных положений и разделов государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с учетом приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся; концептуальных оснований патриотического воспитания.

Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине».

Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 1). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен».

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» - 2 балла;

«не уверен» - 1 балл;

«нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов 40.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента.

- 30-40 бб. высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».

- 15-30 бб. средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.

- 0-15 бб. низкий: редко проявляет чувство привязанности и

уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.

Инструкция: «Перед вами вопросы и три ответа на них. Вам нужно выбрать один из ответов на вопрос и отметить его галочкой».

Результаты проведения методики в контрольном и экспериментальном классах представлены в приложении 2.

Представим в процентном соотношении.

Таблица 2.5 Результаты проведения методики, в %

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

%

0%

95%

5%


Представим данные графически.
Рисунок 2.5 Уровни воспитанности патриотических чувств по деятельностному критерию в контрольном классе
По данным, полученным в результате работы с контрольным классом, можно сделать вывод, что большинство (19 человек) имеют средний уровень патриотической воспитанности, и один из учащихся - низкий уровень патриотического воспитания. Это достаточно неплохой уровень для второклассников.

В экспериментальном классе были выявлены следующие результаты: большинство (14 человек) имеют средний уровень патриотизма и 3 человека низкий уровень.

Таблица 2.6 Результаты проведения методики 3 в экспериментальном классе, в %

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

%

0%

95%

5%


Представим данные графически.
Рисунок 2.6 Уровни воспитанности патриотических чувств по деятельностному критерию в экспериментальном классе
Как видим по результатам первой методики, общий уровень классов средний.

Как показало исследование, дети проявляют интерес и положительное отношение к своей Родине и к тому, что с ней связано.

Для общей оценки уровня воспитания патриотических чувств составим сводные таблицы. Таблицы представлены в приложении 7.

Общая оценка уровня воспитанности патриотических чувств учащихся экспериментального класса представлена в таблице.

Графические элементы позволяют более наглядно оценить общий уровень воспитанности патриотических чувств младших школьников, а также сравнить их у учащихся экспериментального и контрольного классов.

Для удобства сравнения результатов проведенных методик были составлены графики: для экспериментального класса и для контрольного.

Представим на рисунке 1 уровни сформированности компонентов.


Рисунок 2.7 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики контрольного класса.
Данная диаграмма обрисовывает общую картину воспитанности патриотических чувств в контрольном классе. Можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень воспитания патриотических чувств. Также присутствует некоторое количество учеников с низким уровнем. Высокий уровень показали несколько детей (в основном по 3 методике).

Следует заметить, что средний уровень воспитанности патриотических чувств по всем критериям данной класса средний.

Рисунок 2.8 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики экспериментального класса
Что касается экспериментального класса, то здесь общие результаты схожи с результатами контрольного класса. Средний уровень патриотического воспитания у данного класса - средний, если сопоставлять с критериями оценки.

Распределение обучающихся контрольного класса по уровням воспитанности патриотических чувств представлены в таблице 19 и на рисунке 7.

Таблица 19

Уровни воспитанности патриотических чувств в контрольном классе

Уровни



класс


высокий


средний


низкий

Контрольный

33 %

54 %

13 %



Рис. 7. Диаграмма оценки уровней сформированности нравственного отношения к природе в экспериментальном классе по результатам контрольного среза
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15