|
Выводы по 1 главе
Под патриотическими чувствами мы будем понимать нравственные качества, которые являются наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране и к своему народу.
Понятие «патриотические чувства» включает три компонента: когнитивный, эмоционально-чувственный и деятельностный. Каждый компонент очень важен для воспитания патриотических чувств, именно поэтому необходимо формировать их в совокупности.
Когнитивный компонент формируется в процессе приобретения знаний патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения.
Деятельностный компонент формируется в процессе труда на благо Родины. Младших школьников необходимо приучать помогать старшим, трудиться на благо Родины (к примеру, сбор помощи для ветеранов, подготовка подарков для них).
Эмоционально-чувственный компонент формируется в процессе ознакомления ребенка со своей Родиной, с ее культурой и прошлым. Все это должно рождать в нем глубокий эмоциональный отклик.
Основными возрастными особенностями младшего школьного возраста являются:
- моторная активность;
- сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
- интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная
инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя и поля действия и т.д.);
- мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально
выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);
- способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективности построения, регулирования и социальной оценки.
Под детской литературой будем понимать литературные
произведения, созданные специально для детей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых.
Для того, чтобы воспитывать патриотические чувства с учетом возрастных особенностей младших школьников средствами детской литературы, необходимо учитывать следующие педагогические условия:
- использование в работе разных литературных жанров;
- привлечение детей к отбору материала на основе детской литературы о родной стране, родном городе;
- вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков и чувств героев детской литературы;
- использование детской литературы с целью воспитания
патриотических чувств как на урочной деятельности, так и на внеурочной.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1Выявление уровня воспитанности патриотических чувств у младших школьников
Целью исследования является внедрение в практику обучения педагогических условий, при которых использование средств детской литературы в учебном процессе будет способствовать эффективному воспитанию патриотических чувств.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы проводилась на базах:
1) экспериментальный класс – 2 класс МБОУ «»Аристовская основная общеобразовательная школа». Д. Аристово. Классный руководитель - Вишнякова Татьяна Анатольевна
2) контрольный класс – 2 класс МБОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Кузино. Классный руководитель - Чебыкина Ирина Валентиновна
Для того, чтобы приступить к работе по воспитанию патриотических чувств младших школьников, необходимо установить имеющийся у детей уровень воспитанности патриотических чувств. Для этого необходимо провести констатирующий эксперимент.
Как мы выяснили в первой главе, патриотические чувства включают в себя три критерия:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- деятельностный.
Критерии и показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели воспитанности патриотических чувств
Критерии
|
Показатели
|
Методики
|
Когнитивный
|
Знания и представления
обучающихся о Родине
|
«Незаконченное предложение»
Царева Л.И.
|
Эмоциональный
|
Отношение обучающихся к Родине
|
«Мое отношение к малой родине».
И.П. Савенков,
|
Деятельностный
|
Интерес младших школьников к Малой Родине, частота проявления стремлений к практической деятельности
|
«Я - Патриот!» Савельева Н.В.
|
Исходя из данных критериев, охарактеризовали уровни воспитанности патриотических чувств у обучающихся вторых классов, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика уровней патриотического воспитания младших школьников
Уровень
|
Качественная характеристика
|
Высокий
30-40 бб.
|
Обучающиеся обладают всем запасом знаний о стране и городе (символика, главы страны и города, столица), предусмотренным стандартом образования.
Обучающиеся имеют достаточно образное и цельное представление о малой Родине, отношение к малой Родине устойчивой и положительное, выбор модели является устойчивым и положительным и осознанным.
|
Средний
15-29 бб.
|
Обучающиеся обладают частичным запасом знаний о своей стране и городе (символика, столица, частично главы государства и своего населенного пункта), представления о малой Родине цельное, отношение к малой родине хотя и активное, но не достаточно устойчивое, выбор модели поведения не устойчив и недостаточно осознан, но в большей степени положителен.
|
Низкий
0-14 бб.
|
Обучающиеся обладают минимальным запасом знаний о своей стране и городе (столица), представления о малой родине фрагментарные, не взаимосвязанные отрывка, имеющие слабую эмоциональную окраску, отношение к малой родине пассивное, выбор модели поведения негативный и отсутствует осознанность.
|
По данной таблице мы будем определять усредненный общий уровень класса по результатам диагностики.
Для анализа уровня воспитанности патриотических чувств, нами были выбраны три методики, диагностирующие уровень воспитанности каждого критерия в отдельности.
Когнитивный критерий.
Методика №1 «Незаконченное предложение»
Данная методика разработана преподавательским составом начальной школы № 51 г. Санкт-Петербурга, во главе с заслуженным учителем России Царевой Л.И. (мы доработали методику, добавив особенности условий нашего эксперимента, а именно – классы находится не в городе, а в деревне).
Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по когнитивному критерию).
Инструкция: «Перед вами вопросы – незаконченные предложения. Необходимо их дописать».
Методика состоит из 20-ти незаконченных предложений (см. Приложение 3), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.
Критерии оценки:
За правильный и полный ответ учащийся получал 2 балла, за частично правильный – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 40.
Представим необходимые («эталонные») ответы учащихся.
Для контрольного класса (экспериментального) в таблице 2.
Таблица
Эталонные ответы детей по методике № 1
№
|
Вопрос
|
Эталонный ответ
|
Для контрольного класса
|
Для экспериментального класса
|
|
Деревню, в которой ты живешь, основал...
|
Кирилл Белозерский
|
Семья крестьян Аристовых
|
|
|
1776 году.
|
1802 году.
|
|
Деревня названа в честь ...
|
семьи крестьян Кузиных
|
семьи Аристовых
|
|
Первое строение нашей деревни – это ….
|
церковь св. Иоанна.
|
усадьба Аристовых
|
|
достопримечательность Великоустюгского района
|
Заказники: ландшафный «Опоки» и геологический «Стрельнинский»,
|
|
районе есть такие музеи, как …
|
Великоустюгский музей-заповедник, историко-архитектурный музей, художественный музей, «Лад», дом Деда Мороза, центр традиционной культуры
|
|
|
1207 году
|
|
Главная улица Великого Устюга –.
|
Красноармейская
|
|
Главная река Великого Устюга –
|
Сухона, Северная Двина.
|
|
Главная достопримечательность Великого Устюга –
|
гора Гледен.
|
|
такие музеи, как
|
Троице-Гледенский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C" монастырь, музей военной славы.
|
|
находится в
|
Вологодской области.
|
|
|
г. Вологда
|
|
Какие города есть в Вологодской области
|
Вологда, Череповец, Сокол, Устюжна, Великий Устуг.
|
|
|
тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
|
|
|
торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства
|
|
состоит из следующих цветов:
|
красный, синий, белый.
|
|
государства изображен
|
двуглавый орел.
|
|
|
день Победы
|
|
является город.
|
Москва
|
Балл ставится в зависимости от приближенности ответа ученика к эталонному варианту.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.
- 30-40бб. – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает все
ее символы.
- 15-30бб. – средний: знает историею «малой родины», но не на высоком
уровне; из символов узнаёт лишь некоторые.
- 0-15 бб. – низкий: историю «малой родины» не знает, из предложенных символов не указывает ни одного правильно.
Результаты проведения методики представим в приложении 6.
В результате проведения методики №1 контрольный класс справился с поставленной задачей следующим образом: большинство (15 человек) обладает средним уровнем; а 5 человек получили низкий. Стоит отметить, что никто не получил высокий уровень. Средний балл соответствует среднему уровню.
Таблица 2.1 – Результаты проведения методики в контрольном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
0%
|
75%
|
25%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.1 – Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию контрольного класса
Представим результаты экспериментального класса. По результатам проведения методики в экспериментальном классе, мы сделали следующие выводы.
13 учащихся экспериментального класса обладают средним уровнем патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, 3-ое – низким и 1 человек – высоким.
Таблица 2.2 – Результаты проведения методики в экспериментальном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
5,9%
|
76,5%
|
17,6%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.2 – Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию в экспериментальном классе
Как видим из приведенных таблиц и рисунков, в обоих классах преобладает средний уровень воспитанности патриотических чувств.
Методика №2 «Мое отношение к малой родине».
Данная методика разработана И.П. Савенковым, заслуженным учителем России.
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов (см. Приложение 5). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
- «да» - 4 балла;
- «не уверен» - 2 балл;
- «нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:
- 30-40 бб.– высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
- 20-30 бб. – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую
родину»;
- 10-20бб. - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество,
«малую родину»;
- 0-10 бб. – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую
родину».
Результаты проведения методики № 2 представим в приложении 4.
Диагностика контрольного класса посредством методики «Мое отношение к родному городу» дала следующие результаты: большинство – 16 человек обладают средним уровнем воспитанности патриотических чувств, 4 человека - низким. Можно охарактеризовать общий уровень класса как низкий.
Представим результаты в процентном соотношении.
Таблица 2.3 – Результат проведения методики № 2 в контрольном классе
в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
0%
|
80%
|
20%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.3 – Уровни воспитанности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию
Представим результаты исследования в экспериментальном классе.
Большинство учащихся, входящих в экспериментальный класс, в количестве 12 человек получили средний балл; низкий балл получили 5 человек.
Таблица 2.4 – Результаты проведения методики, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
0%
|
71%
|
29%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.4 – Уровни воспитанности патриотических чувств по когнитивному критерию в экспериментальном классе
Если сравнивать контрольный и экспериментальный классы, то по данной методике у контрольного класса средний процент выше.
Методика №3 «Я – патриот» (для выявления деятельностного компонента).
Методика «Я - Патриот!» разработана Савельевой Н.В. на основе главных положений и разделов государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с учетом приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся; концептуальных оснований патриотического воспитания.
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине».
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 1). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен».
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента.
- 30-40 бб. – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».
- 15-30 бб. – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.
- 0-15 бб. – низкий: редко проявляет чувство привязанности и
уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.
Инструкция: «Перед вами вопросы и три ответа на них. Вам нужно выбрать один из ответов на вопрос и отметить его галочкой».
Результаты проведения методики в контрольном и экспериментальном классах представлены в приложении 2.
Представим в процентном соотношении.
Таблица 2.5 – Результаты проведения методики, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
0%
|
95%
|
5%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.5 – Уровни воспитанности патриотических чувств по деятельностному критерию в контрольном классе
По данным, полученным в результате работы с контрольным классом, можно сделать вывод, что большинство (19 человек) имеют средний уровень патриотической воспитанности, и один из учащихся - низкий уровень патриотического воспитания. Это достаточно неплохой уровень для второклассников.
В экспериментальном классе были выявлены следующие результаты: большинство (14 человек) имеют средний уровень патриотизма и 3 человека – низкий уровень.
Таблица 2.6 – Результаты проведения методики № 3 в экспериментальном классе, в %
Уровень
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
%
|
0%
|
95%
|
5%
|
Представим данные графически.
Рисунок 2.6 – Уровни воспитанности патриотических чувств по деятельностному критерию в экспериментальном классе
Как видим по результатам первой методики, общий уровень классов – средний.
Как показало исследование, дети проявляют интерес и положительное отношение к своей Родине и к тому, что с ней связано.
Для общей оценки уровня воспитания патриотических чувств составим сводные таблицы. Таблицы представлены в приложении 7.
Общая оценка уровня воспитанности патриотических чувств учащихся экспериментального класса представлена в таблице.
Графические элементы позволяют более наглядно оценить общий уровень воспитанности патриотических чувств младших школьников, а также сравнить их у учащихся экспериментального и контрольного классов.
Для удобства сравнения результатов проведенных методик были составлены графики: для экспериментального класса и для контрольного.
Представим на рисунке 1 уровни сформированности компонентов.
Рисунок 2.7 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики контрольного класса.
Данная диаграмма обрисовывает общую картину воспитанности патриотических чувств в контрольном классе. Можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень воспитания патриотических чувств. Также присутствует некоторое количество учеников с низким уровнем. Высокий уровень показали несколько детей (в основном по 3 методике).
Следует заметить, что средний уровень воспитанности патриотических чувств по всем критериям данной класса – средний.
Рисунок 2.8 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики экспериментального класса
Что касается экспериментального класса, то здесь общие результаты схожи с результатами контрольного класса. Средний уровень патриотического воспитания у данного класса - средний, если сопоставлять с критериями оценки.
Распределение обучающихся контрольного класса по уровням воспитанности патриотических чувств представлены в таблице 19 и на рисунке 7.
Таблица 19
Уровни воспитанности патриотических чувств в контрольном классе
Уровни
класс
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Контрольный
|
33 %
|
54 %
|
13 %
|
Рис. 7. Диаграмма оценки уровней сформированности нравственного отношения к природе в экспериментальном классе по результатам контрольного среза
|
|
|